Цели и задачи: расширить экологический кругозор обучающихся, воспитывать бережное отношение к природе, развивать творческие способности школьников
Форма проведения: конкурс
Оборудование: столы и стулья для команд и жюри, мультимедийное оборудование, экран, бумага, письменные принадлежности, три коробки: в одной-сосновая шишка, во второй-желуди, в третьей-ягоды рябины,материалы для изготовления творческого проекта (ватман, клей, заготовки из цветной бумаги), карточки с заданиями
Предварительная подготовка: создание презентации (картины природы на фоне музыки), подбор стихов о природе для исполнения обучающимися, изготовление шаблонов для творческого проекта
Ведущий: Добрый день! Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех участников экологической конкурсно-познавательной программы “Мир похож на цветной луг”
Слайд-шоу (картины природы на фоне музыки) (Приложение 3)
Ведущий: Широки и необозримы просторы нашей необъятной Родины, имя которой – Россия. Удивительно разнообразны ее природные богатства.
Густые хвойные лесе, светлые березовые рощи, покрытые ковылем степи – это наша Россия.
Величественные широкие реки, шумные горные ручьи, глубокие озера – и это Россия
Высокие горы со снежными вершинами, яркие луга, золотые поля – и это наша Родина.
Исполнение стихотворений о природе обучающимися
(А. Стариков “Я лес люблю”, О.Долбышева “Исток жизни”) (Приложение 1)
Ведущий: Природа!
Как это просто и как это сложно! Сегодня мы будем говорить о величии и красоте Российской природы, об отношении людей к ней.
2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды. Почему? Как вы думаете? Конечно, такой год нужен России, нужен всей Земле и как можно чаще.
Сохраним жизнь на Земле!
Эти слова стали звучать все чаще и стали очень актуальными.
Исполнение стихотворения (“Реквием двадцатому веку”) (Приложение 1)
Ведущий: Друзья!
Давайте сегодняшнее наше мероприятие посвятим природе – ее богатству и красоте. Пусть оно станет еще одним призывом к человеческому разуму, пусть еще раз напомнит всем нам о том, как разумно мы должны к ней относиться.
Итак, прошу команды и их мотиваторов занять свои места
Капитанам команд необходимо путем жеребьевки выбрать название команды из целого ряда предложенных (Земляне, Зеленый патруль, Юный эколог и др.)
Позвольте представить членов жюри:
- _____________________________
- ______________________________
- ______________________________
Командам предстоит участие в восьми конкурсных заданиях. Желаем всем творчества, хорошего настроения!
Конкурсные задания:
Задание № 1 Разминка
Командам предлагается по 6 вопросов. Время на обдумывание каждого вопроса – 10 секунд. Отвечают команды по очереди. Попытка – одна.
- Какое животное в минуту опасности сворачивается в клубок? (Еж)
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
- Из древесины какого дерева делают бумагу? (Ель)
- Какую траву узнают и слепые? (Крапива)
- Каких птиц больше всего на свете? (Воробей)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
- Что птицам страшнее: голод или холод? (Голод)
- Какой хищный зверь любит малину? (Медведь)
- Как называется детеныш лисицы? (Щенок)
- У каких птиц – воровские наклонности? (Сорока, ворона)
- Мех какого зверька является самым главным богатством России? (Соболь)
- В стае каких животных царит железная дисциплина? (Волки)
- Как называется зимующая у нас птичка с желтой грудкой? (Синица)
- Какое животное под землей прокладывает длинные ходы? (Крот)
- Кто из животных считается лучшим строителем? (Бобр)
- Как называются плоды дуба? (Желуди)
- Какое животное называют “сохатый”? (Лось)
Зимой дерево растет? (Нет)
Задание № 2 Плюс-Минус
Команды получают задание на отдельных листах.
На листе записаны по 10 названий растений и животных.
Нужно поставить знак (-) напротив названий домашних животных и растений, растущих в саду. А знак (+) – напротив названий обитателей леса и поля.
Время работы – 3 минуты.
