Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности

Разделы: Начальная школа


Коммуникативные навыки - одно из важнейших условий достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, это даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны одноклассников и учителя, преодолеть страхи и неуверенность в себе. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение - учиться, в основе которого лежат коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие. развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы. Этим новым направлением может быть применение проектного метода, который предполагает совместную деятельность детей и взрослых. Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС? Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности? Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное? Как использовать проектную деятельность на логопедических занятиях? В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как: умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации "дефицита" информации или способов действий; умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). [2]

Что же делать, если у детей, с которыми работаем мы, отсутствует или недостаточно сформирована поисковая деятельность, которая является основой в организации проектной деятельности младших школьников. Поэтому перед детьми, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Ведь данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу .[1] К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на там же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность. Предшествует этому организация побуждающего диалога и создание проблемных ситуаций.

1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) .[2]

Виды работ:

"Посмотри на мир чужими глазами"

Учитель читает детям неоконченный рассказ:"Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги:" Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.

Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема "Осень", "Город", "Лес": Можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.) .[2]

2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: "может быть", "предположим", "допустим", "возможно", "что если", "наверное") .[1]

3. Развитие умений задавать вопросы

Тема: Слово. Слова-названия. Схемы слов.1 класс

Проблемная ситуация с затруднением: дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Что здесь изображено?

-Попугай, земляника, шишки, васильки, дятел, воробей, гусеница, бабочка, гриб, лиса, козёл, медведь, ель, ёжик.

Запишите слова-названия предметов.

(Возникает затруднение)

- Вы смогли выполнить задание?

- Нет. Мы не умеем писать.

Что вызвало затруднение?

- Какой возникает вопрос?

- Как записать слова-названия, если мы ещё не умеем писать?

Но мы можем написать по-другому, с помощью схемы.

Логопедическое занятие в 1 классе по теме: "Ударение".

На доске слово "кружки".

Логопед: Нарисуйте предметы на это слово.(практическое задание)

Рисунки оказались разными.

Отличия в рисунках вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).

Логопедическое занятие во 2 классе по теме: "Безударные гласные в корне слова".

Даны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Логопед дает задание вставить пропущенные буквы в слова. У некоторых детей вставленные буквы разные. Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации).

Логопедическое занятие во 2 классе по теме: " Предлоги".

Дано словосочетание в котором, раскрыв скобки, необходимо выбрать нужный предлог. Например: бежит (в, под) дороге (практическое задание, не выполнимое вообще). Учащиеся испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

Логопедическое занятие в 3 классе по теме: "Неизменяемые существительные".

Логопед дает задание: слова радио, кофе, бензин поставить во множественное число и, наоборот, слова ножницы, шахматы, именины в единственное (практическое задание, не выполнимое вообще). Учащиеся испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). [1]

Тема урока: "Средний род существительных".

Логопед дает задание слова соль, берег, ручка, день записать в два столбика, где в первом слова мужского рода, а во втором слова женского рода. Ребята справляются с заданием, т.к. потренировались в употреблении слов мужского и женского рода. Далее логопед открывает еще два слова: озеро, окно и также просит записать их в два столбика. Поскольку у детей встречаются ошибки при употреблении слов в нужном роде, они в затруднении (возникновение проблемной ситуации). Все эти приёмы подводят нас к выполнению детьми самостоятельных действий непосредственно к работе в паре и в группе.[2]

Здесь используется побуждающий диалог. Так вот возникает вопрос: "Стоит ли начинать такую сложную работу, как проект, с детьми, у которых существуют проблемы в обучении?" Однозначно - да! Разница только в том, что педагог заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей, распределить обязанности в работе над проектом. Также необходимо тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.[1] Как мы работали над проектом "Осень - унылая пора или золотая?". Участвовали дети 1, 2, 3 классов. Каждая группа работала отдельно. Тип проекта: творческий, кратковременный. Цель работы над проектом: побуждение детей к самостоятельной деятельности Конечный результат: книжка-малышка для детей в группе продлённого дня

Этапы работы над проектом Деятельность детей Деятельность учителя
1. Погружение в проект - проблема. 1. Составление рассказа по опорным картинкам (проблемная ситуация)

2. Сбор речевого материала

1. Графический диктант "Листок"

2. Беседа о признаках осени, рассматривание картин и иллюстраций.

3. Организация работы в группах

2. Планирование (проектирование) 1. Распределение заданий, составление плана работы Оценка деятельности детей
3. Поиск информации 1. Обмен информацией между детьми 2. Поиск стихотворений,иллюстраций Учитель проводит подготовку к сочинению
4. Продукт. 1. Рисунки об осени Сочинение "О чём нам расскажут осенние листья?" Оценка продуктивной работы детей. Рефлексия
5. Презентация Отбор материалов для книжки - малышки Помощь в изготовлении книжки-малышки

Главное, мы учились сами добывать информацию, учились прислушиваться к мнению других, обмениваться информацией и пытались самостоятельно придти к решению проблемы, доказали, что "осень во всяком одеянии хороша". Результат: расширение словарного запаса детей, формирование лексико-грамматической стороны речи, навыки коммуникативного взаимодействия. В этом учебном несколько детей пришли с фонетическим дефектом [ Р] и с отсутствием верхних резцов. Решили составить памятку по артикуляции звука [Р].Она пригодилась в работе по формированию звукопроизношения детей, сплотила детей в группе. По результатам проекта "Однокоренные слова" и "Синонимы" придумали сделать лото, которым пользуемся во 2-3 классах. Проект "Математика вокруг нас" в 1 классе-первые попытки совместного творчества детей и взрослых. Однако, могут возникнуть трудности объективного характера - недооценка педагогом возрастных, умственных и практических возможностей, психологических особенностей детей, имеющих речевые отклонения, которые сопровождаются, как правило низкой самооценкой и недостаточным развитием психических процессов (речь, мышление, память, внимание). Любой проект - творческий, так как он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению и презентации.

Список литературы

  1. Акименко В.М..Новые логопедические технологии.- Ростов н / Д: Феникс, 2008 - 105 с.3 .
  2. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках.1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008. - 134 с.