1. Актуальность проекта
Проблема профессионального самоопределения молодежи актуальна не только для нынешних старшеклассников, но и для всех структур общества, поскольку именно осознанный выбор профессии молодыми людьми предопределяет их эффективность как профессионалов в будущем и является основой экономического благополучия общества.
Способность к самоопределению есть неотъемлемая сторона целостной структуры личности, предполагающая готовность и умение человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, эстетической и другой). Также необходимо четко определять и принципы самоопределения:
- признание наличия определенных задатков и способностей, составляющих основу индивидуальности человека;
- в процессе самоопределения закладываются основания для понимания своей индивидуальности, для личностного роста;
- необходимость развития базовых универсальных способностей в процессе самоопределения;
- процесс самоопределения строится на базе активной деятельности человека с учетом его индивидуальных способностей, опыта и возрастных особенностей.
Самоопределение – это процесс, который начинается с осознания человеком себя, как личности и проходит практически через всю его сознательную жизнь, то есть является непрерывным. Именно поэтому профессиональное самоопределение – только часть этого процесса. Для успешной реализации задач профессионального самоопределения учащиеся нуждаются в определенных знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях. Необходимо также умение объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личностные качества с требованиями профессионального труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности.
Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде.
Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В "Концепции модернизации российского образования", одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности, улучшение профессиональной ориентации молодежи.
Профессиональное самоопределение выпускников школ необходимо. Большинство выпускников не может определиться какую профессию им выбрать и где они будут работать. Очень маленькая часть выпускников тщательно анализируют выбранные профессии и их должностные инструкции, что немаловажно, но большая часть выпускников довольствуются тем, что их привлекает реальная профессиональная перспектива с хорошим заработком, но при этом не могут оценить свои возможности в выбранной профессии. Поэтому необходимо проводить профессиональное самоопределение выпускников школ, именно профориентация помогает личностному самоопределению школьника и дает понятие, для чего он учится.
Источниками знаний выбираемой профессии служат средства массовой информации, родственники, знакомые. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть искажены, возможен неправильный выбор профессии, когда в результате обучения по выбранной профессии выясняется, что профессия не подходит по желаемым представлениям.
Ожидаемый социальный результат от профессионального самоопределения выпускников школ - это помощь в раскрытии способностей личности выпускников при выборе профессии.
Цель: формирование готовности к осознанному выбору профессии, к творческой самореализации в изменяющихся условиях общественной жизни
Задачи:
- создать условия для получения старшими школьниками качественного современного образования, позволяющего занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию;
- создать условия для социального и образовательного самоопределения старшеклассника;
- обеспечить готовность обучающихся к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута;
- повысить эффективность механизмов социализации через образовательно-воспитательный процесс;
- формировать социальные качества личности в соответствии с общественно значимыми ценностями (патриотизм, ответственность, толерантность, креативность и др.).
Содержание проблем образования и воспитания связано не только с глобальными тенденциями общественного развития, но в значительной степени и со спецификой современного этапа развития российского общества: переходом к рыночной экономике, следствием чего являются новые требования к характеру профессиональной подготовки работников. Проблема, которую решает молодое поколение: это проблема самопознания и самоопределения, связанные с выбором ценностных ориентиров. Родители и педагоги ориентируют обучающихся на продолжение образования. Однако у старшеклассников ценность получения образования тесно связана со стремлением к достижению высокого материального положения и общественного престижа, не предусматривающих активной трудовой деятельности и духовного совершенствования. Особенность современной ситуации заключается в том, что молодое поколение решает эту проблему в условиях общества, не сформировавшего новые базовые ценности. Одна из главных проблем современного старшеклассника - это проблема выбора образовательного маршрута в условиях, когда учебные заведения не гарантируют трудоустройство. Цена самостоятельного выбора профессиональной школы и предшествующего ему выбора образовательной программы в общеобразовательной школе существенно возрастает. Им приходится решать вопросы, которые раньше решали в основном взрослые люди. Настоящее поколение детей отличается независимостью суждений, ростом самоуважения, чувством собственного достоинства. Сложившаяся система общего образования в основном обеспечивает подготовку к получению профессионального образования, но гораздо менее успешно справляется с выполнением функции социализации и индивидуализации личности.
