Методическая разработка внеклассного занятия "Здоровые зубы – здоровью любы"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Представленное занятие посвящено вопросу формирования навыков личной гигиены полости рта и потребности в их выполнении у детей младшего школьного возраста.

Данный вопрос актуален, т.к. опыт работы с детьми показывает, что уровень сформированности санитарно-гигиенических навыков у воспитанников, особенно младшего школьного возраста, достаточно низок в силу того, что в семьях вопросам гигиены и здоровья не уделяется должного внимания.

В ходе проводимой работы основная цель воспитателей - информировать учащихся и закрепить необходимые санитарно-гигиенические навыки, для чего используются разнообразные методы в соответствии с возрастными особенностями детей (театрализованное представление, демонстрация и комментирование компьютерной презентации, оформление красочных и информативных тематических стендов и другого демонстрационного материала, игровые методы), повышающие интерес и активность в изучении поставленного вопроса.

Цель  мероприятия: Создание условий для формирования навыков личной гигиены полости рта и потребности в их выполнении у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей со строением зубов и их значением в жизни нашего организма.

2. Изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости выполнения этих правил.

3. Развивать художественно-творческие способности детей в процессе подготовки и проведения мероприятия.

Оборудование:

1. Демонстрационное оборудование - компьютер, мультимедиа проектор.

2. Информационные стенды "Как сохранить улыбку красивой", "Полезная азбука", "Здоровые зубы – здоровью любы" (Приложение №3, рис. 1, рис 2.).

3. Компьютерные презентации (Приложение №1, Приложение №2).

4. Изготовленные маски.

5. Весы.

6.Деманстрационные подставки.

7. Карточки с перечислением вредных привычек.

 

Рис.1.

 

Рис.2.

Ход занятия

Вступление.

Воспитатель:

Здравствуйте уважаемые гости! Здравствуйте ребята!

Ребята давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент... ЗУБЫ!

(Слайд № 1 Презентации №1).

Зубы надо беречь! И не только потому, что больные зубы это не красиво, больно, но и потому, что причиной многих заболеваний всего организма, часто являются не залеченные зубы (Слайд №2,3 Презентации №1).

Здоровых людей с больными зубами не бывает!

Демонстрация Презентации №2 “Зубы”.

Воспитатель: Давайте посмотрим и послушаем внимательно презентацию “Зубы” (просмотр Презентации №2, останавливаем на кадре лечение у врача).

 

Рис.3.

Воспитатель: Вот к врачу мы сейчас с вами и отправимся вместе с крокодилом Геной и Чебурашкой. (Слайд №4, Презентации №1). Идёт просмотр сценки, показывают ученики 2 класса, для которых воспитатели сделали маски.

Сценка.

 

Рис.4.

 

Рис.5.

 Кр. Гена: “Ой, болит, ой, болит. Где же доктор Айболит?”

Чебур.: “Здравствуй, Гена, что с тобой? Или ты совсем больной?”

Кр. Гена: “Нет терпения, нету мочи: зубы разболелись очень”.

Чебур.: “Ну, пойдем, я провожу на леченье погляжу”.

Доктор: “У тебя несчастный вид. Что случилось? Что болит?”

Кр Гена: “Я держусь еле- еле. Зубы, зубы заболели”.

Доктор: “Что ж, посмотрим, что и как. Дернуть зубы или так?”

Кр. Гена: “Хоть я от роду и не трус, зубы я сверлить боюсь”.

Доктор: “Открой еще пошире рот. Твоим зубам нужен уход. Их чистить надо по утрам и полоскать по вечерам. Тогда не страшен нам микроб, гигиеничным будет рот”.

Чебур.: “Слушай, Гена, доктор знает, отчего болезнь бывает. Не пугайся, полечись. Чистить зубы научись.

Представление результатов исследовательской работы.

Воспитатель: Мы с ребятами провели исследование (результаты на слайде №5 Презентации №1).

Гриша: В нашей школе из 96 обследованных детей с больными зубами 37 человек. Это очень много - почти половина обследованных.

Оля: В нашем классе из 15 детей больные зубы у 9 человек – это большая часть класса, значит, что-то выполняли неправильно (Слайд №6 Презентации №1).

Воспитатель: Давайте проверим? Перед вами весы. Чашки весов находятся в равновесии, ведь при правильном уходе зубы не болеют.

Посмотрим, что произойдёт с весами, если ребята вспомнят, как они ухаживали за зубами. (Дети кладут карточки с перечисленными вредными привычками на одну чашу весов, весы выходят из равновесия:

- Я не люблю овощи и фрукты.

- Я ни за что не буду есть творог.

- У меня на щётке осталось мало щетинок.

- А у меня давно зубная паста кончилась.

- А я вообще не чистила раньше зубы!).

Воспитатель: Посмотрите! Вот наши вредные привычки перевесили здоровые зубы. Вот что произойдёт, если мы не избавимся от вредных привычек.

Давайте избавляться от вредных привычек! (Детям демонстрируется Слайд №7 Презентации №1, и перечисляются следующие полезные навыки для ухода за зубами:

- Фрукты и овощи дают нам витамины, вита - это значит жизнь.

- С творогом к нам в организм поступает кальций, от него зубки будут твёрдые и белые.

- Щётку нужно менять 1раз в 2 месяца.

- Зубы будем чистить детской зубной пастой.

- Чистите зубы не менее двух раз в день утром и вечером.

С перечислением данных утверждений постепенно с весов снимаются карточки с вредными привычками. После снятия всех карточек весы опять становятся в равновесие).

Воспитатель: Ребята, если мы избавимся от вредных привычек, у нас будет такая красивая улыбка. (Слайд №8 Презентации №1).

5. Работа с материалами стенда.

Рис. №6.

 

Рис. №7.

а) Разгадывание загадок (правильный ответ открывается после ответа детей).

б) Наглядный материал (как правильно пользоваться и хранить зубную щётку)

в) Наглядный материал (какая бывает зубная паста, и чем детская зубная паста отличается от взрослой).

6. Закрепление знаний - Игра “Да, нет”. (автор И.И. Савчук).

Воспитатель:

Я хочу вам дать совет, вам решать, где да, где нет.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет говорите дружно: нет.
Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет! Говорила маме Люба:
Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? Нет!
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет? Нет!
Ох, неловкая Людмила,
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? Нет!
Навсегда запомните, Милые друзья,
Не почистив зубы, Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идете спать,
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет? Нет!
Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет железный,
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? Нет!
Молодцы, не оплошали,
Правильно советы дали.
Запомнить надо на 100 лет,
Что зубам полезно, а что нет.

8. Подведение итогов, окончание занятия.

Воспитатель. На прощание давайте ещё раз подарим друг другу улыбку и скажем всем "Желаем крепкого здоровья!" (Слайд 9 Презентации №1).

Рис. №8.

Использованная литература и Интернет-источники:

1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы. ВАКО, 2005.

2. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе: как себя вести в школе и дома. Учитель, 2007.

3. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Под редакцией В.Н. Касаткина, Линка-Пресс, 2000.

4. Детская Электронная Книга (ДЭК) (http://900igr.net/kartinki/che)

5. MEDCOR - детская книжка "Счастливый зубик"(http://med-cor.ru/1blago.htm)