Урок по теме "Изображение данных с помощью диаграмм". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ЦЕЛЬ: создать условия для определения и построения диаграмм путем активизации УУД и применения их на практике.

ЗАДАЧИ:

  • подготовка детей к определению и построению диаграмм;
  • формирование УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)
  • развитие потребности в освоении УУД, в частности, в чтении и представлении информации в невербальном виде;
  • воспитание у детей бережного отношения к своему времени.
  • ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ: мультимедийный кабинет, презентация "Изображение данных с помощью диаграмм", карточка самооценки для каждого учащегося, карточки с текстом, зеленые и красные полоски для каждой группы, клей, ножницы, по 2 листа белой бумаги для каждой группы, цветные карандаши (синий, красный, зеленый, желтый), учебник "Математика" 1 часть для 3 класса (автор А.Л.Чекин, М.: Академ/Книга, 2013. С.112).
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ УУД
1. Мотивация УД (2 мин) -Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. Все готовы? Тогда начнем урок.

- У вас на партах у каждого лежит карточка самооценки, с которой мы будем работать на уроке. Оценивать себя будете сами: за правильно выполненное задание ставите "5, 4 или3", за задание с ошибкой - "3 или 2".

КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ_______________

Актуализация знаний

Новые знания. Работа в группе.

Закрепление новых знаний

Самостоятельная работа

- Вы готовы начать работу?

- Во время работы на уроке помните: "У вас все получится!" Слайд 2.

- В нашем классе есть рекордсмены (Быстрее всех бегают, читают, решают примеры за 1 минуту:)

- Кто еще хочет установить рекорд класса?

- Где фиксируют мировые рекорды?

Слайд 3.

Учащиеся знакомятся с текстом карточки самооценки.

Учащиеся открывают тетрадь и записывают в ней число.

- Рекорды мирового масштаба записывают в специальную книгу, которую называют "Книга рекордов Гиннеса"

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний (4 мин) - Хотите узнать об этих рекордах? Я выбрала для вас очень интересную информацию из этой книги.

Слайд 4.

- В какой стране был установлен рекорд непрерывного танца?

- В виде чего представлена информация?

Слайд 5.

- Какой стране принадлежит рекорд самого длительного пребывания на космической орбите?

- В виде чего представлена информация? Слайд 6.

- Что объединяет все эти рекорды?

Это удивительная величина. Про время сложено много пословиц.

- Какие пословицы вы знаете про время?

Слайд 7 с пословицами ("Делу -время, потехе -час". "Время - деньги". "Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь")

- О чем эти пословицы?

- Оцените себя в карточке самооценки в строке "Актуализация знаний".

- Индия.

- Россия.

- Время.

Ответы детей.

- Все надо делать своевременно, время надо беречь.

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Открытие новых знаний. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. Формулирование темы и цели урока (10 мин) Работа в группах (самостоятельное разделение ролей учащимися в группе)

Прочитайте текст и определите, как можно сэкономить время? (Каждой группе дается текст).

Текст. Время - главное богатство человека. Тот, кто научился его ценить, наверняка, сможет достигнуть много. Высвободить несколько минут в день можно благодаря нескольким советам: не трать время на ожидание - сэкономится 30 минут, следите за временем - можно высвободить 40 минут, планируйте свою деятельность - это даст тебе лишних 20 минут. Постоянно задавай себе вопрос: "Как сейчас можно потратить время с наибольшей пользой?"

- Представьте числовую информацию схематично.

- Сколько времени можно сэкономить за день с пользой, если пользоваться этими советами?

Сравнение работ детей с диаграммой на Слайде8

- Чем на ваш взгляд отличаются ваши работы от моей?

- Какая тема урока?

- Что такое диаграмма? Слайд 9.

- Какую цель урока поставим?

- Можно ли свою работу на уроке зафиксировать с помощью диаграммы?

Работа в группах (на большом листе)

30мин

40мин

20мин

30 40 20

Презентация результатов (один учащийся выходит к доске с изображением на большом листе и защищает работу, выполненную в группе).

- Наглядно показано отношение между величинами.

-Диаграммы. Изображение данных с помощью диаграмм.

Определение "диаграмма"

- Научиться строить и применять диаграммы.

