Урок географии по теме "Движение земной коры". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, магниты, слова на листах “движения земной коры”, “вулканы”, “землетрясения”, “горизонтальные”, “вертикальные”, “изменение ГП материков”, “изменение климата и рельефа”, “развитие природы планеты”, контуры материков (4 комплекта), листы А-3 голубого цвета (4 шт.) с отмеченными линиями экватора и нулевого меридиана, фломастеры, настенная “Физическая карта мира”, атласы, карточки с заданиями (4 шт.), жетоны.

Цель урока – проживание открытия (гипотеза дрейфа материков Альфреда Вегенера), формирование ключевых компетенций:

1. учебно-познавательной – знакомство учащихся с изменением положения материков во времени и пространстве (теория дрейфа материков), формирование представления о видах движения земной коры, понятий “изменение” и “развитие”;

2. информационной – развитие наблюдательности, любознательности, мышления, речи, умение увидеть в обычном необычное, новое;

3. коммуникативной – воспитание умений слушать товарищей, высказывать и обосновывать точку зрения, работать в группе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, необходимых для выполнения работы (слайд).

Презентация.

– Вы представляете, ежегодно происходит до 100 тыс. землетрясений, катастрофических около 10 (слайд, переворачиваю “землетрясения” на схеме). Древние римляне называли Вулканом бога огня и кузнечного дела, со временем вулканом начали называть любую огнедышащую гору (слайд, переворачиваю “вулканы” на схеме).

– Ребята, вы догадались какая у нас тема урока? Совершенно верно. Мы сегодня поговорим о движениях земной коры (слайд, записываем тему урока в тетради).

– Как вы думаете, почему эта тема актуальна для нас, жителей Магаданской области? (землетрясения)

– А еще мы с вами совершим настоящее открытие. Вам нужно полными ответами отвечать на мои вопросы. За правильные ответы, свою точку зрения вы будете получать жетоны – знаки отличия за активную и грамотную работу. По количеству жетонов (не менее 5) в конце урока будут выставлены отметки.

– Расскажите, из чего состоит яйцо?

– Сравните строение яйца с внутренним строением нашей планеты

– Какая оболочка находится на поверхности, она самая твердая и прочная? (Земная кора)

– Земная кора находится в движении. Но есть и другие виды движения, которые нарушают покой на поверхности нашей планеты. На Скандинавском полуострове кольца, к которым привязывали лодки рыбаки, находятся высоко над водой, как вы думаете почему? (слайд)

– А Венеция, великолепный город в Италии, постепенно опускается под воду. Почему? (слайд)

– Кстати сваи сделаны из лиственницы, которую специально завозили из России. Что вы знаете об этом дереве?

– Сделайте вывод, в каком направлении движется земная кора? (переворачиваю “вертикальные” на схеме)

– Земная кора очень медленно движется в вертикальном направлении вверх-вниз, но есть еще один вид движений, о котором мы погорим сегодня – горизонтальном движении (переворачиваю “горизонтальные” на схеме)

Приложение 1. Схема на доске

– Как вы думаете, почему мы их не ощущаем? (медленные)

– Вспомните, на каком материке мы живем?

– Какие материки вы бы отнесли к Южным? Почему?

– Какие к Северным? Почему?

– Покажите на карте все материки (один ученик – у настенной карты, остальные на местах – по карте атласа).

III. Групповая работа учащихся.

1) повторение, проживание открытия

– Переходим к групповой работе. Работать нужно дружно и быстро. Жетоны вы сможете получить за взаимопомощь и взаимоуважение в работе. У каждой группы есть контуры всех материков. Разложите их на листе бумаги, учитывая их положение относительно экватора и начального меридиана. Чтобы ничего не перепутать внимательно смотрите в карту атласа (физическая карта мира).

– Как вы думаете, почему лист голубого цвета? (раскладывают)

– Внимательно посмотрите на береговую линию Атлантического океана, что вы заметили? (слайд)

– Давайте я вам помогу. Вы умеете собирать пазлы?

