Интегрированный урок (физическая культура + биология) на тему "Рекорды. Есть ли предел?!"

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей


Методы обучения: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: ПК, мультимедия.

Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Структура урока

I. Оргмомент.

II. Ребята, начнем наш урок с разгадывания кроссворда. Полученное слово по вертикали повторит одно слова из темы нашей урока.

Учитель биологии:

1. Первый компонент внутренней среды организма?

Учитель физической культуры:

2. Способ передвижения?

Учитель биологии:

3. Искривление позвоночника?

Учитель физической культуры:

4. Спортивная игра, в переводе с английского “рука-мяч”?

5. Бег на среднюю дистанцию?

Учитель биологии:

6. Спортивный снаряд или место нахождения хромосом?

Учитель физической культуры: У нас с вами получилось слово рекорд. Сразу возникает вопрос: что такое рекорд? (ответы учащихся).

Т.е. рекорд – это наилучший успех, достижения в какой-либо сфере деятельности

Учитель биологии: А какие рекорды бывают? (ответы учащихся).

А сегодня с вами будем говорить о спортивных рекордах.

Давайте подумает над следующими вопросами:

Учитель физической культуры: Самый быстрый человек Усен Болт пробежал сто метров за 9,58 секунд в 2007 году. Данный рекорд не превзойден. А можно ли быстрее? (ответы учеников).

Учитель биологии: Хорошо, а может ли человек перепрыгнуть через дом? (ответы учеников).

Ваши мнения различны, одни утверждают, что это возможно, другие, что это нереально. Ребята, следовательно какова тема нашего урока?

Ответ: Рекорды. Есть ли предел?!

(Учитель физической культуры пишет темы на доске).

Учитель физической культуры: Цели нашего урока мы можем сформулировать из темы урока:

  • выяснение возможностей человеческого организма, реакции нашего организма на усиленные нагрузки, каковы последствия таких нагрузок, есть ли предел возможностям человеческого организма;
  • развитие умений анализировать, аргументировать свой ответ;
  • сопоставлять полученные знания на практике;
  • воспитание ЗОЖ.

III. Актуализация знаний.

Учитель физической культуры: В спорте есть разные рекорды: рекорды мира, олимпийский рекорд, рекорд страны, личный рекорд.

В древности первое упоминание о рекордах было на четвертых олимпийских играх, записи были на столбах, которые стояли посередине арены, на них было написано “великий прыгун на 50 “стоп” =18 м.”.

До 1 сентября 1975 г. рекорды фиксировались ручным секундомером, с 1980 г. стали применяться автоматические секундомеры.

Учитель биологии: Такие специалисты, как физиологи, анатомы, которые наблюдают за человеческим организмом, используют компьютерные программы, этот предел заложен природой, и нельзя четко определить, где будет конец предела. Но, есть много примеров, когда ни ученые, ни наука, ни сами люди не могут объяснить момент сверхъестественного. Например, советскими полярниками проводились исследования в Арктике. Самолет приземлился на льдине, летчик вышел из кабины, спустился на лед и занялся установкой приборов. Внезапно летчик заметил, что что-то находится недалеко от него. Он оглянулся и увидел стоящего рядом с ним белого медведя. В следующий момент он ощутил, что уже сидит на крыле самолета, которое находилось на высоте 2 метра от земли. Каким образом он смог на него запрыгнуть, он потом рассказать не смог, все произошло без участия сознания. Ушанка, унты, шуба не помешали летчику совершить этот гигантский прыжок. Конечно же, здесь не обошлось без гормона – адреналина, выплеск которого помог полярнику совершить невозможное. Этот случай аналогов не имел.

Учитель физической культуры: Давайте представим следующую ситуацию: вы хотите поставить рекорд в легкой атлетике. Какие качества вам необходимы для достижения данной цели?

(Фронтальная беседа с учащимися. Учитель биологии записывает на доске предположения учащихся).

  • Данные от природы.
  • Физическая подготовка.
  • Правильное питание.
  • Психологические качества (целеустремленность, упорство и т.д.).
  • Материальная база.

Молодцы! А теперь немного отдохнем. Физминутка.

Учитель биологии: Но не всегда наступает такой момент, когда человек в спорте достигает своего “потолка”, т.е. спортсмен выкладывается на 100%, но достигнуто еще далеко не все, многие начинают помогать организму из вне: это применение анаболиков, стимуляторов, энергетиков.

Для этого существуют допинг-контроли, когда всех спортсменов, в каждом виде спорта до и после участия в олимпиадах, чемпионатах мира и т.д. проверяют на применение этих средств.

Давайте более подробно о допингах узнаем из сообщений ребят.

(выступление, презентация).

После всего увиденного, какой вывод можно сделать?

(ответы учащихся).

  1. При применении допинг веществ организм человека может делать невозможное.
  2. Отрицательно сказывается на организме.
  3. Отстранение от выступлений.

Учитель физической культуры: Мы уже говорили, что каждый спортсмен, каждый из нас хочет по максимуму поставить свой рекорд. Что может помешать ему в достижении данных целей?

(ответы учащихся).

  1. Травмы коленных, локтевых, тазобедренных суставов.
  2. Разрыв сухожилий, мышц.
  3. Искривление костей, плоскостопие.
  4. Травмы брюшной полости, шеи, головы и т.д.

Спорт великих достижений, где чаще всего появляются рекорды, таит в себе опасность. Кто-то на протяжении многих лет держится на вершине успеха, бьет рекорды, но так же есть много случаев смерти спортсменов во время состязаний, когда организм не выдерживает таких нагрузок.

Давайте послушаем ребят.

  • Алексей Черепанов, уроженец с. Озерки Алтайского края.
  • Елена Исенбаева, прыжки в высоту.
  • Миклош Хедер, португальский футболист.

Учитель биологии: Давайте вернемся к нашим вопросам. Есть ли предел?

Можно сказать, что это философский вопрос и спортивные данные нам говорят, что с каждым десятилетием происходит улучшение и достижение новых рекордов, они не стоят на месте (Учитель физической культуры показывает и объясняет диаграмму бега на 100м.).

Но с другой стороны, человеческий организм с биологической точки зрения, он не выдерживает усиленных нагрузок, быстро изнашивается, что приводит к инвалидности, смерти.

Следовательно, в спорте, в рекордах нужно чувство меры, необходимо почувствовать ту точку, когда нужно остановиться.

IV. Выставление оценок учащимся.

V. Рефлексия.

Достигли ли мы поставленных целей?

Выяснили ли:

  • Возможности человеческого организма?
  • Реакцию организма на усиленные нагрузки?
  • Последствия таких нагрузок?
  • Есть ли предел возможностям человеческого организма?
  • Узнали ли что-то новое на уроке?

VI. Домашнее задание.

  1. Продолжаем совершенствовать свои физические данные.
  2. Кого заинтересовала данная тема, может поискать дополнительный материал и выступить с ним на НОУ, классных часах и т.д.
  3. Продолжаем устанавливать свои личные рекорды в спорте, в знаниях.

Всем спасибо за урок. До свидания!!!