Урок химии по теме "Растворы. Вычисление массовой доли растворенного вещества". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


“Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры”. Химик должен правильно считать и логически мыслить”. Д.И.Менделеев

Тип урока. Урок закрепления материала с использованием практической работы.

Цель урока. Закрепление понятий: “растворы”, “растворитель”, “растворенное вещество”, “массовая доля растворенного вещества”.

Задачи.

  • Обучающие. Закрепить понятия: “растворы”, “растворитель”, “растворенное вещество”, “массовая доля растворенного вещества”. Обобщить имеющиеся знания.
  • Развивающие. Развивать коммуникативные способности школьников, формировать у обучающихся собственный интерес к предмету, способность анализировать и обобщать материал, решать задачи, проводить взвешивание и растворение веществ.
  • Воспитательные. Воспитывать внимание и самостоятельность при повторении и закреплении материала, способность рассуждать объективно и логично, с учетом своей точки зрения.

УУД: личностные – участвовать в определении выводов в заданиях;

  • регулятивные – преобразовывать совместными усилиями практическую задачу в познавательную;
  • познавательные – определять способы решения проблем под руководством учителя, выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя, формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;
  • коммуникативные – участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование.

  • На столах обучающихся:
  • мерные цилиндры, колбы для приготовления растворов, колбы с водой, пробирки с поваренной солью, весы, листочки бумаги, инструкции для работы.
  • На столе учителя:
  • колбы с растворами разного цвета:
  • сульфата меди, перманганата калия, сульфата никеля, хлорида хрома (III).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Фронтальная беседа (актуализация знаний)

Учитель: Что такое растворы?

Учитель: Что является компонентами раствора?

Учитель: Что такое растворитель?

(Растворителем является тот компонент, который в чистом виде существует в том же агрегатном состоянии, что и раствор, если оба компонента находятся в одном агрегатном состоянии, то растворитель тот, которого больше).

Учитель: Какие растворы называют концентрированными, а какие разбавленными?

Учитель: Что показывает массовая доля растворенного вещества?

Учитель: Как обозначается массовая доля растворенного вещества?

III. Практическая работа

Мотивационный этап. На столе колбы с растворами разного цвета. Это рабочие растворы. Вы не задумывались о том, какая концентрация рабочих растворов? Опыт показывает, что для приготовления рабочих растворов необходимо взять ? часть пробирки вещества ? часть стакана воды.

Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? Какие задачи мы должны решить? (определяется цель, задачи и тема урока).

Выполнение практической работы

Великий русский ученый Д.И.Менделеев так писал о значении измерений для науки: “Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры”. Химик должен правильно считать и логически мыслить”.

Учитель. Прежде, чем приступить к выполнению поставленных задач, воспользуйтесь мудрыми советами: “Обдумай цель раньше, чем начать”

“Мудрый меняет свои решения, а глупый никогда”.

Инструктивная карта

  1. Возьмите пробирку, наполненную веществом на 1/4 её объёма.
  2. Взвесьте содержимое пробирки и зафиксируйте результат в таблице отчёта.
  3. Измерьте мерным цилиндром объём воды, которая находится в стакане. Зафиксируйте результат в таблице отчёта.
  4. Определите массу воды, зная её плотность. Зафиксируйте результат в таблице отчёта.
  5. Приготовьте раствор в колбе путём постепенного смешивания растворяемого вещества и растворителя (воды). Зафиксируйте результат в таблице отчёта.
  6. Определите массу полученного раствора. Зафиксируйте результат в таблице отчёта.
  7. Рассчитайте массовую долю растворённого вещества в полученном растворе.

Изменение концентрации раствора.

  1. Добавьте 4 грамма вещества к полученному раствору. Вычислите массовую долю растворённого вещества в образовавшемся растворе. Зафиксируйте результат в таблице отчёта.
  2. К полученному раствору добавьте 30 миллилитров воды. Вычислите массовую долю растворённого вещества в новом растворе. Зафиксируйте результат в таблице отчёта.
  3. Определите, какую массу вещества необходимо добавить к полученному раствору, чтобы получить раствор с первоначально полученной концентрацией ?
  4. Готовый раствор перелейте, используя воронку, в подготовленную склянку.

