ЦЕЛЬ: создать условия для определения и построения диаграмм путем активизации УУД и применения их на практике.
ЗАДАЧИ:
- подготовка детей к определению и построению диаграмм;
- формирование УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)
- развитие потребности в освоении УУД, в частности, в чтении и представлении информации в невербальном виде;
- воспитание у детей бережного отношения к своему времени.
- ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ: мультимедийный кабинет, презентация "Изображение данных с помощью диаграмм", карточка самооценки для каждого учащегося, карточки с текстом, зеленые и красные полоски для каждой группы, клей, ножницы, по 2 листа белой бумаги для каждой группы, цветные карандаши (синий, красный, зеленый, желтый), учебник "Математика" 1 часть для 3 класса (автор А.Л.Чекин, М.: Академ/Книга, 2013. С.112).
ЭТАПЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | УУД |
1. Мотивация УД (2 мин) | -Проверьте, пожалуйста, вашу готовность
к уроку. Все готовы? Тогда начнем урок. - У вас на партах у каждого лежит карточка самооценки, с которой мы будем работать на уроке. Оценивать себя будете сами: за правильно выполненное задание ставите "5, 4 или3", за задание с ошибкой - "3 или 2". КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ_______________ Актуализация знаний Новые знания. Работа в группе. Закрепление новых знаний Самостоятельная работа - Вы готовы начать работу? - Во время работы на уроке помните: "У вас все получится!" Слайд 2. - В нашем классе есть рекордсмены (Быстрее всех бегают, читают, решают примеры за 1 минуту:) - Кто еще хочет установить рекорд класса? - Где фиксируют мировые рекорды? Слайд 3. |
Учащиеся знакомятся с текстом карточки
самооценки. Учащиеся открывают тетрадь и записывают в ней число. - Рекорды мирового масштаба записывают в специальную книгу, которую называют "Книга рекордов Гиннеса" |
Личностные: нравственно-этическая
ориентация. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний (4 мин) | - Хотите узнать об этих рекордах? Я
выбрала для вас очень интересную информацию из
этой книги. Слайд 4. - В какой стране был установлен рекорд непрерывного танца? - В виде чего представлена информация? Слайд 5. - Какой стране принадлежит рекорд самого длительного пребывания на космической орбите? - В виде чего представлена информация? Слайд 6. - Что объединяет все эти рекорды? Это удивительная величина. Про время сложено много пословиц. - Какие пословицы вы знаете про время? Слайд 7 с пословицами ("Делу -время, потехе -час". "Время - деньги". "Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь") - О чем эти пословицы? - Оцените себя в карточке самооценки в строке "Актуализация знаний". |
- Индия. - Россия. - Время. Ответы детей. - Все надо делать своевременно, время надо беречь. |
Познавательные: общеучебные: умение
структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Открытие новых знаний. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. Формулирование темы и цели урока (10 мин) | Работа в группах (самостоятельное
разделение ролей учащимися в группе) Прочитайте текст и определите, как можно сэкономить время? (Каждой группе дается текст). Текст. Время - главное богатство человека. Тот, кто научился его ценить, наверняка, сможет достигнуть много. Высвободить несколько минут в день можно благодаря нескольким советам: не трать время на ожидание - сэкономится 30 минут, следите за временем - можно высвободить 40 минут, планируйте свою деятельность - это даст тебе лишних 20 минут. Постоянно задавай себе вопрос: "Как сейчас можно потратить время с наибольшей пользой?" - Представьте числовую информацию схематично. - Сколько времени можно сэкономить за день с пользой, если пользоваться этими советами? Сравнение работ детей с диаграммой на Слайде8 - Чем на ваш взгляд отличаются ваши работы от моей? - Какая тема урока? - Что такое диаграмма? Слайд 9. - Какую цель урока поставим? - Можно ли свою работу на уроке зафиксировать с помощью диаграммы? |
Работа в группах (на большом листе) 30мин 40мин 20мин 30 40 20 Презентация результатов (один учащийся выходит к доске с изображением на большом листе и защищает работу, выполненную в группе). - Наглядно показано отношение между величинами. -Диаграммы. Изображение данных с помощью диаграмм. Определение "диаграмма" - Научиться строить и применять диаграммы. - Да. |
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации;
