Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Познакомить с новой ролью Ь - показатель женского рода имён существительных; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

УУД:

Предметные:

  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
  • совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

Метапредметные:

а) познавательные УУД:

  • развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

  • формировать умение работать в парах, группах;
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

  • учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  • формировать умения выполнять свои действия по образцу;

Личностные:

  • формирование умения адекватно оценивать свою работу;
  • воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, фотоаппарат

Ход урока

Этап урока УУД, формируемые на данном этапе Деятельность учителя Деятельность учащихся
Самоопределение к деятельности Метапредметные:
  • познавательные УУД:
  • развитие внимания
- Мы сегодня с вами будем исследователями, открывателями,а для этого требуется выполнение определенных инструкций.

- Прослушайте первый инструктаж.

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.

Учащиеся настраиваются на работу
Актуализация знаний Метапредметные:
  • познавательные УУД:
  • развитие внимания, мышления
- Отгадайте загадки, напишите отгадки:

* Что капали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

* Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд.

* Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тук, да тук!

* Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский ...

Запись в тетради:

Картофель, апрель, гвоздь, почтальон.

- Что общего в записанных словах?

- Одинаковую ли работу выполняет ь во всех словах?

- Зачем же он тогда нужен в русском языке?Может быть эта буква безработная?

- В словах встречается ь.

- Нет.

Делают вывод:  ь - показатель мягкости и разделительный ь.

Ученики объясняют работу ь:

- Первая группа слов: картофель, апрель, гвоздь – ь - показатель мягкости согласного.

Вторая группа слов: почтальон - ь - разделительный.

Постановка проблемы Метапредметные:

регулятивные УУД: учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

- Прочитайте слова.

- Давайте понаблюдаем за словами.

- Произнесите последний звук. Какой он?

- Подходят ли данные слова к сделанному выводу?

- Чем это задание отличается от предыдущего?

- Какова же тема сегодняшнего урока?

 

- Помогите сформулировать цель урока. Чему мы должны научиться сегодня?

 

 

 

Мышь, ночь, помощь, молодёжь.

- Слова нельзя отнести ни к одной группе

- Согласный, шипящий.

- Нет. Значит, у ь есть другая роль в языке.

- Эти слова отнесем в третью группу

- Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих

- В каких случаях будем писатьмягкий знак после шипящих, а когда нет

Открытие детьми нового знания Предметные:
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
  • совершенствовать умение распознавать существительные по родам

Метапредметные:

  • коммуникативные УУД:
  • формировать умение работать вгруппах;
  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и шаг за шагом,выполните ещё одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание.

Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово
  2. Определите часть речи
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите род
  5. Запишите слова, в два столбика по родам
  6. Понаблюдайте, где пишется Ь, где не пишется. Сделайте вывод.

Слова: ночь, рожь, грач, мяч, вещь, борщ, малыш, мышь.

 

- Итак, составим алгоритм действия:

Шаг 1. Прочитать слово

Шаг 2. Определить часть речи

Шаг 3. Определить, какой звук слышится на конце слова

Шаг 4. Определить род

Каждая группа работает за отдельным столом, выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов.

В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – ь пишется после шипящих на конце имен существительных только женского рода.

Проверка:

Ночь, рожь, вещь, мышь – сущж.р.

Грач, мяч, борщ, малыш – сущ. м.р.

 

Работа по учебнику, стр. 170. Чтение правила

Ребята составляют алгоритм действия

Первичное закрепление во внешней речи Метапредметные:
  • коммуникативные УУД:
  • формировать умение работать в парах, развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения
- Запишем слова в два столбика

 

 

- Следующее упражнение мы выполним в парах.

Прочитайте слова, поставьте их в единственное число, определите род, запишите их.

Скрипачи, обручи, моржи, мыши, печи, ключи, ночи, вещи

Учащиеся выполняют упр.1 стр. 170.

Комментируют написание слов.

Дети записывают в тетрадь слова, выполняя задание:

Скрипач, морж, печь, ночь, обруч, мышь, ключ, вещь.

Взаимопроверка

Включение в систему знаний Метапредметные: регулятивные УУД:
  • учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  • формировать умения выполнять свои действия по образцу
- Запишите слова по их значению:

1) Украшение, которое прикалывают на одежду

2) Неправда, намеренное искажение истины

3) Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой

4) Способность говорить

Дети записывают в тетрадь, подчёркивают орфограмму. Доказывают орфограмму.

Брошь, ложь, шалаш, речь.

Физминутка Метапредметные:
  • познавательные УУД:
  • развитие внимания, мышления, памяти учащихся
- Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями перед собой.

Ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, гуашь, багаж.

Дети выполняют упражнение на внимание
Закрепление нового знания Метапредметные: регулятивные УУД:
  • учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
  • формировать умения выполнять свои действия по образцу;
Знакомство учащихся со словами:

Багаж, саквояж

Чтение слов:

Багаж – вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки.

(Словарь С.И. Ожегова, 1999г. стр.32)

Саквояж – дорожная сумка с запором, обычно кожаная. (Словарь С.И. Ожегова, 1999г. стр. 692)

Запись слов в тетрадь:

Багаж, саквояж

- Почему на конце этих слов не написали ь?

Индивидуальная работа.

- Поставьте ь, где необходимо:

Борщ..., ключ..., лещ..., мелоч..., луч..., дич..., лож..., глуш..., уж....

- Существительные мужского рода

Дети работают самостоятельно,

проверка

Самооценка Личностные:
  • формирование умения адекватно оценивать свою работу;
  • воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других
Тест.

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы

б) 2 работы

в) 1 работу

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного....

а) пишется между двумя согласными или на конце слова

б) пишется только на конце слова

3. На конце существительных после шипящих ж. р.:

а) всегда пишется Ь

б) не пишется Ь

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется Ь

б) пишется

Дети выполняют самостоятельно.
Взаимопроверка. На экране правильные ответы. Дети проверяют работу друг друга. Оценивают.
Итог урока   - Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

- Достигли ли мы цели урока?

 
Рефлексия Личностные:
  • формирование умения адекватно оценивать свою работу;
  • воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
- Что было трудным (интересным, легким)?

 

 

- Кого из учеников могли бы отметить за помощь?

Оценивание:

- Воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

Если вы считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило - возьмите жёлтую

Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило - зелёную

Если вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении – красную

- Мы не знали, когда пишется мягкий знак после шипящих на конце существительных

 

Дети оценивают свои результаты