Цель урока: способствовать формированию понятия о значимости значения слов в речи.
Задачи урока:
- Закрепление умения решать орфографические задачи, используя разные способы проверки.
- Развитие познавательного интереса к лексике родного языка, обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами русского языка.
- Формирование умения строить речевое высказывание с использованием в нем фразеологизмов.
- Воспитание любви к родному языку.
Оборудование: Презентация
Для учащихся:
- учебники, рабочие тетради, тетради на печатной основе,
- листы со справочным материалом по теме урока.
Для учителя:
- карточки тематических слов.
- Фразеологические обороты Шанского.
- Толковый словарь С.И.Ожегова. Почему мы так говорим?
- Этимологический словарь.
- Орфографический словарь.
Ход урока
1. Организационный момент
– Урок русского языка.
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”, – писал Константин Паустовский. И он прав, и мы не раз уже убедились в этом, работая по разделу “Слово – главный работник в нашей речи”.
– Как вы понимаете, о каком богатстве говорит автор? Как понимаете значение слова “богатый” в данном высказывании? (Чем богат русский язык? В чем его богатство?)
Язык богат многообразием слов. Все в окружающем мире мы называем словами, ярко и точно слова отражают назначение, характеристику, качества предмета, действия или явления.
– Но мало знать, как называются предметы, … Что еще важно знать о слове?
– Значение слова.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
– Это доказывает и домашнее задание.
ТПО: № 571
– Откройте упражнение. В чем заключалась ваша работа? (узнать значение слова)
– Какое открытие вы сделали, работая с информацией упражнения? (слово каприз имеет 2 значения)
– А теперь попробуйте сделать вывод согласно модели:
Каприс/с/ каприз/с/
Обобщение:
– Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает?
(Помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга)
Задачи урока:
- решать орфографические задачи;
- грамотно выражать мысли (конструировать предложения).
3. Объявление темы, постановка задач урока.
– Можете ли вы с уверенностью, твердо сказать, что обладаете достаточным глубоким знанием о значении слов нашего языка? Достаточно ли той информации о словах, которую вы получили. И можно перейти к новому разделу?
Тогда скажите, над чем следует поработать еще, чему еще есть желание поучиться, о чем узнать?
– Итак, сегодня мы снова посвятим свою работу значению слова, ………при этом решая уже поставленные вами ранее задачи.
(Открывается тема урока на доске)
Значение слова. / Фразеология./
4. Самостоятельная работа в тетрадях
.– Запишите число, классная работа.
– Отгадайте загадку:
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица)
а) – Наш друг Джон размышлял о написании слова “синица” и у него возникли затруднения.
– Запишите и вы это слово. Письменно расскажите все об этом слове, т.е. выполните разбор слова, как части речи.
(1 ученик работает у доски)
– Обсудите в парах: в чем мог испытывать затруднения Джон? Затем обсудим работу вместе.
Проверка индивидуальной работы ученика:
– Представь свою работу классу.
– В чем мог испытывать затруднение мальчик иностранец?
(В какой части слова опасное место, орфограмма)
(Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением)
б) Самооценка.
– Оцени свою работу.
……………………….
в) – Как же следовало поступить Джону, если гласная в корне непроверяемая?
– В нашем орфографическом словаре нет такого слова.
– Попробуйте объяснить с точки зрения значения слова, почему птицу так назвали?
– Теперь посмотрите на рисунок, верна ли ваша версия? Справедливо ваше предположение? (синица – потому что синяя?)
(Рисунок)
– А вот правы были в своем предположении или нет, узнать нам поможет текст упр. № 572.
– Познакомьтесь с его содержанием.
– О чем вы узнали? (синица издает звуки “си – си – си”)
– Обсудите в группах, какой совет вы дадите Джону теперь?
– Что же помогло справиться с орфографической задачей?
(История значения слова)
– Для решения этой орфографической задачи помогает история значения слова. Здесь мы воспользовались именно этим способом.
– Теперь зарубите себе на носу, как пишется это слово.
5. Открытие нового знания
.а) – Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас сказала? Как вы понимаете смысл произнесенной мною фразы? Объясните.
– В русском языке таких выражений много.