Сосна Медведь
Свинья
Дуб
Крыжовник
Малина
Волк
Георгин
Огонек
Папоротник
Овца Ель
Клен
Кошка
Роза
Груша
Осина
Калина
Мухомор
Огурец
Клюква Виктория
Собака
Крапива
Земляника
Петуния
Индюк
Пихта
Береза
Корова
Задание № 3 Кто есть кто
На протяжении многих тысячелетий люди наблюдали за животными, изучали и подмечали особенности их поведения и давали им меткие прозвища.
Каждая команда получит листок, на котором указаны три прозвища. Нужно определить, кому оно принадлежит. За это команда получит один балл. А если члены команды смогут пояснить, почему было дано такое прозвище животному, то это будет оценено дополнительно. Учитывается время подготовки и правильность ответа.
Таежный барометр (Бурундук. За несколько часов до дождя бурундуки издают особые грустные звуки)
Серый разбойник (Волк. Прозвище получил за хищничество)
Царь (Лев. Это самое сильное и властное животное)
Лесной доктор (Дятел. Добывает из стволов и коры деревьев насекомых - вредителей)
Косой (Заяц. Убегая от врага, он скашивает глаза, чтобы посмотреть, где находится преследователь)
Патрикеевна (Лиса. Получила свое прозвище в честь князя Патрикея Наримунтовича, жившего 600 лет назад и прославившегося своей хитростью и изворотливостью)
Сохатый (Лось. Прозвище произошло от слова “соха”, на которую похожи его рога)
Косолапый (Медведь. Получил свое прозвище за косолапость)
Пернатая кошка (Сова. Так ее называют за то, что она охотится на мышей.
Поэтическая пауза (участники мероприятия исполняют стихи о природе)
Задание № 4 Цветочные фантазии
Мир цветов велик и разнообразен. Есть цветы, которые растут в лесу, на лугу, а сеть цветы, которые люди выращивают сами, выводя самые разные сорта.
“Чтобы жить, нужно солнце, вода и маленький цветок”, - так говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Каждая команда получает изображения 4-х цветов. Нужно назвать эти цветы, указать место их обитания (Приложение 2)
Задание № 5 Народная мудрость
Каждая команда получает наборы слов, из которых можно составить по три пословицы о природе. Команды работают на время.
- Зима спросит, что летом припасено
- Сугробы снега на полях– урожай зерна в закромах
- Январь – году начало, зиме середина
- Много снега – много хлеба, много воды – много травы
- Красна весна цветами, осень – снопами
- Весна да осень – на дню погод восемь
- Летом каждый кустик ночевать пустит
- Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени
- Возле леса жить - голодному не быть
Задание № 6 Аукцион “Назови дерево”
Команды по очереди называют деревья, растущие в Кузбассе.
Команда, ответившая последней, получает 3 балла
Задание № 7 Черный ящик
Капитаны команд получают коробки, в которых находятся:
- Ветка сосны
- Желуди
- Ягоды рябины
Определить дерево, которое символизируют эти предметы. Команда должна помочь как можно больше рассказать о нем.
Задание № 8 Природный алфавит
Команда должна составить алфавит, используя названия растений и животных России.
Время работы – 5 минут. Побеждает команда, написавшая за отведенное время большее число названий.
Работа жюри по подведению итогов
Ведущий: Дорогие друзья!
Сегодня мы много говорили с вами о природе, ее животном и растительном мире. Говорили о красоте и богатствах России и нашей планеты с красивым именем Земля.
Исполнение стихотворений (“Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить…”, “Я обнял глобус – шар земной …”)
Выполнение творческого проекта “Как прекрасен этот мир”
(творческая работа выполняется всеми присутствующими. Каждый участник мероприятия должен наклеить на лист деталь-заготовку. В результате получится красочная картина: деревья цветы, солнце, бабочки, птицы)
Подведение итогов конкурса, награждение участников
Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые!
Так будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет!
Земля – величайшее чудо! Она у нас одна. Помните!
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня!