Цели урока: развитие музыкально-творческих способностей у учащейся на основе приобретенных ею знаний и навыков в области выразительного исполнения пьес кантиленного характера.
Задачи урока:
- Работа над выразительностью и преодолением исполнительских трудностей.
- Формирование навыков исполнения кантилены, умения слышать и исполнять пьесу "певучим" звуком на инструменте.
- Приобретение навыков работы со звуком в самостоятельных занятиях.
Методы обучения:
Для достижения поставленных цели и задач и реализации задач предмета будут использованы следующие методы обучения:
- Словесный (объяснение, рассказ, беседа)
- Наглядный ( показ, наблюдение, демонстрация)
- Практический (упражнения)
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Ход урока
Пьеса В. Калинникова "Грустная песенка" находится в работе уже некоторое время. Учащаяся готовится к выступлению на Окружном конкурсе " Новые имена". На данном этапе работы над этим произведением мы будем работать над звуком (глубоким, певучим, выразительным).
В начале урока педагог дает возможность ученице исполнить пьесу от начала до конца. Цель такого исполнения - услышать произведение целиком, выяснив трудности и недостатки в исполнении. Сам ученик при цельном исполнении пьесы, может заметить те места, которые у него не получаются и нуждаются в работе над ними, а также, почувствовать форму исполняемого произведения.
Далее педагог напоминает ученице данные о композиторе, его творчестве. Форма пьесы простая трехчастная репризная, тональность: g-moll.
Преподаватель сразу привлекает ученика к диалогу, задавая наводящие вопросы: " Как называется пьеса?" (ответ: "Грустная песенка"). Следующий вопрос: " Какие ассоциации у тебя возникают при словосочетании "грустная песня"?" - (ответ: "человеческий голос поет протяжно, грустно...").Затем ученица, по просьбе педагога, исполняет только мелодическую линию правой рукой, вкладывая вес руки, много legato, добиваясь полноты звучания.
Помогают объединить фразы слова стихов, написанные на музыку Калинникова В. " Грустной песенки" Еленой Корф:
Заметает белым снегом
Реки и поля...
Будто дремлет век за веком Русская земля.
Мой напев печально льется
В снежной тишине.
Думы долгие несутся к русской старине...
Эти слова еще больше помогают раскрыть художественный замысел композитора и создают определенный образ бесконечной широты и бескрайней "Русской земли"...
Также преподавателем была продемонстрирована репродукция картины к этим стихам, на которой изображены купола церквей. Именно об этом идет речь в стихах, которые ложатся на мелодию в средней части пьесы:
Княжие палаты,
Куполов нарядных злато.
Стройные девицы-березы,
По коре струятся слезы.
Появляется некая "нарядность" в тембровом звучании этой части. Педагог обращает внимание ученицы на то, что меняется тональность - II часть звучит в новой тональности, Es dur . Композитор использует гармоническую субдоминанту (S). Плагальное соотношение тональностей указывает на принадлежность к русской музыке второй половины XIX век, что было характерно для произведений того времени. В конце первого предложения II части мы все еще слышим тяготение к основной тональности, но все же, второе предложение звучит в новой тональности и, через каденсирование в гармонии, мы приходим в III части ( репризе) в основную тональность, g moll.
Метод наложения слов на мелодию помог учащейся лучше понять фразировку (т.е., как устроена музыкальная мысль в этом произведении). Она смогла самостоятельно расставить акценты в мелодии и поняла, что исполнение украшений не должно звучать нарочито подчеркнуто, а всего лишь быть украшением мелодии.
Для того, чтобы украшения получались еще более утонченными и изящными, педагог продемонстрировал их исполнение на другом инструменте, обращая внимание ученицы на то, что запястье руки при их исполнении не нужно поднимать высоко.
На этом этапе работы ученица научилась распределять вес руки, силу пальцев для рельефного исполнения (звучания) мелодии, глубоко погружаясь в клавиатуру весом правой руки на сильную долю, объединяя последующие звуки и, направляя их движение к вершине.
