Цели: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
Задачи: ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование: презентация, проектор; экран; рисунки животных, занесенных в Красную книгу; картина “Лесозаготовки”; фотографии “На вырубках”, “Несанкционированные свалки”; аудиозаписи песен.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Здравствуйте, ребята!
Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
Звучит песня “Лесной марш” (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)
-Почему мы начали наш урок этой песней?
Ученик: Потому что это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о березах, которые надо сберечь.
-А кто должен оберегать лес?
Ученик: Это должны делать люди.
-Кто может сформулировать тему нашего урока?
Ответы детей......
-Тема нашего урока - “Лес и человек” (запись на доске и в тетрадях) слайд №2
II. Проверка знаний и умений.
1. Фронтальная работа
-Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились. (Ответы детей)
-Молодцы, ребята, а сейчас проведем блиц - турнир “Я знаю лес”, слайд №3
2. Блиц – турнир “Я знаю лес”
-Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
-Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато - красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположено попарно. Шишки маленькие, округлые”. (Сосна)
-Какое особое отличие есть у лиственницы? ( Сбрасывает иголки)
-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
-Какое дерево является символом России? (Береза)
-Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)
-Плодами, какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)
-У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук)
-Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)
-Узнайте животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах”? (Рысь)
-Ребята, вы должны были приготовить сообщение. О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?
Заслушивается сообщений, подготовленных дома. (2 человека)
-Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?
-Молодцы, ребята!!!
- Сейчас мы обобщим наши знания, выполнив самостоятельную работу по карточкам. (Учитель раздает карточки). Приложение №1 (рисунок 1, рисунок 2.)
Проверим, как вы выполнили работу (организуется взаимопроверка)
III. Работа над новой темой.
-Послушайте стихотворение С.Никулиной “Русский лес”: слайд №4
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
-То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
-И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
-Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Ученик: В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.
-Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.
-Сейчас еще раз прочитайте стихотворение про себя (самостоятельное чтение)
-Так чем же является лес для человека? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.
Ученик: Лес - это место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь.....”
-Давайте проверим, правильно вы ответили (открывается первая карточка – “место отдыха”), слайд №5
место отдыха
-Чем еще является лес........(аптека)
- А почему лес аптека?
Ученик: В лесу много лекарственных растений.
-Проверяем наш ответ. (Открывается вторая карточка “аптека”), слайд №6
аптека
Что еще находит себе человек?
Ученик: В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода....
- Правильно и открывается следующая карточка “источник чистой воды и пищи”, слайд №7
источник чистой воды и пищи
- А как лес может обогреть человека?
Ученик: Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья которые росли в лесу.
-Значит, лес для человека – это источник топлива. Открываем следующую карточку “источник топлива”, слайд №8
источник топлива
-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
Ученик: Шкафы, стулья, столы, двери, деревянный пол....
-А что у вас на столах изготовлено из дерева?
Ученик: Карандаши, линейка, книги, тетради.....
-А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.
Ученик: “..... Нас ждут в лесу рябины, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил....”
-Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?
Ученик: Они там растут.
-Чем для них является лес?
Ученик: Это их дом.
-А для кого еще лес является домом?
Ученик: Лес является домом для животных....
-И так, лес еще является домом для растений, грибов и животных. Открываем следующую карточку “дом для растений, животных, грибов”, слайд №9
Дом для растений, животных, грибов
-Давайте сделаем вывод. Сколько значений у леса? (ответы детей)
-Но это еще не все! Сейчас прочитайте в учебнике статью “Роль леса в природе и жизни людей” на странице 106 -107. И вы узнаете, какую роль играет лес.
-И все-таки, какие роли выполняет лес?
Ученик: Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.
-Ребята, давайте, используя текст учебника, сформулируем определение. Что такое фитонциды?
Ученик: Фитонциды - это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.
-Чем является лес для воздуха?
Ученик: Для воздуха лес – защитник.
-Чему еще лес является защитником?
Ученик: Лес – защитник водоемов и почв.
После обсуждения прочитанного открывается последняя карточка “защитник воздуха, водоемов и почв”, слайд №10
Защитник воздуха, водоемов и почв
-Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? Слайд №11
Ученик: Лес – это дом, защитник, источник, источник, аптека, место отдыха.
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникает экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубили,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
(Н.Некрасов)
-О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
Ученик: В этом стихотворении идет речь о вырубке леса.
-Ребята посмотрите на слайд, как в настоящее время идет заготовка древесины.
- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (слайд №12).- Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей).
-Ребята я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшая проблема.
После осуждения заполняется схема: слайд №13
Проблемы леса
- вырубка
- незаконная охота
- Ребята, сейчас послушайте песню “Просьба”. И подумайте, какую экологическую проблему раскрывает эта песня?
Ученик: Эта песня раскрывает проблему убийства животных.
- В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды взяты под охрану и занесены в Красную книгу (показ книги). Слайд №14
- В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику дома “Приокско-Террасный заповедник”. (Приложение №1)
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем.
IV.Физкультминутка (слайд №15)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы.Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
V. Продолжение работы по теме урока.
-Ребята, еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Дайте послушаем рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой” (читает заранее подготовленный ученик)
-Ребята, скажите, чье поведение в лесу вы считаете правильным?
Ученик: Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если каждый человек будет поступать как Оля, то лес превратится в свалку.
-Вот, во что может превратиться лес. Слайд №16
- Ребята, поговорим еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В.Шефнера “Лесной пожар” слайд №17
Забывчивый охотник на привале.
Не заметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали.
И нехотя чадили до утра....
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели.
Над серыми сугробами золы.
- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Ученик: Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.
- А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра.
- Ребята, у вас на партах памятки “Как разводить костер”, (приложение №2) - прочитайте самостоятельно их и запомните:
- Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
- Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
- Нельзя разводить костер под деревьями.
- Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
- Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн и разводить костер в образовавшейся яме.
- Нельзя разводить костер зажигалкой.
- Обязательно наблюдайте за горящим костром.
- Уходя, надо погасить костер: залить водой или засыпать землей.
-А теперь поработаем в рабочих тетрадях. Откройте страницу 35, прочитаем №1 задание. Используя текст учебника, сформулируйте определение и запишите его в тетрадь. (Запись в тетрадь).
-Выполняем №2 задание. В середине тетради найдите плакат “Красная книга России”. Найдите на нем редкие виды растений и животных. Подпишите их названия.
-А задания под №3 выполните самостоятельно. Рассмотрите и запишите знаки – рисунки.
Взаимопроверка в парах.
VI. Закрепление изученного
-Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (ответы детей).
-А сейчас работа в парах, вы должны придумать и нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия?
Ученик: Вырубка деревьев и груды мусора, оставленные человеком после работы. Загрязнение леса бытовым мусором. Разведение костров.
Самостоятельная работа в парах.
- О чем еще должны помнить люди, приходя в лес?
Ученик: Лес-это “легкие нашей планеты”. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.
VII. Подведение итогов урока.
- Назовите значение леса для человека? Ребята, что вам понравилось на уроке? (ответы детей)
Выставление оценок. Слайд №18
Домашнее задание.
- Прочитать текст, ответить на вопросы “Проверь себя” (стр.106-113).
- Выполнить задание №4 в рабочей тетради (стр.36).
- Прочитать рассказы из книги “Великан на поляне”