С этого года в нашей школе началась работа по проекту “Школа 3:0”. Школа будущего. Какой она должна быть? Большой или маленькой? Чего нужно добавить, или, что нужно убрать? Как организовать учебный процесс? Какая она, школа будущего?
В нашем Лицее много делается для того, чтобы ученику и учителю было комфортно и радостно находится в школе. Прекрасная материально-техническая база, компьютеры в каждом кабинете, интерактивные доски почти во всех кабинетах. Отличная столовая с несколькими комплексами обедов и горячими завтраками. Буфет с большим ассортиментом свежей выпечки. Медицинский центр. Стоматологический кабинет. Спортивная школа. Музыкальная школа. Школа искусств. Центр дистанционного обучения для работы с детьми с ограниченными возможностями. Еще много-много всего самого замечательного, о чем можно прочитать на сайте школы. Большая хорошая школа. Входит в состав 500 лучших школ России. Отличный директор. Прекрасный педагогический состав. У нас трудятся большое количество преподавателей ВУЗов нашей республики. Занимаются подготовкой учащихся к олимпиадам, к экзаменам, ведут элективные курсы. Педагоги нашей школы имеют возможность выезжать в лучшие школы России, чтобы знакомиться с опытом их работы, обмениваться идеями.
Много делается в нашей школе для удобства учеников и их родителей. У нас стало больше каникул (при этом количество каникулярных дней не изменилось). Родители наших учащихся могут планировать семейный отдых, согласно графику работы школы. Все потому, что с этого учебного года мы перешли на триместровую систему работы. Через каждые пять недель – семидневные каникулы. Оценки выставляются три раза в год: конец ноября, конец февраля, конец мая. В каникулы у всех учеников есть возможность индивидуально позаниматься с учителями-предметниками.
Изменилась в этом году и структура урока. За основу был взят опыт учителей Гимназии №44 имени Владимира Деева города Ульяновска. Уже много лет в Гимназии преподает историю учитель-новатор Юрий Иванович Латышев. Народный учитель России. Заместитель директора по научно-методической работе. Под его научным руководством школа стала узнаваемой, ее называют “школой Латышева”, настоящей школой будущего. Профессиональный, творческий коллектив, прекрасные, талантливые выпускники. И есть своя “изюминка” – в этой школе уроки длятся не по 45 минут, а по 30:30:30 (три по тридцать).
Изучив данный опыт, мы решили попробовать применить его в условиях нашего Лицея. С этого учебного в нашей школе каждый день у ребят по три урока. Но каждый урок длится 30:30:30 (т.е. 90 минут с пятиминутными переменами между частями). Таким образом, учащемуся нужно подготовиться на следующий день только по трем учебным предметам (а, не по 5-6, как было раньше).
Итак, много сделано для того, чтобы педагогам и ученикам было комфортно находиться в стенах школы.
И еще одна уникальная возможность. В нашей школе в этом году началась реализация проекта “1:1”. Все учащиеся школы имеют индивидуальные интернет-планшеты. Педагоги Лицея тоже обеспечены такой техникой. В основном, это продукция хорошо зарекомендовавшей себя компании Apple. В школе установлена беспроводная сеть Wi-Fi. Таким образом, у учителей и учащихся на каждом уроке есть возможность найти любую информацию в интернете, есть возможность использовать различные интернет-ресурсы, учебники в электронном виде, использовать различные образовательные приложения, установленные на iPad.
Итак, ваш выход, учитель! Современный, профессиональный, образованный учитель. И не важно, сколько Вам лет, 25 или 60. Вы должны быть интересны и понятны своим воспитанникам. И, всегда оставаться Учителем, то есть быть всегда на шаг впереди. Начиная с прошлой весны, все педагоги Лицея прошли специальные курсы по использованию в работе iPad. И сейчас, по необходимости, используют данную уникальную возможность.
Осталось самое главное – его величество – Урок. Технические возможности – это, конечно, очень хорошо. Но, как повысить качество образования? Как правильно построить урок, чтобы повысился уровень обученности учащихся? Как повысить мотивацию современного школьника к образовательной деятельности? Сегодня, очевидно, что для этого нужно поменять саму структуру урока. Построить урок так, чтобы ученик перестал быть объектом образования. Ученик должен быть субъектом образовательного процесса. Ребенок приходит в школу получать знания. А учитель ему в этом – старший друг и наставник. Урок должен быть построен так, чтобы ребенку было интересно учиться. Именно учиться, познавать новое, а не слушать учителя. В одной из российских школ, в холле первого этажа увидела огромный плакат. “Учеба не должна мешать вашему образованию”. По-моему, здорово!
Наша задача – организация учебной деятельности учащихся на уроке так, чтобы “солировал” ученик. Учитель будет указывать, в случае надобности, верный курс. Советом, подсказкой, примером.
Мы не можем точно знать, как правильно, мы можем на этом этапе развития школы пробовать. Пробовать и ошибаться. Лучше, конечно, не ошибаться. Извлекать уроки. И снова пробовать. Пробовать использовать современные возможности техники, использовать огромную информационную среду, которая уже создана вокруг нас. Использовать все возможности, которые дает нам школа. Использовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.
На сегодняшний день могу поделиться своим опытом. Покажу некоторые приемы, которые использую в работе.
При планировании соблюдаю определенные правила. Каждая 30-минутка – определенный этап урока. Каждый раз это могут быть разные этапы изучения темы. Сегодня буду придерживаться следующей схемы, чаще всего использую именно ее.
- Актуализация знаний.
- Контроль знаний.
- Изучение нового материала (обращаю внимание – не объяснение, а изучение).