Особое внимание педагог обращает на "говорящие" пальцы, на то, что для внятного исполнения мелодии необходимо хорошо готовить, т.е. поднимать каждый пальчик высоко, прежде чем погрузить его в клавишу. А также на то, что для выразительного исполнения нужна гибкая кисть.
После того, как поработали над строением фраз, обсудили, где будет кульминационная вершина в каждом музыкальном предложении (cresc., dim.) и, где будет кульминация в I части, во II части и всей пьесы в целом; после того, как ученица поняла принцип распределения веса правой руки в исполнении мелодии, перешли к работе над аккомпанементом в левой руке.
Он оказался непростым для данной ученицы, т.к. особенность строения руки у нее не позволяет свободно брать октавы. Педагог обращает внимание на свободу от плеча в обоих руках (эта же сложность присутствовала и при работе над правой рукой в средней части, где есть октавное звучание в мелодии), объясняя тот момент, что если рука зажимается, она становится еще меньше и звук будет не таким выразительным, как хотелось бы.
При исполнении нижнего голоса, необходимо применить приемы работы над двухголосием (бас - аккорд). Добивались хорошей опоры на бас (сильные доли) - погружение всей левой руки до глубины клавиши (повторяли по несколько раз одно и то же движение). Затем надо мгновенно перенестись на октаву выше и легкими пальчиками "взять" нужный интервал или аккорд.
Сложный размер: 5/4 добавляет сложностей при исполнении аккомпанемента. Педагог предложил разбить его на более простые: 3/4 + 2/4, что позволило не терять темп, а наоборот, почувствовать движение в левой руке.
Очень помог в запоминании текста гармонический прием, когда бас играет левая рука, а интервалы- правая (играли в дуэте с преподавателем: ученик - басовую линию, а аккорды - преподаватель).
Чтобы ученица не путалась в тексте, проследили мелодическую линию баса и разобрали функциональную составляющую аккордов. Когда левая рука "знала" свою партию уверенно, подключили педаль, которая углубила звучание баса и помогла при связке в скачках.
Во время соединения обеих рук, ученица должна была выполнить ряд задач: ясно и выразительно исполнять мелодию, сохранять пульсацию в аккомпанементе, следить за "чистой" педалью.
Использованные методы помогли учащейся более осознанно исполнить все произведение целиком. Она осознала смысл, заложенный композитором, а соответственно, и свои задачи. При заключительном исполнении видно было, что ученица исполняет произведение с большим удовольствием и ответственностью.
В конце урока педагог вместе с ученицей подвел итог проделанной работы. Вспомнили цели и задачи, поставленные перед учащейся и оценили полученные результаты.
Педагог заострил внимание ученицы на навыках, полученных ею на этом уроке и на том, что она должна их применять в самостоятельной работе над пьесой дома для закрепления материала.
Анализ урока:
На данном уроке цель и задачи были поставлены с учетом индивидуальных возможностей и потенциала данного ребенка так, чтобы он справился с ними и почувствовал свой успех, что в дальнейшем будет определенно стимулом для формирования интереса учащейся к предмету и ее дальнейшего развития в этой области обучения. Многие из поставленныз задач были выполнены непосредственно на уроке. Педагог установил хороший контакт с учеником, что является немаловажным фактором для достижения высоких результатов на уроке.
Репродукция к стихотворению Елены Корф на музыку В. Калинникова " Грустная песенка"
Использованная литература.
- Алексеев А.Д." Методика обучения игре на фортепиано" - М.., 1978
- Алексеев А.Д. " Из истории фортепианной педагогики" ( Руководство по игре на клавишно - струнных инструментах от эпохи Возрождения до середины XIX в.) Хрестоматия.
- Нейгауз Г.Г. " Об искусстве фортепианной игры" - М., 1982.
- Калачева С.В. " Стих - ритм" - М., 1978
- Ляховицкая С. " Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре" - Л. 1970
Интернет-ресурсы:
- lopatin.academic.ru
- ru.wikipedia.org