Отчёт о проделанной работе

Название вещества Соль
Формула  
Масса вещества (в г)  
V(H2O)  
?(H2O)  
m (H2O)  
m р-ра (соли)  
W1 р в  
W2 р в  
W3 р в  
  • Вычисления.
  • Вывод.

IV. Закрепление умений и способов действия.

Что это такое?

  • Вещество, растворяющее другие вещества.
  • Вещества, образующие раствор.
  • Отношение массы растворенного вещества к массе раствора.
  • Свойство вещества растворяться в воде или другом растворителе.
  • Кристаллические вещества, содержащие молекулы воды.
  • Вода, входящая в состав кристаллогидратов.
  • Процесс выделения вещества путем испарения или охлаждения его насыщенного раствора.

Решение задач (Окажи помощь!) Наиболее подготовленным ребятам вручаются письма с просьбой.

Помогите вычислить, какую массу воды надо добавить к 500г 20% раствора хлорида бария, чтобы раствор стал 3-4%? Этот раствор мне необходим для опрыскивания свеклы на дачном участке против долгоносика.

Помогите определить, какая масса пергидроля (30% раствора пероксида водорода) и воды потребуется для приготовления 100г 9% раствора пероксида водорода. Этот раствор мне необходим для осветления волос перед окраской.

VI. Рефлексия.

А закончить нам хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого:

“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью ”.

В ходе занятия вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Мы же с помощью опытов нашли свою истину.

Продолжите  фразу:

1. Сегодня я понял ...

2. Теперь я могу...

3. Я приобрел....

4. Меня удивило ...

5. Я попробую ...

6. Мне захотелось...

7. Мне больше всего понравилось ...

VII. Домашнее задание (на листочках)

Решить задачу. 5% раствор хлорида кальция используется в медицине для улучшения свёртываемости крови. Какие массы 3% и 10% растворов потребуются для приготовления 100г такого раствора?

(Задачи разбираем на доске).

“Как они называются?” (Вставьте вместо черточек пропущенные буквы в словах и получатся названия хорошо вам известных растворов).

к-нц-нтр-р-в-нн-- , п-р-с-щ-нн-- , р-зб-вл-нн-- , н-н-с-щ-нн-- , н-с-щ-нн--

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились названия растворов.

войнедын, дикийж, ярмонлый, донвый, вертыйд, молярыйдвун, образногазный, стонаящий, помолулярный, локолныйид.

Дополнительные задания к уроку.

Задание 1. Чайнворд

Вспомните восемь названий растворов, оканчивающихся на “ный”, и впишите их в клеточки чайнворда.

1. Раствор, в котором растворителем является вода.

2. Раствор, в котором растворителем служит не вода, а другая жидкость.

3. Раствор, который содержит максимальное при данной температуре количество растворяемого вещества.

4. Раствор, который содержит меньше растворяемого вещества, чем насыщенный при данной температуре.

5. Раствор, который содержит мало растворенного вещества.

6. Раствор, содержащий много растворенного вещества.

7. Раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в насыщенном растворе при тех же условиях.

Задание 2. У себя на рукаве пальто вы увидели две снежинки. Какая из них упала с большей высоты, а какая – с меньшей?

Что получается зимой, когда водяной пар быстро охлаждается?

 

Использованные ресурсы и литература.

  1. Бударина В.А. Конкурс головоломок. https://him.1sept.ru/article.php?ID=200403405
  2. Габриелян О.С. Химия 8.
  3. Рефлексия. http://mogileviro.by/sites/default/files/data/materialy_otdelov/protection/2013/MaterVospObSrObr/PodvItogSamopod_Reflexio.pdf