Цели урока: Осмысление появления христианства на Тверской земле, его роли в формировании основ мировоззрения, духовных и нравственных установок и ценностей.
Задачи урока:
- Обучающие: Учить понимать особенности принятия христианства на Руси и распространения его на территории Тверского княжества.
- Развивающие: Развивать навыки умственной деятельности, познавательных интересов, переноса и применения знаний и умений в новой ситуации.
- Воспитательные: Воспитывать интерес к духовной жизни Тверского края, желание познавать историческое культурное наследие своего народа, основы его духовной культуры.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме, текстовый материал урока, рабочие тетради.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Сообщение темы и цели урока.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение новой темы.
- Опрос по новому материалу.
- Закрепление нового материала.
- Творческое задание – кроссворд.
- Подведение итогов.
- Консультация учащихся по домашнему заданию.
- Домашнее задание.
- Рефлексия в конце урока.
Формы и виды деятельности:
Беседа, комментированное чтение, просмотр презентации, самостоятельное творческое задание, подготовка к беседе с членами семьи по теме.
Основные термины и понятия: славянские племена: словене, кривичи,меря, весь, чудь; общественный уклад и деятельность человека; верования славян; князь, дань, погост, князь Владимир; христианство, Иисус Христос, молитва, священник, заповеди, Евангелие, церковь, святые.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы познакомимся с темой, связанной с историей появления христианства на Тверской земле. Именно с познания своего края начинается изучение истории Отечества. С воспитания любви к малой родине начинается воспитание любви к Отечеству. А Отечество, как писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, “понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, от которого именуется каждое отечество”.
В течение многих десятилетий при изучении истории нашего народа из нее искусственно выбрасывалось все, что было связанно с традиционной духовностью русского народа, с православной верой. История отечества не может быть понята, а главное – прочувствована без понимания православной традиции, которая на протяжении многих веков была фундаментом нравственности и духовности русского человека.
Изучая историю духовной жизни Тверского края, православных святынь Тверской земли, мы познакомимся с людьми, которые своим духовным подвигом повлияли на ход истории и заняли достойное место в памяти народа.
II. Повторение пройденного материала.
- Как называется наш край? (Тверской)
- Как называли людей живших на нашей земле более тысячи лет назад? (Славяне)
- Каков был общественный уклад, деятельность, верования этих людей? (община, земледелие, скотоводство, языческие верования)
- Как называли языческих богов? (Перун, Велес, Ярило)
- Как люди относились к ним? (боялись, приносили жертвы)
- Какие особенности языческих верований? (верования связаны с силами природы)
III. Изучение нового материала – Нам сегодня поможет узнать много нового удивительная книга – Хрестоматия “Православные святыни Тверской земли”, созданная коллективом кафедры теологии Тверского государственного университета. Авторы хрестоматии: Иванов П.С., Гурин А.Б., Горшкова С.Е., Бабушкина Т.В. интересным и доступным языком изложили в ней развитие истории и духовной культуры нашего родного края. Эта книга станет нашим спутником в мир православных святынь Тверского края. В первой главе мы узнаем, как христианство пришло на Тверскую землю. (Поочередное чтение главы 1 с комментариями учителя.)
Приложение 1. Текстовой материал: Глава 1, хрестоматии “Православные святыни Тверской земли.
IV.Ответы на вопросы по основным понятиям:
- Что больше запомнилось? (выборочный пересказ текста по выбору детей);
- Как жили люди на земле более тысячи лет назад? (родовыми общинами)
- Почему наши предки селились в основном по берегам рек? (вся земля была покрыта густым лесом, занимались рыболовством)
- Какие дороги были главными? (водные)
- Как назывались племена, жившие на территории Тверской земли? (меря, весь, чудь)
- Кому платили дань? (князьям)
- Где это происходило? (в поселениях – погостах)
- Какую функцию выполняли погосты? (место сбора дани, место торга купцов)
- Что вы знаете о христианстве, чем оно отличается от язычества? (вера в одного бога - Иисуса Христа)
- Кто такой Иисус Христос? (Спаситель мира - сын Божий и Девы Марии - Богородицы)
- Объясните слова: священники (святой отец – посредник между Богом и человеком), Евангелие (Благая весть – жизнеописание Иисуса Христа), заповеди (религиозные законы), молитва (обращение к Богу)
- Какие христианские заповеди наиболее важны? (самые важные две заповеди 1 - "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" 2 - Возлюби ближнего как самого себя - в этих заповедях все библейские заповеди.)
- Святые – кто это? (Святые – это люди, освященные Богом. Миссия святых – являть Бога словом и образом жизни.)
V. Закрепление нового материала.
Приложение 2. Презентация по теме урока.
VI. Самостоятельная творческая работа – построение кроссворда к слову “Христианство” с использованием основных терминов и понятий темы.
VII. Подведение итогов самостоятельной творческой работы и темы урока. Что нового, интересного узнали на уроке и какую роль играют эти знания в мировоззрении учащихся.
VIII. Консультация учащихся по домашнему заданию - беседа с членами семьи, друзьями о теме урока, понятиях, особенностях подготовки домашнего задания:
IX. Домашнее задание (по выбору учащихся).
Представьте, как могли жить наши далекие предки на берегах наших рек. Попробуйте нарисовать то, что вы представили.
Сфотографируйте сами или с помощью взрослых православную церковь города, которая вам особенно нравится. Знаете ли вы как называется эта церковь? Если не знаете, проведите маленькую краеведческую экспедицию и узнайте факты из истории церкви.
X. Рефлексия в конце урока – использование смайликов для определения эмоционального настроя учащихся.