Одним из приоритетных направлений работы со старшеклассниками в условиях перехода и внедрения Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования – это социализация старшеклассников, их представлений о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт предполагает воспитание у подрастающего поколения ряда компетенций, ориентированных на требования дня сегодняшнего. В числе их и те, что актуальными были всегда, и те, что приобрели значимость именно в наши дни. Так как же сформировать у учащихся систему ценностей, способствующую осмыслению явлений современной жизни?
ФГОС диктует: выпускник средней школы – это человек,
1. готовый к выбору профессии, построению личной профессиональной перспективы и планов;
2. креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни;
3. носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, концессий, мировоззрений;
4. осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий проблемы современности, свою роль в их решении;
5. разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своём поведении;
6. уважающий других людей, умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата;
7. способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.
Достичь поставленных целей и задач нашего проекта возможно лишь в единстве воспитательного процесса и обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности, как при проведении уроков, так и во время организации внеклассных мероприятий мы ориентированы на цели, продиктованные ФГОС и Национальной образовательной инициативой “Наша новая школа”.
Ожидаемые результаты:
Создание прототипа гражданского общества - устойчивый социально-активный и социально-ответственный образ жизни гражданина и патриота России;
Выпускник, как компетентный человек, свободно владеющий полученными знаниями, умеющий их творчески использовать в меняющихся условиях и готовый к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности;
Учитель, как человек, который способен проектировать моделировать образовательную среду ребенка, класса, школы.
Обоснование необходимости проекта.
В рамках модернизации образования РФ на новый
план в деятельности ОУ выходит программа
предпрофильной и профильной подготовки
подрастающего поколения, которую целесообразно
рассматривать параллельно с организацией всей
системы профориентационной работы в ОУ.
Ситуация по данной проблеме в школе на
современном этапе характеризуется следующими
параметрами:
- отсутствием системной работы по организации
профориентационной, предпрофильной, профильной
подготовки учащихся;
- неразработанностью на уровне города системы
работы в данном направлении;
- необеспеченностью ОУ необходимыми средствами:
методиками, информационными материалами,
кадрами, специальными программами, компьютерной
техникой, учебно - наглядными пособиями,
литературой, видеофильмами и т.д.;
- неготовностью учащихся к решению проблемы
продолжения образования после школы;
- ярко выраженным избеганием самостоятельных
решений о путях продолжения дальнейшего
образования;
- острой потребностью общества в
квалифицированных кадрах;
- неподкрепленностью профориентации в
образовательном учреждении кадровой, финансовой
поддержкой;
- отсутствием психолого- педагогической
поддержки профориентационной, предпрофильной,
профильной работы;
- низкой мотивацией, несформированностью у
учащихся профессионального прогнозирования.
Таким образом, необходимо разработать дизайн проект “Выбора и самоопределения” профильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении в условиях массовой школы.
- Идея проекта
- Разработка системы профориентационной и профильной подготовки в школе в рамках профилизации обучения.
- Тип проекта
- Поисковый
- Участники проекта:
- профильное обучение - обучающиеся 10-11 классов.
Содержание проекта.
Программа проекта реализуется в процессе
обучения, внеклассной, внешкольной деятельности
в условиях взаимодействия школы с другими
социальными структурами: семьей,
профессиональными учебными заведениями,
центрами профессиональной ориентации молодежи,
службой занятости, предприятиями, учреждениями,
организациями города. Программа осуществляется
поэтапно с учетом возрастных особенностей
учащихся, преемственности в содержании, формах и
методах работы в начальной, основной, средней
(полной) школе.
Работа над проектом в образовательном
учреждении проводится с целью создания условий
для осознанного профессионального
самоопределения учащихся, посредством
популяризации и распространения знаний в
области профессий, профессиональной
пригодности. Профессионально важные качества
человека в профессиональной карьере, строются на
основе личностного восприятия мира профессии,
приближенного к кругу профессий ближайшего
окружения (родителей, знакомых, профессиональной
карты города, региона), путем расширения
представления о мире профессий.
Самоопределение рассматривается как относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.Ряд ученых (А.С. Алексеева, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский) под социализацией понимают процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, то есть приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным группам, социальным организациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его “я”, обуславливаемое структурой каждой конкретной личности.
Решению данной проблемы, способствует переход от традиционной, знаниево-ориентированной к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме образования.
Чрезвычайная сложность такого перехода объясняется как объективными причинами, связанными с особенностями развития нашего общества и государства и, как следствие, образования, так и с субъективными, личностными, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса. С одной стороны, в сложившихся социальных условиях молодой человек должен надеяться, прежде всего, сам на себя, на свои силы и волю; с другой - возрастает роль педагога в создании условий, направленных на развитие самостоятельности, творческой активности, способности выявлять и реализовывать собственные возможности, регулировать и совершенствовать поведение личности, а также процесс вхождения личности в общество.
