Урок русского языка по теме "Значение слова. Фразеология". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: способствовать формированию понятия о значимости значения слов в речи.

Задачи урока:

  • Закрепление умения решать орфографические задачи, используя разные способы проверки.
  • Развитие познавательного интереса к лексике родного языка, обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами русского языка.
  • Формирование умения строить речевое высказывание с использованием в нем фразеологизмов.
  • Воспитание любви к родному языку.

Оборудование: Презентация

Для учащихся:

  • учебники, рабочие тетради, тетради на печатной основе,
  • листы со справочным материалом по теме урока.

Для учителя:

  • карточки тематических слов.
  • Фразеологические обороты Шанского.
  • Толковый словарь С.И.Ожегова. Почему мы так говорим?
  • Этимологический словарь.
  • Орфографический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

– Урок русского языка.

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”, – писал Константин Паустовский. И он прав, и мы не раз уже убедились в этом, работая по разделу “Слово – главный работник в нашей речи”.

– Как вы понимаете, о каком богатстве говорит автор? Как понимаете значение слова “богатый” в данном высказывании? (Чем богат русский язык? В чем его богатство?)

Язык богат многообразием слов. Все в окружающем мире мы называем словами, ярко и точно слова отражают назначение, характеристику, качества предмета, действия или явления.

– Но мало знать, как называются предметы, … Что еще важно знать о слове?

– Значение слова.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

– Это доказывает и домашнее задание.

ТПО: № 571

– Откройте упражнение. В чем заключалась ваша работа? (узнать значение слова)

– Какое открытие вы сделали, работая с информацией упражнения? (слово каприз имеет 2 значения)

– А теперь попробуйте сделать вывод согласно модели:

Каприс/с/ каприз/с/

Обобщение:

– Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает?

(Помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга)

Задачи урока:

  • решать орфографические задачи;
  • грамотно выражать мысли (конструировать предложения).

3. Объявление темы, постановка задач урока.

– Можете ли вы с уверенностью, твердо сказать, что обладаете достаточным глубоким знанием о значении слов нашего языка? Достаточно ли той информации о словах, которую вы получили. И можно перейти к новому разделу?

Тогда скажите, над чем следует поработать еще, чему еще есть желание поучиться, о чем узнать?

– Итак, сегодня мы снова посвятим свою работу значению слова, ………при этом решая уже поставленные вами ранее задачи.

(Открывается тема урока на доске)

Значение слова. / Фразеология./

4. Самостоятельная работа в тетрадях.

– Запишите число, классная работа.

– Отгадайте загадку:

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется (Синица)

а) – Наш друг Джон размышлял о написании слова “синица” и у него возникли затруднения.

– Запишите и вы это слово. Письменно расскажите все об этом слове, т.е. выполните разбор слова, как части речи.

(1 ученик работает у доски)

– Обсудите в парах: в чем мог испытывать затруднения Джон? Затем обсудим работу вместе.

Проверка индивидуальной работы ученика:

– Представь свою работу классу.

– В чем мог испытывать затруднение мальчик иностранец?

(В какой части слова опасное место, орфограмма)

(Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением)

б) Самооценка.

– Оцени свою работу.

……………………….

в) – Как же следовало поступить Джону, если гласная в корне непроверяемая?

– В нашем орфографическом словаре нет такого слова.

– Попробуйте объяснить с точки зрения значения слова, почему птицу так назвали?

– Теперь посмотрите на рисунок, верна ли ваша версия? Справедливо ваше предположение? (синица – потому что синяя?)

(Рисунок)

– А вот правы были в своем предположении или нет, узнать нам поможет текст упр. № 572.

– Познакомьтесь с его содержанием.

– О чем вы узнали? (синица издает звуки “си – си – си”)

– Обсудите в группах, какой совет вы дадите Джону теперь?

– Что же помогло справиться с орфографической задачей?

(История значения слова)

– Для решения этой орфографической задачи помогает история значения слова. Здесь мы воспользовались именно этим способом.

– Теперь зарубите себе на носу, как пишется это слово.

5. Открытие нового знания.

а) – Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас сказала? Как вы понимаете смысл произнесенной мною фразы? Объясните.

– В русском языке таких выражений много.