планирование учебного сотрудничества с
учителями и сверстниками, определение функций
участников, способов взаимодействия; управление
поведением партнера; умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические: анализ, синтез; учет разных мнений; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации; Регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, контроль, самоконтроль, самооценка. |
4. Первичное закрепление темы (16 мин) | - Что же такое диаграмма? Слайд 10. 1.Работа в тетради, один - у доски с комментированием. Задача. Постройте диаграмму распределения времени в течение дня ученика 3 класса, если известно, что на сон уходит 10 часов, на выполнение домашнего задания - 2 часа, на отдых и прогулку - 3 часа. 2. Текст задачи №387. В корзине лежало 5 зеленых и 15 красных яблок. Во сколько раз красных яблок было больше, чем зеленых. Изобразите в виде диаграммы с помощью цветных полосок. Работа в группах (Изобразить с помощью цветной бумаги). Презентация. - Как такой рисунок называют? - Можно ли установить с помощью такой диаграммы: сколько раз вторая полоска укладывается в первой? - Во сколько раз первая полоска длиннее второй? - Можно ли ответить на вопрос задачи: во сколько раз красных яблок было больше, чем зеленых? Запиши решение задачи. Вычисли и запиши ответ. - Какой тип задачи у нас был? - Можно или нельзя в этой задаче изменить вопрос? Сделать ее на разностное сравнение? И как она будет решаться? - Оцените себя в карточке самооценки в строке "Новые знания. Работа в группе". |
- Это графическое (наглядное
представление), изображение соотношения между
величинами. У каждой группы: лист белой бумаги, клей, ножницы, полоска зеленой бумаги и длинная красная полоска. - Диаграмма сравнения. 15 : 5 = в 3 раза красных яблок больше. - Задача на кратное сравнение. - Можно поставить вопрос к задаче "на сколько больше". 15 - 5 = на 10 красных яблок больше. |
Познавательные: умение
структурировать знания, выбор наиболее
эффективных способов решения задания, умение
осознанно и произвольно строить высказывание. Регулятивные: самооценка, оценка, контроль. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5. Самостоятельная работа (10 мин) | - Поднимите, пожалуйста, руку, кто
считает, что эту самостоятельную работу выполнит
без ошибок? (Прогнозирование). 1. №388 (Изобрази следующие данные с помощью диаграммы. В одном отрезе 10 м ткани, в другом - 15 м, а в третьем - 20 м). №389 (Как показать с помощью диаграммы, что в одном мешке зерна в 2 раза больше, чем в другом?) - Взаимопроверка. Оцените своего соседа в пятибалльной системе оценивания. - Поднимите, пожалуйста, руку, кому поставили "5"? Сравнение с эталоном. Слайде 11. - Оцените себя в карточке самооценки в строке "Самостоятельная работа". |
20 1 10 15 20 |
Личностные: адекватное понимание
причин успеха/ неуспеха в УД. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка - оценка качества и уровня усвоения; коррекция; самооценка; самопроверка; предварительная оценка (прогнозирование), взаимопроверка. |
7. Рефлексия учебной деятельности (5 мин). | 1.- Какую цель мы ставили? - Удалось ли достичь цель? - Могут ли нам пригодиться умения строить диаграммы? 2.Самооценка. -Вспомните вашу работу на уроке (индивидуальную, парную, групповую). Свою работу мы оценивали в карточке самооценки. - Сможем или не сможем при помощи карточки самооценки изобразить свою работу в виде диаграммы? - Назовем "Диаграммой успеха". Изобразите в тетрадях цветными карандашами свою работу на уроке - "Диаграмму успеха". Слайд 12 Актуализация знаний. Новые знания. Работа в группе. Закрепление новых знаний Самостоятельная работа Показ диаграмм учащимися и их пояснения. - У кого есть затруднения в построении диаграммы? Почему? - Тема нашего урока? - Какую цель мы ставили на уроке? - Как много мы успели на уроке! Как вы думаете, почему? |
- Научиться строить и применять
диаграммы. - Во внеурочной деятельности (Презентация при исследовательской работе) - Да. "Актуализация знаний" - синим цветом, "Новые знания. Работа в группе" - красным цветом, "Закрепление новых знаний" - зеленым цветом, "Самостоятельная работа" - желтым цветом. -Диаграммы. Изображение данных с помощью диаграмм. - Научиться строить и применять диаграммы. - Не тратили время зря! |
Личностные: адекватное оценивание себя. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов собственной деятельности. Определение и понимание учебной задачи. |