Технические средства обучения, используемые на уроке:
- Телевизор.
- ДВД - проигрыватель.
- Физическая карта Нижегородской области.
- Компьютерная презентация на тему: "Природа родного края".
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Набор настенных картинок "Птицы Нижегородских лесов".
- Набор рисунков "Растения красной книги Нижегородской области".
Цели и задачи урока:
- Сформировать целостное представление у школьников о природе Нижегородской области;
- Развитие мировоззрения школьников и их творческого интереса на примере изучения природы Нижегородской области.
- Воспитание бережного отношения и любви к природе своего края.
Тип урока: урок - КВН.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой?!
ХОД УРОКА
Класс заранее разделён на 3 команды.
1 этап. ПРИВЕТСТВИЕ.
Командам заранее было дано задание придумать название команды, девиз и небольшое приветствие командам-соперникам.
2 этап. РАЗМИНКА.
Учитель задаёт вопросы, учащиеся поднимают руки, отвечают на вопросы учителя, за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон, принося его своей команде. За каждый верный показ географического объекта учащиеся тоже получают жетон.
Учитель:
- Протяжённость области с севера на юг составляет... (400 км).
- Протяжённость области с запада на восток ... (200-280 км).
- Северная часть области называется... (Низменное Лесное Заволжье).
- Западная часть области, расположенная между Волгой и Окой, называется ... (Волго-Окское междуречье).
- Южная часть области называется... (Высокое Правобережье).
- С какими областями на севере граничит Нижегородская область? (с Костромской и Кировской областями)
- С какими республиками на востоке граничит Нижегородская область? (с Марий Эл и Чувашией)
- С какой область и республикой граничит Нижегородская область на юге? (с республикой Мордовия и Рязанской областью)
- С какими областями Нижегородская область граничит на западе? (с Владимирской и Ивановской)
- На какой возвышенности находится Высокое Правобережье? (На Приволжской).
- Самая протяжённая река области... (Пьяна).
- Какую протяжённость она имеет? (436 км).
- Самое глубокое озеро Нижегородской области? (Светлояр)
- Какую глубину оно имеет? (32 метра)
- Самое большое по занимаемой территории озеро области? (Пырское)
3этап. ЛЕГЕНДЫ НАШЕГО КРАЯ.
Командам заранее было дано задание приготовить легенду о каком-то природном объекте.
1 команда - ДЯТЛОВЫ ГОРЫ.
2 команда - ОКА и ВОЛГА.
3 команда - СВЕТЛОЯР.
1 команда - Легенда о Дятловых горах.
Правые берега Оки и Волги в районе города Нижнего Новгорода с глубокой старины называют Дятловыми горами. Но наверное не все знают, что означает это название. Говорят, что в 11 - 12 веках землями в нашем крае владели мордовские племена. На месте сегодняшнего Нижнего Новгорода жил мордвин Скворец, у которого было огромное семейство. Имел он 18 жён, которые нарожали ему 70 детей. А по соседству со Скворцом жил мордвин Дятел, который был одиноким, но предсказывал людям будущее, гадал на картах, ворожил. Почувствовал однажды Скворец, что силы его покидают, и отправился к Дятлу узнать, что ожидает потомков после его смерти. Дятел посмотрел на Скворца, разложил карты, посмотрел на линии жизни на его руках и сказал: "Если твои жёны, дети, внуки да правнуки будут жить в мире любви и согласии после твоей смерти, то веки вечные владеть им здешними местами. А если будут драться, ругаться, да делить имущество, то в один прекрасный день придут славяне и изгонят мордву из здешних мест". В скором времени пророчества Дятла сбылись. Умирает Скворец, а его жёны, дети, внуки и правнуки начинают между собой драться, ругаться и делить имущество. А в 1221 году на место слияния Оки и Волги пришел князь Георгий Всеволодович Долгорукий и изгнал мордву из здешних мест и основал город Нижний Новгород, а горы с тех пор прозвали Дятловы. А может потому их так назвали, что во все времена здесь обитали и до сих пор живут дятлы, которых здесь видимо невидимо.
Учитель: А какие ещё горы расположены в нашей области? Назовите их и покажите на карте. За каждый правильно названный и правильно показанный объект учащиеся получают по одному жетону.
2 команда - Легенда про Оку и Волгу.
