Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, магниты, слова на листах “движения земной коры”, “вулканы”, “землетрясения”, “горизонтальные”, “вертикальные”, “изменение ГП материков”, “изменение климата и рельефа”, “развитие природы планеты”, контуры материков (4 комплекта), листы А-3 голубого цвета (4 шт.) с отмеченными линиями экватора и нулевого меридиана, фломастеры, настенная “Физическая карта мира”, атласы, карточки с заданиями (4 шт.), жетоны.
Цель урока – проживание открытия (гипотеза дрейфа материков Альфреда Вегенера), формирование ключевых компетенций:
1. учебно-познавательной – знакомство учащихся с изменением положения материков во времени и пространстве (теория дрейфа материков), формирование представления о видах движения земной коры, понятий “изменение” и “развитие”;
2. информационной – развитие наблюдательности, любознательности, мышления, речи, умение увидеть в обычном необычное, новое;
3. коммуникативной – воспитание умений слушать товарищей, высказывать и обосновывать точку зрения, работать в группе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, необходимых для выполнения работы (слайд).
– Вы представляете, ежегодно происходит до 100 тыс. землетрясений, катастрофических около 10 (слайд, переворачиваю “землетрясения” на схеме). Древние римляне называли Вулканом бога огня и кузнечного дела, со временем вулканом начали называть любую огнедышащую гору (слайд, переворачиваю “вулканы” на схеме).
– Ребята, вы догадались какая у нас тема урока? Совершенно верно. Мы сегодня поговорим о движениях земной коры (слайд, записываем тему урока в тетради).
– Как вы думаете, почему эта тема актуальна для нас, жителей Магаданской области? (землетрясения)
– А еще мы с вами совершим настоящее открытие. Вам нужно полными ответами отвечать на мои вопросы. За правильные ответы, свою точку зрения вы будете получать жетоны – знаки отличия за активную и грамотную работу. По количеству жетонов (не менее 5) в конце урока будут выставлены отметки.
– Расскажите, из чего состоит яйцо?
– Сравните строение яйца с внутренним строением нашей планеты
– Какая оболочка находится на поверхности, она самая твердая и прочная? (Земная кора)
– Земная кора находится в движении. Но есть и другие виды движения, которые нарушают покой на поверхности нашей планеты. На Скандинавском полуострове кольца, к которым привязывали лодки рыбаки, находятся высоко над водой, как вы думаете почему? (слайд)
– А Венеция, великолепный город в Италии, постепенно опускается под воду. Почему? (слайд)
– Кстати сваи сделаны из лиственницы, которую специально завозили из России. Что вы знаете об этом дереве?
– Сделайте вывод, в каком направлении движется земная кора? (переворачиваю “вертикальные” на схеме)
– Земная кора очень медленно движется в вертикальном направлении вверх-вниз, но есть еще один вид движений, о котором мы погорим сегодня – горизонтальном движении (переворачиваю “горизонтальные” на схеме)
– Как вы думаете, почему мы их не ощущаем? (медленные)
– Вспомните, на каком материке мы живем?
– Какие материки вы бы отнесли к Южным? Почему?
– Какие к Северным? Почему?
– Покажите на карте все материки (один ученик – у настенной карты, остальные на местах – по карте атласа).
III. Групповая работа учащихся.
1) повторение, проживание открытия
– Переходим к групповой работе. Работать нужно дружно и быстро. Жетоны вы сможете получить за взаимопомощь и взаимоуважение в работе. У каждой группы есть контуры всех материков. Разложите их на листе бумаги, учитывая их положение относительно экватора и начального меридиана. Чтобы ничего не перепутать внимательно смотрите в карту атласа (физическая карта мира).
– Как вы думаете, почему лист голубого цвета? (раскладывают)
– Внимательно посмотрите на береговую линию Атлантического океана, что вы заметили? (слайд)
– Давайте я вам помогу. Вы умеете собирать пазлы?