– Какова главная цель этой игры? (слайд)

– Ваши материки – это пазлы, попробуйте собрать пазлы в одно целое? (работают в группах)

– Какой вывод можно сделать? (материки медленно перемещаются в горизонтальном направлении, когда-то они были единым целым – одним суперматериком, соединялись по береговой линии Атлантического океана)

– Эврика! (Архимед, физика, 7 класс) (слайд). Давайте вместе скажем это, ведь вы сейчас совершили открытие, которое почти сто лет назад совершил немецкий ученый Альфред Вегенер (выступление учеников – опережающее задание) (слайд).

Приложение 2. Краткая биография Альфреда Вегенера (примерный текст)

Физкультпауза “Блиц-опрос” (хлопаем, если согласны, топаем, если не согласны отвечая на вопросы)

– Самый большой остров Гренландия расположен у берегов Антарктиды?

– Самые высокие горы Гималаи находятся на материке Евразия?

– Уральские горы вытянуты с Запада на Восток?

– Вулкан Килиманджаро находится в Африке?

– Вулкан Ключевская Сопка расположен на острове Ява?

2) изучение нового материала с одновременным моделированием схем, практическая деятельность учащихся в группах

– Давайте вместе смоделируем этапы дрейфа материков – сделаем схемы. Каждая группа получает карточку с заданиями, фломастеры. После выполнения задания необходимо составить небольшой рассказ о том, что вы узнали о положении материков на Земле в разное время.

Приложение 3. Карточки с заданиями

(Групповая работа)

3) представление результатов групповой работы, формирование у учащихся сложных понятий “изменение” и “развитие”

– По одному представителю от группы расскажут нам об изменении положения материков в далеком прошлом, настоящем и будущем (ответы представителей 4 групп, магнитами прикрепляют свои схемы на доску – “спираль развития”) (слайд)

Приложение 4. Фрагмент урока

– Что происходило с положением материков во времени и в пространстве?

– Что такое изменение?

– Был один материк – стало... .

– Был один океан – стало... .

– Суши в высоких широтах не было, материки переместились на Север и на Юг.

– Каких полярных животных вы знаете? (слайд)

– Если бы материки не изменили своего положения, у нас бы не было ни пингвинов, ни белых медведей, ни других обитателей полярных и приполярных широт. На планете Земля не было бы животных, которые приспособились и живут в суровых условиях Арктики и Антарктики. Изменение географического положения материков привело к изменениям климата, рельефа, к изменению уникальной природы нашей планеты, к ее развитию (переворачиваю остальные карточки на схеме)

Приложение 5. Схема на доске

– Что такое изменение? Приведите примеры.

– Что такое развитие? Приведите примеры.

– Действительно “изменение” – это перемена, внесенная во что-либо и изменившая что-либо прежнее, в нашем случае положение материков относительно друг друга. “Развитие” – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, поступательное движение вперед на более высокую ступень. Дрейф материков привел к изменению их географического положения, климата, рельефа, количества представителей органического мира, что в свою очередь стало причиной развития органического многообразия нашей планеты.

IV. Закрепление.

– Какие виды движения земной коры вы знаете?

– Кто является автором теории дрейфа материков?

– Можно ли его жизнь назвать подвигом? Почему?

– В чем отличие понятий “изменение” и “развитие”?

V. Подведение итогов урока.

– Давайте подведем итоги. Поднимите руки, кто набрал пять и более жетонов. Я с удовольствием поставлю вам отметку пять. Вы очень активно работали, продемонстрировали знания и умения. Вы сегодня были наблюдательны, дружелюбны и активны. Каждый из вас совершил открытие. Я от души аплодирую вам и благодарю за работу (хлопаю в ладоши). Помните, что “любознательный и наблюдательный человек, в отличие от людей, равнодушных к тайнам и красоте окружающего мира, может внести весомый вклад в мировую сокровищницу знаний” (слайд). Каждый из вас может совершить открытие, внести большой вклад в развитие представлений о научной картине мира. Спасибо за сотрудничество и до новых встреч! (слайд)