Урок биологии по теме "Строение и функции кожи. Гигиена кожи"

Разделы: Биология


Цель: сформировать знания о строении и функциях кожи; продолжить работу по развитию у детей умения работать с книгой, вычленять главное, обобщать, логически мыслить; прививать любовь к своему предмету.

Оборудование: таблица “Кожа”, лупы.

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Мы изучили тему “Обмен веществ и энергии”, сегодня на уроке мы переходим к новой теме. И наш урок мне хочется начать с небольшого рассказа о золотом мальчике. Четыре с половиной века тому назад, в последние дни декабря 1496 года в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику.

Устройством праздника руководил знаменитый художник Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира и всеобщего благополучия. Изображать золотой век должен был голый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного лекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога. Съехались гости. В самый разгар праздничного веселья в огромном зале появился мальчик с крыльями и большой лавровой веткой в руке.

Золотая краска сплошь покрывала его голое тело. Внезапно заболела жена герцога. Гости разошлись. О мальчике забыли, и он остался один в огромном холодном зале.

Лишь на следующий день художник нашёл мальчика, он трясся от холода и плакал.

Леонардо отнес его к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти.

На четвертый день мальчик умер.

- Почему это произошло? Почему умер мальчик?

Мы дадим ответ на поставленный вопрос более точно, после того, как изучим тему “Строение и функции кожи. Гигиена кожи” записываем в тетради.

На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров—защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган с многими функциями. Кожа-это прежде всего своеобразный экран, на нём отражаются процессы, происходящие в организме. Врачи-дерматологи, т.е. кто лечит заболевания кожи, справедливо утверждают, что “никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже.” Волдыри, сыпи, язвы- это как бы “кожная проба”, показатель общего состояния организма. Малейшие воздействия веществ, к которым особенно чувствителен организм, сразу же могут проявиться в виде покраснения, пятен на коже.

Лабораторная работа.

- Вы наблюдали когда-нибудь за собственной кожей? Отмечали её характерные особенности?

- Давайте понаблюдаем за нашей кожей, используя обыкновенную лупу.

1. Рассмотрим под лупой внешнее строение кожи.

- Какие особенности вы увидели?

2. Рассмотрите кожу тыльной стороны, а затем и ладони руки.

3. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти, отпустите.

4. Рассмотрите бороздки пальцев своей руки, бороздки пальцев друг у друга при помощи лупы.

Итак, какими же свойствами наделена кожа?

- Кожа гладкая, упругая, эластичная, имеет розовый цвет, благодаря разветвлению в ней мелких кровеносных сосудов и капилляров. На сгибах ладони различные складки. На мягких подушечках пальцев имеются бороздки, различные у каждого человека свои.

Сообщение: У каждого человека на пальцах свои бороздки. По ним его можно узнать легче, чем по фотографии. Вор может отрастить усы, бороду, надеть очки, но форму бороздок на пальцах ему ничем не изменить. Пальцевые узоры появляются у человека ещё до рождения; на кончиках пальцев собственно кожа вдается в надкожицу многочисленными мелкими выступами- сосочками. Это и создаёт узоры на поверхностном слое надкожицы. Основное свойство пальцевых узоров состоит в том, что они не изменяют своей формы в течение всей жизни человека. Они могут быть искажены разве только глубокой травмой кожи.

Итак, мы рассмотрели внешний вид кожи, определили её свойства. Кожа- это орган человеческого тела, который имеет свое строение и функции. Нам это и предстоит выяснить.

Открываем учебник стр.133, рис.72 строение кожи, внимательно его рассматриваем и заполняем постепенно опорную схему.

Изучим первый слой эпидермис.

- Из каких слоёв состоит эпидермис? (1.поверхностный - роговой, 2.глубокий-собственно кожа.)

- Дайте характеристику каждого слоя.

(Роговой слой - плотно прилегающие друг к другу мертвые ороговевшие клетки. Развит лучше там, где кожа подвергается механическому воздействию-ладони, подошва. Роговые клетки слущиваются постоянно и заменяются новыми за счет клеток глубокого слоя. Роговой слой выполняет защитную функцию-он не пропускает из внешней среды жидкости, газы, непроницаем также для твердых частиц.

Глубокий (собственно кожа) –клетки живые, способные к делению. Они могут откладывать красящее вещество –пигмент, от количества и состава которого зависит цвет кожи. Под влиянием солнечных лучей интенсивность окраски кожи возрастает. Загорелая кожа защищает тело человека от проникновения внутрь чрезмерного количества УФЛ, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм человека.)

Функции волос-служат как теплоизолятор (волосы на голове),предохраняют от пыли глаза (ресницы, брови.)