Говорят, давно это было. Вдоль правых берегов Оки и Волги находятся огромные возвышенности. Откуда-то издалека текли две реки навстречу друг другу. Одна звалась Окой, а другая Волгой. И вот встретились они, воды их слились, стали спорить реки, как дальше называться от их слияния. Волга сказала: "Я теку из далека с Валдайской возвышенности и хочу, чтобы воды мои добрались до Каспийского моря и поэтому река дальше будет носить моё имя". А Ока ей наперерез отвечала: "А я несу свои воды со Среднерусской возвышенности, огибаю все холмы и возвышенности и устремляю свои воды до Каспийского моря, поэтому река от нашего слияния будет моё имя носить". Говорят, что очень долго спорили Ока и Волга. Однажды им эта ругань надоела и реки приняли решение не спорить больше. Придут пастухи пасти свой скот, кто из них песни запоет про Оку или Волгу и будут эту реку восхвалять, так река дальше ми будет называться.
Однажды молодой пастушок пригнал на берега Оки и Волги своих козочек. Уселся поудобнее на лужайке, достал дудочку, заиграл нежную мелодию, а потом запел. В песне говорилось, как раздольна матушка-Волга река, как чудесны её берега. И тогда Волга говорит Оке : "Слышишь, а песню про меня поют! Значит, от слияния наших вод река дальше будет называться моим именем!" Вот так закончился спор двух рек.
Учитель: А какие вы знаете левые притоки Волги? За правильно названные и показанные объекты учащиеся получают по одному жетону. Назовите и покажите правые притоки Оки и Волги?
3 команда - Легенда об озере Светлояр.
В 1236 году хан Батый совершал свои опустошительные набеги на нашу страну, уничтожая и сжигая всё на своём пути. Отправился хан с миллионной армией в леса заволжские к дивному славному граду Китежу, чтобы позабавиться над жителями, а город сжечь. Молва людская донесла, что враги приближаются. Местные жители града собрались на главной площади и стали молиться о спасении. И только полчища хана подошли к городу, как у всех на глазах произошло чудо. У врагов под ногами зажурчала вода, а город медленно стал погружаться под воду со всеми его жителями и строениями. Вскоре на месте города образовалось озеро с кристально чистой водой. Вот и прозвали его с тех пор СВЕТЛОЯР, что означает чистое, светлое, с отражённым солнцем в воде.
Сейчас это озеро является самым глубоким в нашей области, а происхождение его до сих пор не доказано. Глубина озера составляет 37 метров.
Учитель: А какие ещё озёра есть в нашей области? Чем они знамениты? Назовите и покажите по карте нашей области. За каждый правильный названный и показанный объект учащиеся получают по одному жетону.
4 этап. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ.
1 команда - представляет южную зону тайги Нижегородской области;
2 команда - представляет смешанные и широколиственные леса Нижегородской области;
3 команда - представляет лесостепь Нижегородской области.
5 этап. ЗАГАДКИ О ПРИРОДЕ.
Учитель: Я буду вам загадки загадывать, а вы должны понять, о чём идёт речь. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон.
1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель или сосна)2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)3. Он зацветает в мае,
Когда весенний майский гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (ландыш)
Учитель: Ребята, а какие вы приготовили загадки своим соперникам?
Учащиеся: Загадывают загадки друг другу.
6 этап. ЗАМОРОЧКИ ИЗ ПРИРОДЫ.
1 команда - определение времени по пению птиц;
2 команда - определение времени по раскрывающимся цветам;
3 команда - определение времени по закрывающимся цветам.
1 команда - определение времени по пению птиц
Птицы начинают петь в разное время дня и ночи. По их пению можно определить время:
В час ночи начинают своё пение соловей и камышовка.
В 2-3 часа ночи поют перепел, жаворонок, козодой.
В 3-4 часа запевают свои красивые песни кукушка, иволга, синица, зяблик, крапивник.
В 4-5 часов утра запевают скворцы, щеглы и трясогузки.
В 5-6 часов утра напевает свои мотивы синичка-гаичка.
В 6-7 часов утра пробуждается соловей.
2 команда - определение времени по раскрывающимся цветам
2 часа ночи - раскрываются цветы овсяницы красной;
3 часа - раскрывает свои жёлтые корзинки козлобородник луговой, когда только-только начинает светать;
4 часа -полевица побегоносная (белая), в сырую погоду она раскрывается только после 9-ти часов;
В 4-5 часов раскрываются "розы" шиповника и украшают куст весь день;
5 часов - раскрывает свои цветы полевой мак самосейка.
6 часов - раскрываются жёлтые корзинки ястребинки зонтичной,
7 часов - раскрывают свои цветы горицвет (кукушкин цвет), салат-латук огородный, зверобой продырявленный, колокольчик, незабудка;
8 часов -раскрываются белые и розовые грамофончики вьюнка полевого, цветы фиалки трёхцветной;
9 часов - смолка липкая, бархатцы и ноготки, календула
10 часов -мать-и-мачеха.