– Какова главная цель этой игры? (слайд)
– Ваши материки – это пазлы, попробуйте собрать пазлы в одно целое? (работают в группах)
– Какой вывод можно сделать? (материки медленно перемещаются в горизонтальном направлении, когда-то они были единым целым – одним суперматериком, соединялись по береговой линии Атлантического океана)
– Эврика! (Архимед, физика, 7 класс) (слайд). Давайте вместе скажем это, ведь вы сейчас совершили открытие, которое почти сто лет назад совершил немецкий ученый Альфред Вегенер (выступление учеников – опережающее задание) (слайд).
Приложение 2. Краткая биография Альфреда Вегенера (примерный текст)
Физкультпауза “Блиц-опрос” (хлопаем, если согласны, топаем, если не согласны отвечая на вопросы)
– Самый большой остров Гренландия расположен у берегов Антарктиды?
– Самые высокие горы Гималаи находятся на материке Евразия?
– Уральские горы вытянуты с Запада на Восток?
– Вулкан Килиманджаро находится в Африке?
– Вулкан Ключевская Сопка расположен на острове Ява?
2) изучение нового материала с одновременным моделированием схем, практическая деятельность учащихся в группах
– Давайте вместе смоделируем этапы дрейфа материков – сделаем схемы. Каждая группа получает карточку с заданиями, фломастеры. После выполнения задания необходимо составить небольшой рассказ о том, что вы узнали о положении материков на Земле в разное время.
Приложение 3. Карточки с заданиями
(Групповая работа)
3) представление результатов групповой работы, формирование у учащихся сложных понятий “изменение” и “развитие”
– По одному представителю от группы расскажут нам об изменении положения материков в далеком прошлом, настоящем и будущем (ответы представителей 4 групп, магнитами прикрепляют свои схемы на доску – “спираль развития”) (слайд)
– Что происходило с положением материков во времени и в пространстве?
– Что такое изменение?
– Был один материк – стало... .
– Был один океан – стало... .
– Суши в высоких широтах не было, материки переместились на Север и на Юг.
– Каких полярных животных вы знаете? (слайд)
– Если бы материки не изменили своего положения, у нас бы не было ни пингвинов, ни белых медведей, ни других обитателей полярных и приполярных широт. На планете Земля не было бы животных, которые приспособились и живут в суровых условиях Арктики и Антарктики. Изменение географического положения материков привело к изменениям климата, рельефа, к изменению уникальной природы нашей планеты, к ее развитию (переворачиваю остальные карточки на схеме)
– Что такое изменение? Приведите примеры.
– Что такое развитие? Приведите примеры.
– Действительно “изменение” – это перемена, внесенная во что-либо и изменившая что-либо прежнее, в нашем случае положение материков относительно друг друга. “Развитие” – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, поступательное движение вперед на более высокую ступень. Дрейф материков привел к изменению их географического положения, климата, рельефа, количества представителей органического мира, что в свою очередь стало причиной развития органического многообразия нашей планеты.
IV. Закрепление.
– Какие виды движения земной коры вы знаете?
– Кто является автором теории дрейфа материков?
– Можно ли его жизнь назвать подвигом? Почему?
– В чем отличие понятий “изменение” и “развитие”?
V. Подведение итогов урока.
– Давайте подведем итоги. Поднимите руки, кто набрал пять и более жетонов. Я с удовольствием поставлю вам отметку пять. Вы очень активно работали, продемонстрировали знания и умения. Вы сегодня были наблюдательны, дружелюбны и активны. Каждый из вас совершил открытие. Я от души аплодирую вам и благодарю за работу (хлопаю в ладоши). Помните, что “любознательный и наблюдательный человек, в отличие от людей, равнодушных к тайнам и красоте окружающего мира, может внести весомый вклад в мировую сокровищницу знаний” (слайд). Каждый из вас может совершить открытие, внести большой вклад в развитие представлений о научной картине мира. Спасибо за сотрудничество и до новых встреч! (слайд)