– И, наверное, вы уже догадались, о чем будет наш дальнейший разговор.

– О чем? Ознакомление с языковым термином.

– Такие выражения изучает наука (открывается вторая часть записи в теме урока на доске) фразеология. А сами выражения называются фразеологическими.

И в своей речи мы часто их используем. Порой, не замечая этого, но прекрасно понимая друг друга.

– Попробуем в этом убедиться.

Физминутка:

– Но сначала отдохнем.

Засучите рукава,
Поработать вам пора.
Бить баклуши очень стыдно,
Да и в лужу сесть обидно.

– Надеюсь, вы уже заметили в содержании стишка интересные выражения? Какие?

– С одним из них вы встретитесь, выполняя задание в группе.

б) Работа в группах.

– Сейчас каждая группа получит карточку, с записанным на ней выражением, фразой. Обсудите в группе, поразмышляйте, и дайте объяснение смысла предложенной фразе.

Держать язык за зубами. (Молчать)
Кашу не сваришь. (Нельзя договориться)
Засучив рукава. (Старательно, не жалея сил)
Спустя рукава. (Небрежно, кое-как)
Прийти к шапочному разбору. (Опоздать)
Бить баклуши. (Ничего не делать)

в) Проверка работы групп.

– Кто справился и нашел объяснение предложенному выражению?

(Выступление групп)

– У кого затруднения? Прочтите фразу. Кто сможет дать объяснение?

– А теперь проверьте себя. В ТПО, № 575 есть справочное бюро, обратитесь к нему за помощью.

(Или в книге – словаре)

– Толкование слов, истории о происхождении многих интересных фразеологических оборотов можно узнать в книге “Почему мы так говорим”. Это фразеологический словарь.

6. Оценка.

– Чью работу вы могли бы сейчас отметить?

7.

– А теперь поупражняемся.

(Сценка:

Попрошу Настю продемонстрировать одну реплику. Сейчас Настя выступит в роли учителя. Коноваленко Настя читает с выражением:

– Скорее одевайтесь, а то приедем на интересную встречу к шапочному разбору)

– Вы поняли, о чем говорит учительница, о чем предупреждает?

(Если не поняли, тогда № 573 прочтите текст и ответьте, о чем просит учитель)

8. Самостоятельная работа

В учебнике № 574 – Прочтите задание. Выполните письменно.

1 ученик у доски: запись

– Какое выражение в конструкции предложения будет фразеологическим оборотом, какие слова?

Самооценка.

– Попробуем использовать, теперь уже знакомые вам выражения, в конструкциях предложений готового текста.

– Я буду читать рассказ, а вы мне поможете его дополнить подходящими по смыслу выражениями.

“Ребята решили разбить под окном дома клумбу. Копать стали по очереди. Первым за лопату взялся Колька. Как оказалось, копать он не умел.

– Ну – ка, отойди! – сказал Тарас. – С тобой…(каши не сваришь).

Настала очередь Саньки. Ребята ушли за водой. А когда вернулись, увидели глыбы земли.

– Вот так вскопал! – воскликнул Борька.

– А что?! – обиделся Санька.

– Да, ничего. Ты и не старался ни капельки, и работал ….(спустя рукава)

4. – Что заметили в отношении оборотов? В контексте разных предложений они изменялись или оставались прежними?

(Обороты на доске)

– На странице 26, тетради на печатной основе, в нижней рамочке об этом есть сообщение. Прочтите его.

– Фразеологические обороты, фразеологизмы, используются в конструкции предложения целиком, целой фразой.

(Модель)

Поняли сейчас, о чем я попросила вас? (запомнить)

– Какое отношение имеет нос к запоминанию?

9. Домашнее задание.

– История происхождения этого выражения представлена в упражнении № 577.

С ней вы познакомитесь самостоятельно. Это и будет вашим домашним заданием.

10. Итог урока.

– Что нового вы открыли для себя на нашем уроке?

– Почему мы используем фразеологизмы в своей речи?

– Какой вывод о значении слова по итогу нашей работы сделаем?

(Важно знать значение слов; стремиться узнать о словах больше, чтобы речь была грамотной, чтобы ты и тебя понимали.)

Презентация