3 команда - определение времени по закрывающимся цветам
7.00 -закрываются цветы овсяницы красной;
9.00 - 10.00 - овсяница луговая;
10.00 - козлобородник луговой;
10.00 - салат - латук огородный;
10.00 - 12.00 - тимофеевка луговая;
15.00 - 16.00 - бархатцы, ноготки, календула;
17.00 - незабудка;
17.00 - 18.00 - мать - и - мачеха;
18.00 - фиалка трёхцветная;
19.00 - 20.00 - "розы" шиповника свёртывают лепестки своих цветов только к заходу солнца, после 19-20 часов. По ним можно определить местонахождение солнца - они всегда смотрят в его сторону;
21.00 - смолёвка;
7 этап. Составь схему.
Учитель: предлагает учащимся составить схему "Значение леса в жизни человека".
8 этап. Литературно - географический.
Учитель: командам заранее было предложено задание подготовить стихотворение о природе родного края.
9 этап. Охрана природы.
Учитель: Командам предложено заранее подготовить сообщения о заказниках Нижегородской области.
1 команда - Ичалковский бор.
В 1971 году организован Ичалковский заказник площадью 10650 га. В него вошли Ичалковский бор, участки поймы Пьяны, прилегающие поля и перелески.
Ичалковский бор - уникальный памятник природы российского значения находится в Сергачском степном районе (Межпьянье) Нижегородской области . Этот массив со скалистыми обнажениями известняка и разнообразными карстовыми формами рельефа как - будто перенесён в сердце Русской равнины из горных стран.
Территория бора представляет большой интерес. Лесной массив - это сочетание сосняков, широколиственных и смешанных лесов , встречаются редкие растения. Много карстовых провалов, часть которых представляет пещеры глубиной до 25-30 метров. Часто встречаются гроты, рвы, скалы, вытянутые впадины. Очень много воронок глубиной до 15-20 метров и диаметром 50-60 метров. Наиболее крупная их них - Кулева яма, шириной 150-180 метров и глубиной 25 метров.
В Нижегородской области такие образования нигде больше не встречаются.
2 команда - Варнавинский заказник.
Варнавинский государственный природный заказник организован в 1993 году. Он расположен в восточной части Варнавинского района и тянется вдоль всего участка реки Ветлуги. Цель его создания - сохранение редких видов растений и животных данного района. Здесь растут елово-пихтовые леса с дубравными элементами, то есть в елово-пихтовом лесу встречаются островки дубовой рощи, в которых можно встретить берёзы и осины. Заказник служит местом произрастания венерина башмачка и местом обитания бурундука, занесённых в красную книгу Нижегородской области.
На территории заказника охраняются дубравы, сосновые боры, верховые и переходные болота,
Территория заказника служит местом обитания многих охраняемых и редких видов животных - выхухоли, скопы, речного бобра, серого журавля, гадюки обыкновенной, занесенных в красную книгу Нижегородской области.
3 команда - Вадское озеро.
Или Мордовское озеро издавна привлекало внимание учёных. Этот карстовый водоём расположен в районном центре села Вад. Площадь водного зеркала 56 гектаров.
Озеро образовалось в результате слияния нескольких карстовых провалов в русле левого притока Пьяны- речки Вадок. Уникальность Озера состоит в том, что со дна из глубоких карстовых воронок бьют струи холодной прозрачной воды и создают на поверхности волны, расходящиеся на поверхности кругами. Эти мощные восходящие карстовые источники играют большую роль в питании озера. Бывают годы, когда вода над этими воронками не замерзает - настолько велик напор подземных вод.
Озеро несколько вытянуто с запада на восток. Глубины не превышают 3 метров, но в местах воронок достигают 12-15 метров.
Вода прозрачная, минерализированная - сульфатно - кальциевого состава. Северные и южные береговые склоны довольно высокие и местами обрывистые ,берега низкие. Местность, прилегающая к озеру, испещерена карстовыми воронками и провалами.
10 этап. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель: А теперь давайте подведём итог урока. Каждая команда сосчитает набранные баллы и оценит каждого участника и выставит оценку. А завершим мы наш урок песней "Вместе весело шагать по просторам".
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ.
Припев:
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам.
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.1 куплет:
Спой-ка с нами перепёлка - перепёлочка,
Раз иголка, два иголка, будет ёлочка,
Раз дощечка, два дощечка, будет лесенка,
Раз словечко, два словечко, будет песенка.
Припев.
2 куплет:
В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка, будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка, будет лесенка,
Раз словечко, два словечко, будет песенка.
Припев.
3 куплет:
Нам счастливую тропинку выбрать надобно,
Раз дождинка, два дождинка, будет радуга,
Раз дощечка, два дощечка, будет лесенка,
Раз словечко, два словечко, будет песенка.
Припев.