Развитие указанных процессов происходит наиболее продуктивно в старшем школьном возрасте. Именно данный возрастной период связан с появлением способности и потребности познать и реализовать свои возможности, потенциал.
Многочисленные исследования последних лет показали, что современный выпускник школы чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемым извне ценностям, социализации и самореализации.
Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно- воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи в организации системы психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения.Для того чтобы более подробно рассмотреть интересующие нас вопросы, необходимо обозначить методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения, предложенные С.Г. Косарецким. По его мнению, на современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают:· Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, И.С. Якиманская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.· Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С. Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.
- Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая в качестве предмета работы практического психолога в образовании – проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.
- Парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную “психологизацию” педагогической практики.
- Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее “самости”, создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
- Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.
- Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного образования определяет новые требования к принципам и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Новизна проекта.
Новизна данного проекта связана с распространением идеологии профориентационного профильного пространства из старшей школы на образовательное пространство среднего звена (предпрофильная школа). Уточнена позиция относительно задач профилизации школы. Акцент смещен с задач профориентации (не умаляя их значение, а наоборот усиливая) на задачи развития общецивилизационных компетенций школьника (коммуникабельность, готовность к командной работе, самоидентификация и т.д.). Обнаружено, что вне развития этих базовых личностных качеств, не может успешно состояться ни профориентационное самоопределение, ни профориентационная самоидентификация. Данные качества развиваются на протяжении всей школьной жизни. Начинать их целенаправленное формирование в старшей школе уже поздно. Поэтому задача школы – создать условия для непрерывного развития желаемых общецивилизационных компетенций на протяжении всех лет обучения в начальном, среднем и старшем звене.
Важнейшая задача современного общего образования – не обеспечение “усвоения знаний”, а создание условий для становления и развития индивидуальных (собственных) образовательных и культурных потребностей. Школа должна предоставить учащемуся не только доступ к соответствующей образовательной среде, но и помочь ему самореализоваться в ней. Поэтому, например, компетентностный подход к общему образованию, оперирует такими “общими для всех” результатами образования, как ключевые и иные компетентности (Хуторской А.В.), универсальные умения (Тубельский А.Н.), базовые способности (Лобок А.М.). При этом культивируемая традиционной школой способность запоминать и накапливать информацию, являясь, несомненно, весьма актуальной, не является, безусловно, ведущей и наиболее значимой. Тем не менее, стандартные процедуры проверки академической успешности во многом остаются ориентированными на старые цели и ценности образования и деформируют процессы становления в практике новых подходов к оценке результативности.
Практико-ориентированной задачей идеи сопровождения проекта становится внесение в образовательный процесс средств, помогающих детям и подросткам “открывать” себя в различных видах деятельности, вхождение учащегося в сложноорганизованное широкое социокультурное пространство (в том числе – через вхождение в мир профессиональных субкультур) и, соответственно, восприятия им окружающего мира через призму собственных ценностей. Задача педагога – обнаружить субъективные и объективные препятствия, с которыми сталкивается учащийся в процессе этой сложной деятельности, и помочь ему подойти к ее самостоятельному разрешению.
Одной из наиболее сложных проблем, встающих перед старшеклассниками и требующих квалифицированной педагогической помощи, является проектирование вариантов послешкольного образовательно-профессионального маршрута. Она требует адаптации идей и технологий психолого-педагогического сопровождения, наработанных в теории и практике, с одной стороны – к изменяющимся социокультурным и профессионально-производственным условиям, с другой – собственно к специфике профориентационной проблематики. Произошел “сдвиг” в поле ценностей и целей с задач профориентации на задачи развития личностных компетенций. Такой “поворот событий” расширяет пространство экспериментального поиска в рамках проекта. Дальнейший успех профориентационной работы (а он хорошо измеряется уже сегодня, о чем скажем ниже) в профильной старшей школе будет зависеть от того, как будет развернута деятельность в начальной и средней школе по формированию условий саморазвития базовых личностных компетенций. Необходимо отметить, что стандартные школьные образовательные программы и подходы в большей мере тормозят, чем содействуют развитию этих базовых компетенций. Поэтому проекно-экспериментальная работа направлена на поиск новых степеней свободы в образовательном пространстве школы. И такие степени свободы были найдены в отчетном периоде.
