Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка в старших классах при обучении школьников с нарушением речи

Разделы: Логопедия


Особенности психофизического развития школьников, своеобразие познавательной деятельности учащихся с нарушением речи требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях V вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования, поиска новых методов, приёмов обучения.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в специальной школе является использование мультимедийных технологий.

В настоящее время, время повсеместной компьютеризации и прихода в образование новых технологий, у педагогов возникает настоятельная потребность в использовании мультимедийных средств, в том числе в создании электронных презентаций для использования их на коррекционных занятиях и уроках для детей с особенностями в развитии.

Использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития (Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). Современные технические средства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию. В результате активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия и развития положительной мотивации они повышают эффективность коррекции речевых расстройств, преодоления вторичных нарушений, а также способствуют общему развитию детей.

Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи – трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

У детей с речевой патологией часто оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено программирование речевой деятельности, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.

Также в различной степени нарушены операции и уровни речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторные уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования.

Количественное насыщение лексики должно сопровождаться созданием условий для реализации слов в активной речи, только тогда действительно будет развиваться, и обогащаться устная и письменная речь. Грамматическая структура речи школьников недостаточно развита и развернута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсутствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых простых предложений нарушены связи между словами. Следует отметить, что специфика речи объясняется не только бедностью впечатлений (а отсюда недостаточным запасом слов, расплывчатостью их знаний) и затруднениями в понимании связей между предметами и явлениями, но и отсутствием подлинных мотивов речи. Очень часто ребенок ограничивает свои ответы короткими «да», «нет» или строит их в виде нераспространенных предложений. Таким детям сложно без специального обучения овладеть навыками связного высказывания.

Недоразвитие фонематического восприятия, которое вызывает ряд однотипных ошибок в письменных работах учащихся (замены, пропуски, перестановки), требует использования специальных приемов для коррекции недостатков у детей данной группы: составления условно-графической схемы слова до его записи. Иными словами, опора на более сохранные анализаторы, в данном случае зрительный и кинестетический, содействует выработке навыков письма и исправлению дефектов фонематического восприятия.

Из сказанного следует, что в первую очередь следует помочь ученикам с речевыми проблемами организовать свою деятельность так, чтобы каждый отдельный этап протекал полноценно.

Решающую роль в формировании знаний, умений, навыков, по мнению учёных, играет использование разнообразного наглядного материала.

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Принцип наглядности тесно связан с принципами сознательности и активности в обучении детей, а это очень важно для детей коррекционных школ.

“Золотое правило дидактики – наглядность” (Ян Коменский).
. К.Д.Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, их наглядно-образному мышлению, поэтому наглядное обучение должно строиться от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению.

Поэтому наряду с традиционной наглядностью, используемой в обучении, применяются мультимедийные технологии, которые позволяют воздействовать одновременно на эти важнейшие органы чувств человека. При использовании мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при обучении детей с ОВЗ.

Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных технологий.
Компьютер вызывает горячий интерес как у учащихся, так и у педагогов. Однако, если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.

Использование мультимедиа в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение мультимедийых технологий в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Мультимедиа способствует:
1. Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
2. Повышению мотивации школьников к учению;
3. Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
4. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, формирование более глубокого понимания изучаемого материала.

Педагогическими условиями эффективного применения мультимедийных учебных презентаций являются: 1) учет психолого-педагогических, возрастных особенностей и уровня сформированности знаний и умений учащихся; 2) учет особенностей методики преподавания в специальной (коррекционной) школе V вида и, в частности, специфики использования технических средств в обучении детей с речевыми нарушениями; 3) соответствие содержания отдельных слайдов и всей презентации в целом теме, цели и задачам конкретного урока; 4) доступность содержательной стороны ИКТ; 5) определение места и времени демонстрации слайдов на уроке; 6) использование мультимедийной презентации в сочетании с другими средствами обучения; 7) профессиональная подготовка учителей.

На некоторых этапах уроков (закрепление, повторение) практическая деятельность учащихся организовывалась средствами , включающими в себя задания, упражнения, тесты и дидактические игры, разработанные для детей с разным уровнем сформированности знаний и умений. При помощи слайдов, содержащих различные упражнения, проводилась как индивидуальная, так и фронтальная самостоятельная работа учащихся. Разработанные задания и упражнения (пропедевтические, вводные, пробные, тренировочные, творческие, проблемные и контрольные) предусматривали их последовательное усложнение с учетом особенностей развития школьников. Совместное использование учебной презентации с интерактивной или маркерной доской значительно расширяло диапазон включаемых в урок упражнений, заданий, игр, а также видов работы с ними.