- Да.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, определение функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

логические: анализ, синтез; учет разных мнений; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации;

Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, контроль, самоконтроль, самооценка.

4. Первичное закрепление темы (16 мин) - Что же такое диаграмма?

Слайд 10.

1.Работа в тетради, один - у доски с комментированием.

Задача. Постройте диаграмму распределения времени в течение дня ученика 3 класса, если известно, что на сон уходит 10 часов, на выполнение домашнего задания - 2 часа, на отдых и прогулку - 3 часа.

2. Текст задачи №387. В корзине лежало 5 зеленых и 15 красных яблок. Во сколько раз красных яблок было больше, чем зеленых. Изобразите в виде диаграммы с помощью цветных полосок.

Работа в группах (Изобразить с помощью цветной бумаги). Презентация.

- Как такой рисунок называют?

- Можно ли установить с помощью такой диаграммы: сколько раз вторая полоска укладывается в первой?

- Во сколько раз первая полоска длиннее второй?

- Можно ли ответить на вопрос задачи: во сколько раз красных яблок было больше, чем зеленых?

Запиши решение задачи. Вычисли и запиши ответ.

- Какой тип задачи у нас был?

- Можно или нельзя в этой задаче изменить вопрос? Сделать ее на разностное сравнение? И как она будет решаться?

- Оцените себя в карточке самооценки в строке "Новые знания. Работа в группе".

- Это графическое (наглядное представление), изображение соотношения между величинами.

У каждой группы: лист белой бумаги, клей, ножницы, полоска зеленой бумаги и длинная красная полоска.

- Диаграмма сравнения.

15 : 5 = в 3 раза красных яблок больше.

- Задача на кратное сравнение.

- Можно поставить вопрос к задаче "на сколько больше".

15 - 5 = на 10 красных яблок больше.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывание.

Регулятивные: самооценка, оценка, контроль.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

5. Самостоятельная работа (10 мин) - Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что эту самостоятельную работу выполнит без ошибок? (Прогнозирование).

1. №388 (Изобрази следующие данные с помощью диаграммы. В одном отрезе 10 м ткани, в другом - 15 м, а в третьем - 20 м).

№389 (Как показать с помощью диаграммы, что в одном мешке зерна в 2 раза больше, чем в другом?)

- Взаимопроверка. Оцените своего соседа в пятибалльной системе оценивания.

- Поднимите, пожалуйста, руку, кому поставили "5"?

Сравнение с эталоном. Слайде 11.

- Оцените себя в карточке самооценки в строке "Самостоятельная работа".

20

1

10 15 20

Личностные: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в УД.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка - оценка качества и уровня усвоения; коррекция; самооценка; самопроверка; предварительная оценка (прогнозирование), взаимопроверка.

7. Рефлексия учебной деятельности (5 мин). 1.- Какую цель мы ставили?

- Удалось ли достичь цель?

- Могут ли нам пригодиться умения строить диаграммы?

2.Самооценка.

-Вспомните вашу работу на уроке (индивидуальную, парную, групповую). Свою работу мы оценивали в карточке самооценки.

- Сможем или не сможем при помощи карточки самооценки изобразить свою работу в виде диаграммы?

- Назовем "Диаграммой успеха". Изобразите в тетрадях цветными карандашами свою работу на уроке - "Диаграмму успеха".

Слайд 12

Актуализация знаний.

Новые знания. Работа в группе.

Закрепление новых знаний

Самостоятельная работа

Показ диаграмм учащимися и их пояснения.

- У кого есть затруднения в построении диаграммы? Почему?

- Тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Как много мы успели на уроке! Как вы думаете, почему?

- Научиться строить и применять диаграммы.

- Во внеурочной деятельности (Презентация при исследовательской работе)

- Да.

"Актуализация знаний" - синим цветом, "Новые знания. Работа в группе" - красным цветом, "Закрепление новых знаний" - зеленым цветом, "Самостоятельная работа" - желтым цветом.

-Диаграммы. Изображение данных с помощью диаграмм.

- Научиться строить и применять диаграммы.

- Не тратили время зря!

Личностные: адекватное оценивание себя.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов собственной деятельности. Определение и понимание учебной задачи.

Приложение.