Актуальность.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Новизна.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Гипотеза.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Основные задачи:
- Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).
- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в условиях создания сказки.
Структура программы:
В программе выделено два типа задач. Первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием литературно-творческих способностей ребёнка, навыков сценических воплощений.
Организация театральной деятельности в начальных классах школы.
Занятия проводятся два раза в неделю.
Основные направления работы с детьми.
Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Программные задачи.
Развивать чуткость к сценическому искусству.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Активизировать ассоциативное и образное мышление.
Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.
Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.
Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
Воспитывать зрительскую культуру.
Предполагаемые умения и навыки детей.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Планирование работы кружка.
Дата | № занятия | Кол. час. | Тема занятия | Цель занятия |
1 | Здравствуй,театр! | Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием "театр". | ||
1 | Сказка ложь, да в ней намёк. | Изготовление эскиза билета и значка члена кружка " Театр. Сочини сказку". Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки "Колобок", "Репка". | ||
2 | Устный сценарий "Секреты волшебной сказки" |
Знакомиться с творческими
возможностями детей, изучать их жизненный опыт;
побуждать к взаимопониманию, терпению,
взаимопомощи. Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Подготовка сказочных рассказов. |
||
2 | Кто живет в сказке? | Совершенствовать память,
внимание, воображение детей. Работать над
техникой речи. Сочинение сказочного эпизода. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. |
||
1 | По щучьему велению | Разучивать с детьми текст пьесы,
обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
Совершенствовать внимание, воображение, память,
общение детей. Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работать над техникой речи |
||
2 | Кому в сказках везёт | Продолжить работу над сказкой
"По щучьему велению". Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. |
||
2 | Смешные удачники | Сочинение и инсценирование
сказочного эпизода. Развивать внимание, согласованность действий, работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях. |
||
2 | Сказочные героини | Расширять творческими
возможностями детей, обогащать их жизненный
опыт; побуждать умение сострадать, чувство
справедливости, стремление делать добро и
бороться со злом. Подготовка сказочных рассказов. Изготовление рисунков сказочных героинь |
||
2 | Сказочные чудовища | Развивать способности детей
искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
Учить пользоваться интонациями Развивать смелость, сообразительность. Закреплять понятия "Если бы" и "предлагаемые обстоятельства"; умение верить в любую воображаемую ситуацию. Сочинение сказки о Бабе -Яге. |
||
1 | Основы театральной культуры | Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Продолжить репетировать эпизоды спектакля в разных составах исполнителей | ||
1 | Театральная игра | Развивать смелость, воображение и фантазию детей. | ||
2 | Кудесники сказок | Чтение сказки " Гуси-лебеди". Подготовка сказочных рассказов скатерти - самобранки, Невидимки и др. Изготовление рисунков сказочных кудесников. |
||
2 | Культура и техника речи | Учить детей находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. "Лиса и кот", "Заюшкина избушка". | ||
1 | Ритмо-пластика | Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики. "Три медведя", "Красная шапочка" | ||
2 | Путешествие по небывалому государству | Рассказ о самостоятельном путешествии по тридесятому царству. Подготовка сообщений главного сказочного художника | ||
1 | Культура и техника речи | Активизировать ассоциативное мышление
детей. "Волк и семеро козлят" |
||
2 | Театральная игра | Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. | ||
2 | Сказочное время | Подготовка сообщений главного
сказочного часовщика. Чтение по ролям "Золушка" |
||
2 | Основы те-атральной культуры | Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на архитектуру и фасад здания. | ||
1 | Культура и техника речи | Учить детей коллективно сочинять сказку (каждый ребенок добавляет по слову) | ||
1 | Театральная игра | Учить детей импровизировать игры-драматизации на тему известных сказок. | ||
1 | Основы те-атральной культуры | Активизировать познавательный интерес детей. | ||
1 | Ритмо-пластика | Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. | ||
1 | Культура и техника речи | Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. | ||
2 | Театральная игра | Учить детей сочинять этюды с
придуманными обстоятельствами. Игры: "Будь внимателен", "Флажок", "Запомни свою позу" |
||
2 | Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение; расширять кругозор. | |||
2 | Из чего состоит сказка | Работа над сочинением сказки по
готовой схеме сюжета. Развивать смелость, сообразительность. Закреплять понятия "Если бы" и "предлагаемые обстоятельства"; умение верить в любую воображаемую ситуацию. |
||
1 | Основы те-атральной культуры | Познакомить детей с правилами поведения в театре | ||
1 | Ритмо-пластика | Развивать воображение детей,
способности к пластической импровизации. "Лисичка - сестричка и серый волк" |
||
2 | Культура и техника речи | Формировать четкую и грамотную
речь. Добиваться выразительности действия. Стихи, песни, игры Сказка "Чиполлино" |
||
1 | Культура и техника речи | Формировать четкую и грамотную речь. "Потерялся", "Котята", "Робкий ребенок" |
||
1 | Работать над скороговорками. | |||
4 | Театральные игры | Развивать внимание, воображение,
память, общение детей. "Львенок и черепаха" "Лиса Алиса и кот Базилио" |
||
2 | Чудесные превращения | Сочинение сказки о невероятных
превращениях Чернушки. Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Подготовка сказочных рассказов |
||
2 | Волшебная цифра 3 | Рассказ магической цифры 3. Викторина "Волшебная цифра 3". Использование в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей. |
||
1 | Ритмо-пластика | Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики. "Кот и петух", "Мороз Иванович" |