Функции ногтей –защищают фаланги пальцев, служат опорой для мягких тканей.

Функции эпидермиса –защитная, защита организма от механических повреждений, УФЛ, от проникновения микробов и от высыхания.

Рассмотрим второй слой - собственно кожа, стр.132.

- Дайте характеристику этого слоя кожи.

Собственно кожа состоит из клеток и переплетающих между собой упругих волокон. Они придают коже эластичность, благодаря им кожа не мешает совершаемым организмом движениям.

- Что здесь находится?

(1. потовые железы

2. сальные железы

3. рецепторы

4. кровеносные сосуды)

- Дайте краткую характеристику потовым и сальным железам, отметьте их функции и запишите это в опорной схеме.

1. Потовые железы имеют вид трубочек, свернутых в клубочки. Выделяемый железами пот через проток выводится на поверхность кожи. У взрослого человека при комнатной температуре в сутки выделяется от 700 до 1300 мл. пота. Так кожа выполняет выделительную функцию. Пот содержит воду, мочевину, мочевую кислоту, аммиак, некоторые АК и другие вещества. В коже 2 млн. потовых желез. Их функция: служат для выделения веществ и поддержания постоянства температуры тела — выделительная.

2. Сальные железы выделяют секрет - кожное сало. Оно смазывает волосы, смягчает кожу, покрывает её поверхностным тонким слоем. Жир препятствует проникновению в тело воды и других жидкостей. Кислоты, входящие в состав пота, разлагают сало на поверхности кожи, что приводит к образованию жирных кислот, обладающих характерным запахом.

Функция: кожное сало смачивает волосы и кожу, придавая ей эластичность, предохраняя от высыхания и смачивания - защитная.

3.Рецепторы-окончания чувствующих нервов, воспринимающих раздражения. Окончания отдельных нервных волокон расположены на различной глубине, имеют разное строение и возбуждаются при действии только определенных раздражителей .Возникшее возбуждение передаётся по нервам в мозг, вызывая то или иное ощущение. Так, раздражение одних нервных окончаний вызывает ощущение боли, других- ощущения прикосновения, третьих- ощущение давления.

Особенно сложно строение нервных окончаний, чувствительных к холоду и теплу. Разнообразие нервных окончаний даёт нам возможность раздельно ощущать прикосновение к коже, боль, тепло, холод и тем самым вовремя предохранять себя от повреждений или от действия каких-нибудь вредных, раздражающих веществ, а также вовремя устранять вредное влияние слишком высокой или слишком низкой температуры. Больше всего в коже имеется рецепторов болевого чувства, в среднем на каждый квадратный сантиметр кожи число их доходит до 50. В разных частях кожи количество рецепторов неодинаково. На кончиках пальцев -100 на квадратный см, На коже голени- лишь 10. Утратив кожную чувствительность человек становится жертвой постоянных травм.

Кожная чувствительность Примеры Функции
Болевая    
Холодовая    
Тепловая    

(Карточки на парте у учащихся.) Ответ поясните.

Рецепторы – окончания чувствующих нервов, воспринимающих раздражения.

Рассмотрите рисунок. Объясните, какие виды рецепторов здесь изображены. Заполните таблицу.

1. Температурные – воспринимают различную температуру.

2. Болевые – воспринимают боль (укол, заноза.)

3. Прикосновения – человек держит спичку, может ли он определить размер её, из какого материала она изготовлена, какова её поверхность – гладкая, шероховатая.)

4. кровеносные сосуды рассмотрим на следующем уроке. Именно на следующем уроке найдём причину смерти золотого мальчика, когда рассмотрим кровеносные сосуды кожи и какую функцию они в ней выполняют.

Рассмотрим третий слой кожи –подкожная клетчатка, стр.134, 3 абзац сверху прочитайте, ответьте на вопросы.

- Из чего состоит подкожная жировая клетчатка?

- Подкожную жировую клетчатку называют складом – поясните, почему?

- Еще ее называют подушкой, почему?

- Каковы ее функции?

 

Подведём итоги :

- О чем мы говорили на уроке?

- Назовите основные слои кожи.

- Что находится в собственно коже?

- Какие функции выполняют составляющие части кожи?

Домашнее задание: п.42. “гигиена кожи” - изучить самостоятельно.

1 гупппа:

“Ванна и душ – это кусочек черного хлеба
А баня - свадебный пирог.”(Р.Гамзатов.)

Как вы понимаете это выражение? Объясните.

2 группа: Объясните гигиенические требования.

- Кожу необходимо держать в чистоте.

- Зимой лучше носить темную, а летом светлую одежду.

- Маленьких детей следует одевать теплее, чем взрослых.

- Каждую неделю необходимо менять бельё.

3 группа: №5,6, стр.135.