Итак, актуализация знаний. На данном этапе следует проверить выполнение домашнего задания, ответить на вопросы учащихся. Здесь можно решить несколько задач по готовым схемам, чертежам. На этом же этапе проводим устный счет, выполняем устные упражнения, которые есть в любой теме или решаем несложные задания ЕГЭ из первой части экзамена, Главная задача на этом этапе урока – проверить готовность учащихся ко второму этапу – контролю знаний.
Контроль знаний. Это может быть тест, самостоятельная или контрольная работа по вариантам, тестирование, практическая или лабораторная работа. Это может быть решение примеров на оценку у доски. Выполнение индивидуальных заданий. На данном этапе стараюсь, чтобы все учащиеся получили оценку.
Изучение нового материала. Здесь учителю предоставляется возможность проявить свои лучшие качества, свой профессионализм. Очень трудно не сорваться и не начать рассказывать новый материал, старательно выводя формулы на доске и диктовать “с выражением” определения, которые есть в учебнике.
Позвольте ребятам самим разобраться в материале. Возможно, первое время, есть необходимость учителю самому составить для учеников алгоритм работы по теме. Пусть это будет перечень заданий, которые нужно выполнить, изучая материал учебника. Например,
- Начертите цилиндр.
- Укажите на чертеже основные понятия.
- Какой фигурой является сечение цилиндра, покажите возможные сечения на рисунках.
- Типовые (основные) задачи по данной теме, подобрать задачи из учебника.
- Оформить результаты с помощью доступных приложений (имеются в виду приложения, установленные на iPad).
На выполнения задания дается 20 минут. Первые два задания по силам всем ученикам. Начертить аккуратно фигуру (в учебнике, как правило, есть готовые чертежи), найти в параграфе основные понятия (обычно, они выделены курсивом), найти эти определения на чертеже. Происходит невольное запоминание основных понятий. Третье задание требует внимательного прочтения материала учебника, так как материал не выделен специально. Следующий этап – выполнить рисунки, где показать виды сечений. Этот навык пригодится позднее при решении задач. И снова идет невольное запоминание теоретического материала – горизонтальное сечение, вертикальное сечение, сечение, проведенное параллельно оси, и т.д. Четвертое задание – творческое. Здесь необходимо воспользоваться возможностями интернета. Сформулировать запрос в поисковой строке. Просмотреть большое количество материала, выбрать основное. Прочитать задачи из учебника, подумать, какие из них подходят к каждому типу, выписать номера. Сильные ученики успевают решить некоторые задачи. И пятый пункт. Это возможно только тогда, когда под рукой планшетные персональные компьютеры. С помощью приложений Popplet, ВооkCreator и других, можно создать брошюру, схему (кластер), презентацию, и др. Зависит от желания ученика.
И, когда работа по самостоятельному изучению темы закончена, мы можем вывести изображения на экран (подключаем возможности Apple TV). Так же лучшие работы с помощью школьной почты мгновенно рассылаем всем ученикам класса. Далее происходит защита мини-проектов. Вносятся коррективы, дополнения. В обсуждении участвует весь класс. На этом этапе урока развивается монологическая речь учащегося, осваивается язык математики.
Сознательно не углубляюсь в технические возможности нашей школы. Таких школ, как наш Лицей – единицы. Это огромная заслуга руководства нашего Лицея.
Схему изучения темы даю только на первых уроках. Зависит от степени подготовленности учеников. В дальнейшем, ребята самостоятельно могут составить план исследования темы, или даже большого раздела. Понятно, что при такой форме организации учебного занятия вопрос о всеобщей занятости учащихся решен. Если такое задание давать по группам (по 4 человека), то ребята могут разделить объем выполняемой работы, и каждый будет отвечать за свою часть. Кто-то решает задачи в тетради, чтобы фотографии решений вставить в готовый продукт (книга, презентация, схема, и др.), кто-то ищет дополнительный теоретический материал, кому-то интереснее дизайн проекта. Во всех случаях, каждому ученику придется включиться в работу, так как от его результата зависит общий результат. Каждый может выбрать занятие по силам. Происходит неосознанное запоминание учебного материала. При подготовке к следующему уроку ученику придется выучить какие-то правила, определения, доказательства. Но это уже будет легче, так как в голове ученика есть основная схема изучения материала, понятно, что из чего следует. Создан материал, где выбраны основные моменты темы. При ответе на следующем уроке допускается использование созданных учеником материалов.
Домашнее задание будет сформулировано таким образом, чтобы ученику было понятно, что нужно знать, чем будем заниматься на следующих уроках. Часто даю индивидуальные задания по новому материалу, чтобы подстраховать себя, вдруг какие-то моменты урока пойдут не так, возникнут трудности в понимании темы. Тогда такой ученик сможет показать всем, что и в данной трудной теме можно разобраться. Главное не спешить, дать возможность ребятам самим дойти до сути изучаемого вопроса.
Подводя итоги, хочется сказать, что все школы индивидуальны. Все педагоги разные. Но всех нас объединяет общая цель – создание школы будущего. Современной, оснащенной, профессиональной. Хочется, чтобы наши выпускники много знали, обладали познавательным типом мышления, умели быстро находить нужную информацию и использовать ее при достижении поставленных целей. И мы, учителя, должны им в этом помочь. Для этого нам тоже нужно постоянно учиться, осваивать новые технологии, знакомиться с опытом передовых школ. Мы должны научить детей учиться. А для этого перестроить саму схему урока. При подготовке урока продумайте, какие формы организации учебного занятия позволят учащимся самим включиться в работу. Спрашивайте и дожидайтесь ответа. Задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте. Направляйте. И тогда, все у нас получится.