Цель вечера: расширение кругозора учащихся, повысить их интеллект, общую культуру, развитие устойчивого интереса к изучению математики, познакомить с известными учеными-математиками древности и нашего времени.
Оборудование:
- Плакаты с высказываниями.
- Портреты великих математиков.
- Математические газеты.
- Барабан.
- “Табло” отгадываемых слов.
Ведущий. Итак, мы начинаем игру Капитал-шоу “Поле математических чудес”. Ваша активность, сообразительность украсят нашу встречу, сделают ее интересной, содержательной, запоминающейся. Принимать участие в игре должен весь зал: участники игры, болельщики, гости.
Игра первой тройки.
В ходе игры каждый ученик имеет возможность передать привет другу. Форма привета – песня, стихотворение, собственная поделка.
Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух предложенных шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – сладкий приз (шоколадка).
На сцену приглашается первая тройка игроков. Под музыку на сцену поднимаются три игрока и занимают места у барабана.
Ведущий представляет учащихся.
Задание первой тройки.
Этот человек говорил в 1941 году учащимся средних школ Ленинского района Москвы такие слова: “Какую бы вы науку ни изучали, в какой бы ВУЗ не поступали, – если вы хотите оставить после себя хоть какой-нибудь след, то для этого везде необходимо знание математики. И поэтому, если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой. В дальнейшем она окажет вам огромную помощь в вашей работе”. Назовите фамилию этого человека (Калинин).
Учащиеся отгадывают буквы на табло по аналогии с игрой “Поле чудес. Ассистенты “высвечивают” угаданные буквы и слово в целом. На экране: числа – количество очков; “П” – приз; “+” – очки удваиваются; “МК” – математическая книга; “Б” – банкрот.
Сектор “Приз”.
Ведущий. Приз на сцену!
Ассистент вносит черный ящик, в котором находится приз. (В качестве приза: альбом, треугольник, транспортир, общая тетрадь, авторучка, яблоко, фломастер).
Зал приветствует победителя первой тройки аплодисментами. В это время на экране телевизора, установленного на сцене, появляется портрет математика (рассказ о Н.И. Лобачевском и о С.В. Ковалевской).
Ведущий. Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя. Каждый их них заслужил приз. (Все участники игры получают призы).
Игра со зрителями.
Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задание и набрать как можно больше очков.
Задание 1. “Некий человек нанял работника на год, обещал ему даже 12 рублей и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 рублей и кафтан. Сколько стоит кафтан? ( 4 рубля 80 коп.)
Задание 2. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Горошины не ходят)
Задание 3. Дробь В • А • Р • Е • Н • Ь • Е / К • А • Р • Л • С • О • Н равна целому числу, разные буквы обозначают разные цифры, а между ними стоят знаки умножения. Чему равна дробь? Ответ обоснуйте. (В выражении записаны 10 букв, что соответствует 10 цифрам, нуль может быть только в числителе, т. е. дробь равна нулю.)
Задание 4. Как двум пиратам разделить добычу, чтобы они были довольны? (Один разбивает добычу на две части, а второй выбирает ту часть, которая ему больше нравится.)
Игра второй тройки.
Игроки занимают свои места.
Выходит ученик и читает полушуточный стих:
Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так не в математике действий без знаков.
Необходимость выполнять арифметические действия (вычислять), так же, как и считать, диктуется практикой, самой жизнью. Умениями вычислять овладевали постепенно с давних времен. Представьте себе: земледельцы собрали с одного участка 25 мерок зерна, а с другого – 15, и засыпали в одно хранилище. Им надо знать, сколько всего у них зерна. Ну, а если к тому же надо узнать, на -сколько хватит этого зерна, если расходовать по 4 мерки в месяц, то необходимо уметь и делить.
Задание второй тройке.
Ведущий. Для обозначения арифметических действий сначала употреблялись слова, затем буквы. Знаки “+”, “–”, точка как знак умножения впервые употреблены в учебниках по арифметике в ХV веке, а знак деления – в ХVII веке, но окончательно все эти знаки утвердились в работах выдающегося немецкого ученого в ХVII веке. Назовите фамилию этого ученого. (Лейбниц)
Игра со зрителями.
Задание 1.
По дороге вдоль кустов,
Шло одиннадцать хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Эти вместе шли куда-то,
Петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков
Сколько было петухов? (Семь)
Задание 2. Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые? (В самолетах нет стоп-крана.)
Задание 3. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля и день рождения у него бывает один раз в 4 года.)
Задание 4. Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? (4 минуты.)
Математический отдых.
“Каждой руке – свое дело”
Одновременно правой рукой рисуем прямоугольник, а левой – треугольник. (Один из учеников выполняет задание на доске.)
Игра третьей тройки.
Задание третьей тройке.
Ведущий. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания этой математической науки, чем изучение его трудов. На это он гордо ответил, что “в математике нет царской дороги”. В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее количество раз и более всего изучавшаяся. Кто этот математик? (Евклид)
Игра со зрителями.
Задание 1. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница? (Надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем в него насыпать муку).
Задание 2. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь? (15 км/ч).
Задание 3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Задание 4. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получить число больше 2 и меньше 3? (Запятую).
Финальная игра. Финальное задание.
Ведущий: Знак равенства ввел английский врач Роберт Рикорд в 1557 г. в книге “Оселок остроумия”. В 16-17 вв. знак равенства писали еще так (П) или словом равняется. Твердое признание и закрепление современный знак равенства нашел у Лейбница. Знаки “больше” и “меньше” введены в 1631 г. английским ученым. Кто этот ученый? (Харрпот).
Поздравления и награждения победителя.
Жюри подсчитывает очки победителя и объявляет их. Вносится плакат.
ПРИЗЫ | ОЧКИ |
Набор чертежных инструментов; Транспортир; Общие тетради; Фломастеры; Сладкий приз; Циркуль; Математические таблицы; Набор карандашей; Дневник; Линейка; Акварельные краски. |
Победитель выбирает на набранные очки призы.
Ведущий предлагает суперигру. Предложение принимается. Пока победитель отдыхает, объявляется игра со зрителями.
Игра со зрителями.
Задание 1. Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку. Как могло это произойти? (Они подошли к реке с разных сторон.)
Задание 2. Назовите древний геометрический инструмент, который согласно римскому поэту Овидию (1 в.), был изобретен в Древней Греции. (Циркуль)
Победителям игры со зрителями вручаются призы.
Суперигра.
Ведущий. Итак, начинаем суперигру. В суперигре разыгрываются: ключи от машины (игрушечной), “пылесос” (метелка), математическая книга.
Задание суперигры.
Ведущий. С конца 16в. он служил единицей веса драгоценных металлов и камней, так называют устройство, служащее для автоматического управления потоком пара (жидкости, газа) в тепловых машинах. Назовите эту старинную русскую меру веса? (Золотник)
Разрешается назвать 3 буквы, на обдумывание дается одна минута.
Поздравления победителю суперигры. Вручение призов.
Подведение итогов вечера.
Ведущий. Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело и интересно.