– И, наверное, вы уже догадались, о чем будет наш дальнейший разговор.
– О чем? Ознакомление с языковым термином.
– Такие выражения изучает наука (открывается вторая часть записи в теме урока на доске) фразеология. А сами выражения называются фразеологическими.
И в своей речи мы часто их используем. Порой, не замечая этого, но прекрасно понимая друг друга.
– Попробуем в этом убедиться.
Физминутка:
– Но сначала отдохнем.
Засучите рукава,
Поработать вам пора.
Бить баклуши очень стыдно,
Да и в лужу сесть обидно.
– Надеюсь, вы уже заметили в содержании стишка интересные выражения? Какие?
– С одним из них вы встретитесь, выполняя задание в группе.
б) Работа в группах.
– Сейчас каждая группа получит карточку, с записанным на ней выражением, фразой. Обсудите в группе, поразмышляйте, и дайте объяснение смысла предложенной фразе.
Держать язык за зубами. (Молчать)
Кашу не сваришь. (Нельзя договориться)
Засучив рукава. (Старательно, не жалея сил)
Спустя рукава. (Небрежно, кое-как)
Прийти к шапочному разбору. (Опоздать)
Бить баклуши. (Ничего не делать)
в) Проверка работы групп.
– Кто справился и нашел объяснение предложенному выражению?
(Выступление групп)
– У кого затруднения? Прочтите фразу. Кто сможет дать объяснение?
– А теперь проверьте себя. В ТПО, № 575 есть справочное бюро, обратитесь к нему за помощью.
(Или в книге – словаре)
– Толкование слов, истории о происхождении многих интересных фразеологических оборотов можно узнать в книге “Почему мы так говорим”. Это фразеологический словарь.
6. Оценка.
– Чью работу вы могли бы сейчас отметить?
7.
– А теперь поупражняемся.
(Сценка:
Попрошу Настю продемонстрировать одну реплику. Сейчас Настя выступит в роли учителя. Коноваленко Настя читает с выражением:
– Скорее одевайтесь, а то приедем на интересную встречу к шапочному разбору)
– Вы поняли, о чем говорит учительница, о чем предупреждает?
(Если не поняли, тогда № 573 прочтите текст и ответьте, о чем просит учитель)
8. Самостоятельная работа
В учебнике № 574 – Прочтите задание. Выполните письменно.
1 ученик у доски: запись
– Какое выражение в конструкции предложения будет фразеологическим оборотом, какие слова?
Самооценка.
– Попробуем использовать, теперь уже знакомые вам выражения, в конструкциях предложений готового текста.
– Я буду читать рассказ, а вы мне поможете его дополнить подходящими по смыслу выражениями.
“Ребята решили разбить под окном дома клумбу. Копать стали по очереди. Первым за лопату взялся Колька. Как оказалось, копать он не умел.
– Ну – ка, отойди! – сказал Тарас. – С тобой…(каши не сваришь).
Настала очередь Саньки. Ребята ушли за водой. А когда вернулись, увидели глыбы земли.
– Вот так вскопал! – воскликнул Борька.
– А что?! – обиделся Санька.
– Да, ничего. Ты и не старался ни капельки, и работал ….(спустя рукава)
4. – Что заметили в отношении оборотов? В контексте разных предложений они изменялись или оставались прежними?
(Обороты на доске)
– На странице 26, тетради на печатной основе, в нижней рамочке об этом есть сообщение. Прочтите его.
– Фразеологические обороты, фразеологизмы, используются в конструкции предложения целиком, целой фразой.
(Модель)
Поняли сейчас, о чем я попросила вас? (запомнить)
– Какое отношение имеет нос к запоминанию?
9. Домашнее задание
.– История происхождения этого выражения представлена в упражнении № 577.
С ней вы познакомитесь самостоятельно. Это и будет вашим домашним заданием.
10. Итог урока.
– Что нового вы открыли для себя на нашем уроке?
– Почему мы используем фразеологизмы в своей речи?
– Какой вывод о значении слова по итогу нашей работы сделаем?
(Важно знать значение слов; стремиться узнать о словах больше, чтобы речь была грамотной, чтобы ты и тебя понимали.)