Русский язык как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции речи, интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Уроки русского языка, которые включают в себя непосредственно русский язык, литературу, развитие речи, логопедические занятия являются одними из важнейших дисциплин в коррекционной школе, ведь они располагают большими образовательными, коррекционно-развивающими и воспитательными возможностями, так как способствуют развитию коммуникативной функции детей, развитию мышления – его высших процессов.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у детей с проблемами в речи затруднения в общении с окружающими людьми.

Формируемая на базе устной, письменная речь, с ее большей полнотой, развернутостью и логичностью, на определенном этапе своего развития начинает активно влиять на устную.

Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь детей данной категории приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения. Учитывая филогенетическую особенность речи, необходимо создавать условия для постоянного опережающего развития ее устной формы.

Основная нагрузка в формировании речи детей с ОНР приходится на уроки русского языка, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его кодированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте.

Работа по формированию коммуникативных умений в течение всего обучения должна быть органично включена во все виды деятельности: учение, быт, игру. Повышение уровня развития коммуникативных умений является как самостоятельной целью обучения, так и средством, позволяющим добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции школьника с нарушениями речи. 

На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: научность, систематичность, сознательность, наглядность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. Благодаря учёту этих связей методика обеспечивает развивающий и коррекционный характер обучения.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность.
Коррекционная направленность проявляется в области речевого развития детей, так как важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся.
В процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению недостатков всех сторон речи ребенка.
Неполноценность личного опыта детей с проблемами в речи определяет выделение на всех этапах обучения пропедевтические периоды, 
где корригируются недостатки прошлого опыта и осуществляется подготовка детей к усвоению нового материала.
Практическая направленность нацелена на формирование у детей речевых навыков. Работа по развитию речи продолжается на всех других уроках русского языка.
Необходимым условием обучения является широкая опора на зрительную, слуховую и моторную (кинестетическую) наглядность, которая не только стимулирует разные анализаторы, но и мобилизует познавательную активность.

Специальные исследования, проведённые М.Ф. Гнездиловым, показали большое значение сочетания словесных и наглядных средств как для формирования конкретных представлений об окружающем мире, так и для отражения их в речи.

Чаще всего используются на уроках презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физкультминуток, а также при выполнении различных видов упражнений. В презентацию можно вставить и рисунки, и схемы, и таблицы, и тесты, и видео и т. п. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальной.

Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. 

На уроках русского языка презентации могут быть использованы на всех этапах урока или на каком-то отдельном: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, как алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, проверка и систематизация знаний, можно систематизировать знания с помощью схем и таблиц; при закреплении полученных знаний, также для проведения тестов, викторин. Благодаря презентациям удаётся сделать словарную работу интересной для учащихся: возможность использования иллюстраций, фотографий, словарных статей, работа со словом (наблюдение над целостным написанием, выделение орфограмм, деление слова на слоги, наблюдение над морфемами, слово с «окошками»). Детям нравится, что словарные диктанты не похожи друг на друга. Можно использовать картинный диктант, диктант по словарным статьям, запись слов с «окошечками», загадки, «Исправь ошибку», а также возможность сразу же проверить работу самостоятельно – всё это способствует развитию у детей навыков самоконтроля, а это очень важно для детей с ОВЗ.

На уроках литературы, требующих большего наглядного материала, презентации используются в качестве иллюстраций к произведениям. Также целесообразно применять их при знакомстве с биографией писателя. Презентации можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например), при написании изложений, сочинений. Большой плюс в применении ИКТ – при проведении сочинений по картине, т.к. можно посмотреть не только одну картину, а составить виртуальную экскурсию, рассмотреть отдельные фрагменты картины, сделать подборку стихотворений, музыкальных произведений, есть возможность послушать образец литературного чтения.

Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
Тем не менее, следует ещё раз отметить, что при разработке учебных презентаций нужно помнить об особенностях данных детей. Презентация должна быть доступной, без излишества различных спецэффектов, так как это будет отвлекать детей от сосредоточении на теме урока, с тщательно подобранным и понятном детям материалом, и в тоже время, она должна быть интересной, нести положительный эмоциональный заряд.

Безусловно, мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся. 
При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это урок, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе эффективность обучения не будет достигнута на должном уровне.

Подводя итог, можно сказать, что мультимедийные технологии можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность и требует высокого уровня методической подготовленности.

Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида активизирует познавательную и самостоятельную работу учащихся, повышает их мотивацию и концентрацию внимания. 

Использование ИКТ на уроках русского языка способствует формированию более устойчивых знаний и умений, развитию познавательного интереса школьников с нарушением интеллектуального развития, закреплению навыков самостоятельной работы, повышению эффективности коррекционного обучения.

Для успешного обучения учащихся школы V вида русскому языку учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать диагноз каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учетом его психофизических возможностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.

Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.