Предлагаем экскурсию для 6 класса в весеннее время, когда курс ботаники уже изучен.
В курсе изучения ботаники запланированы серия экскурсий: в микрозаказник, на пресный водоем, на болото, биоценоз горы, биоценоз луга, на муравейник. Эта экскурсия запланирована в микрозаказник.
Цель экскурсии:
Образовательная цель:
1 способствовать усвоению учащимися понятий темы “ весенние явления в жизни растений”.
2 Организовать деятельность учащихся по изучению растений микрозаказника;
Развивающая цель: способствовать развитию специальных и общеучебных умений и навыков учащихся (Сбор материала, создание гербария, ботаническое описание деревьев и кустарников, делать замеры растений)
Воспитательная цель:
1 содействовать развитию навыков межличностного общения и обработке материалов экскурсии
2 Создать условия для развития умения видеть неповторимую прелесть и красоту окружающей природы;.
- Перед экскурсией проводится инструктаж:
- Во время работы на экскурсии и сбора материала необходимо соблюдать правила:
- Работать, не отклоняясь от плана.
- Соблюдать аккуратность в работе, в оформлении сборов и в записях.
- Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память, иначе многое забудется.
- Соблюдать во время экскурсии полную дисциплину.
- Собранные растения привести в порядок, обработать: сорванные растения поставить в воду; живые растения поместить в ящики, полить; растения, подготовленные для сушки, поместить в папку.
- Фотографии поместить в папку компьютера для оформления отчета по экскурсии
Оборудование:
1. Гербарные папки для сбора растений.
2 Полевые дневники, карандаши
3. Методические рекомендации по экскурсии (на каждого ученика)
4. Цифровой фотоаппарат
5 сантиметровая лента
6 лопата, копалка, термометр , линейка
7 компас – для полевых исследований
Станция № 1 Микрозаказник.
Задание №1 : Найди по описанию дерево. Ребята выбирают карточки и определяют по вопросам дерево. Название дерева на карточке не указано.
1 Сосна
1. Любит свет, не выносит затенения;
2. .Имеет листья в виде сдвоенных хвоинок;
3. На Алтае есть ленточные боры этого дерева,
2 Лиственница
1 Древесина этого дерева очень прочная и устойчивая к гниению;
2 Эти деревья долговечны ( живут до 100 лет);
3 Листья это дерево на зиму сбрасывает.
3 Ель
1 Образует мрачные и тенистые леса, называемые тайгой;
2 Хвоинки одиночные и колючие;
3 Это дерево является символом детского зимнего праздника.
4 Липа
1 С одного дерева пчелы собирают меда, как с гектара гречихи;
2 Из коры дерева на Руси плели лапти, мочалки;
3 Из древесины изготавливали посуду, вырезали ложки.
5 Дуб
1 твердость древесины этого дерева занимает одно из первых мест;
2 Древесина используется в кораблестроении, изготовлении паркета;
3 Кора дерева используется в медицине.
6 Осина
1 Из древесины дерева изготавливают спички;
2 Листья осенью становятся багрово-красные;
3 При дуновении ветерка листья начинают дрожать.
7 Ива
1 Листья этого дерева выделяют днем воду;
2 Дерево обладает удивительной способностью к корне образованию;
3 Кора дерева используется в народном врачевании.
8 Береза
1 Кора дерева светлая, гладкая и прохладная;
2 Дерево это- символ России;
3 В.М.Шукшин называл их “невестушки мои...”
Задание №2
Организовать самостоятельную работу по описанию выбранного дерева или кустарника для составления сводной таблицы по ответам на вопросы в карточках.
На обратной стороне карточек предложены признаки для описания вашего дерева. Нужное подчеркнуть.
- Отношение к свету: светолюбивое, теневыносливое.
- Ствол: образует корневую поросль, высокий, прямой, внизу без ветвей, искривленный, ветви есть снизу.
- Крона: изреженная, густая, пирамидальная, саморазреживающаяся.
- Кора : светлая, темная, потресканная, гладкая.
- Лист: игольчатый, черешковый, простой, сложный.
- Цветы: однополые, обоеполые , однодомные, двудомные, ветроопыляемые, насекомоопыляемые.
- Плод: с крылышками, без крылышек, с волосками, разносит ветер, распространяют животные.
Задание №3 Фенологические наблюдения за деревьями.
На каждое растение составлена таблица по наблюдению. Каждому ученику дается задание (выбранное им дерево). Из отдельных наблюдений будет составлена папка фенологических наблюдений.
Учащиеся проводят текущие наблюдения за растениями заказника. Наблюдения ведутся весь календарный год.
Задание №4 Составление отчета по экскурсии в тетрадях и заполнение сводной таблицы либо в компьютере, либо в специальной таблице .
Задание №5 Обобщение материала после экскурсии. (Устно ответить на вопросы)
1 Кто живет в лесу?
2 Какие весенние явления можно наблюдать в лесу?
3 Как человек восстанавливает леса?
4 Какое значение имеет гибель и падение старых деревьев в лесу?
5 Как нужно вести себя в лесу во время экскурсии?
Задание на дом.
1 Оформить отчет по экскурсии
2 Найти загадки, пословицы, стихи о любимом дереве.
3 Поясните пословицы:
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Лес сечь — не жалеть плеч.
За один раз дерева не срубишь.
Дерево погубить — в пять минут, а вырастить его — годы пройдут.
В лес идут, а троих один топор берут.
Без поджоги и дрова не горят.
Лес рубят, щепки летят.
Не сади дерева корнем кверху.
Комментарии методиста:
Подготовку к экскурсии необходимо начинать с разработки маршрута и предварительного осмотра места ее проведения. Наблюдения, сделанные учениками на экскурсии, могут быть использованы при обобщении знаний о внешнем строении растения, листа, цветка и плода; о отношении к свету и почве.
Технологическая карта урока
Тема: Весенние явления в жизни растений школьного заказника. Экскурсия.
Цель: познакомить с весенними явлениями в жизни растений заказника. дать знания о листопадных и вечнозеленых растениях. о теневыносливых и светолюбивых растениях
Задачи:
- выявить изменения, происходящие с растениями в весенний период;
- научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений;
- познакомить с правилами поведения в природе.
Планируемый результат: уметь наблюдать за явлениями цветения, плодообразования, листопада, уметь фиксировать результаты наблюдений.
Основные понятия: листопад, листопадные и вечнозеленые растения, цветение, плодообразование, теневыносливые и светолюбивые растения..
Литература
- Б.Сергеев “Жизнь лесных дебрей”, Молодая гвардия, 1988г.
- Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина Экология учебное пособие, Школа-Пресс” 1996 г
- В.В. Петров “Лес и его жизнь”, Просвещение, 1986г
Интернет-ресурсы:
- www.bio.1sept.ru — для учителя биологии.
- http://ru.wikipedia.org.