С позиций учителей школы результативность проекта измеряется их участием в организации новых форм учебной и внеучебной деятельности. Качественные изменения в базовом, профильном и элективном пространстве, проектно-исследовательская деятельность центров существенно изменили деятельность учителей в школе. Вырос элемент авторства в образовательных программах и педагогических технологиях многих учителей. Учителя общеобразовательных школ будут иметь возможность: организовать систематическое изучение интересов и мотивов выбора профессии учащимися; направлять развитие интересов в сторону практического применения имеющихся знаний в области профориентации; использовать для профориентации школьников учебные занятия, осуществляя в процессе преподавания своего предмета тесную связь изучаемого материала с жизнью; развернуть в школе разностороннюю внеклассную работу (кружки, конкурсы, игры и т.д.); в процессе которой изучать и развивать склонности и способности школьников к определенной трудовой деятельности; вовлекать в общественно полезный труд.
Результативность проекта для родителей состоит в создании модели активного участия родителей во внутришкольной жизни в интересах ребёнка. Модель включает в себя круги социального партнёрства родителей и администрации школы по выработке программ организации образовательного пространства школы. Общественно-образовательный договор закрепляет направления инновационной работы в каждом классе и поддерживает их финансово решением попечительского совета каждого класса.
Результативность проекта с точки зрения общества измеряется успешностью создания на базе старшей школы модели гражданского общества. Сущность гражданского общества в школе – мотивация всех участников образовательной деятельности на гражданские поступки. Создание инновационного пространства старшей школы требует от всех участников образовательного процесса гражданского мужества. Преодоление мировоззренческих стереотипов “классического” новоевропейского образования – одна из самых трудных задач реализации проекта.
Результативность проекта с позиций образовательной системы измеряется успешностью создания нового норматива для старшей профильной школы.
Новые образовательные нормы и новые институции, порождаемые или предполагаемые проектом.
Успешность реализации проекта зависит от наличного ресурса школы. Уровень ФИП требует адекватного обеспечения инновационной деятельности кадрами, помещениями для проектируемых форм учебной и внеучебной деятельности, финансами, превышающими бюджетные нормативы. Рост привлекательности школы, как результат её инновационной деятельности, и невозможность обеспечить достаточный для ФЭП уровень качества образовательных услуг в старшей школе, создаёт коллизию между педагогическим коллективом и родителями.
Новые общественные образовательные потребности, становящиеся в проекте.
Потребность в создании гражданского общества в школе измеряется активностью участия учеников, учителей и родителей в кругах партнёрства и их продуктивностью в решении актуальных проблем жизнедеятельности школы. Общественно-образовательные договоры администрации школы с родителями каждого класса стимулируют родителей на активное участие в инновационной деятельности школы. Образовательные инициативы получают финансовую поддержку родительского сообщества.
Потребность учеников и учителей в самодеятельности (внутренне мотивированная деятельность) и авторстве измеряется качеством разрабатываемых и реализуемых в деятельности центров проектов.
Потребность в командной работе и социальном партнёрстве реализуется в кругах партнёрства, тренингах партнёрского общения, тренингах толерантности и других формах.
Потребность в адаптации к динамике инновационного общества и непрерывном образовании моделируется в проектной деятельности всех участников образовательного процесса в школе.
Выводы:
1. Работа по внедрению проекта выявит серию продуктивных противоречий и позволит найти способы их разрешения. Элементы новизны в отчётном периоде связаны, прежде всего, с деятельностью проектно-исследовательских центров. Проектная деятельность учеников старшего звена вызовет волну проектной деятельности во всей школе и, прежде всего, в среднем звене.
2. Будет выявлена потребность в развитии базовых компетенций личности, содействующих успешной работе по профориентационному самоопределению и самоидентификации учеников старшей школы. Данные базовые компетенции формируются на протяжении всех лет обучения в школе (с первого по одиннадцатый класс). В образовательном пространстве школы должны быть созданы условия для развития выделенного набора базовых компетенций в каждом ученике. Набор компетенций определяется в кругах партнёрства всех участников образовательного процесса в школе.
3. Компетентностный подход в организации инновационного образовательного пространства школы нуждается в обеспечении федерального уровня экспериментальной работы школы. Дальнейшая успешная работа школы в рамках ФЭП по развитию профориентационной старшей школы произойдет при условии расширения проблемного поля экспериментальной работы.