Урок литературного чтения на тему "Люблю природу русскую". Ф.Тютчев "Зима недаром злится…". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока.

Познавательные: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится”.

Развивающие: развивать умения передавать настроение и чувства при чтении стихотворения, развивать логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, умение общаться и сотрудничать.

Оборудование: магнитофон, компьютер, фонограмма цикла “Времена года” (Весна) П.И. Чайковского, запись голосов весеннего леса, презентация картин художников о весне.

Ход урока

Речевая разминка (чистоговорка). Слайд (Презентация)

На-на-на к нам уже пришла весна.
Ло-ло-ло и на улице светло.
Чи-чи-чи к нам уже летят грачи.
Ру-ру-ру рады солнцу и теплу.

Актуализация знаний.

Загадки.

Всё вокруг бело и снежно,
И узор на стёклах нежный,
На коньках бегут, на лыжах,
И дома в снегу по крыши,
Вся белым – бела природа.
Это что за время года? (Зима)

Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели
Небо чисто-голубое,
Что с природою такое? (Весна)

Развитие логического мышления: (карточки на доске).

Найдите верные пары слов, объясните свой выбор:

Лето – весна

Зима – весна

Лето – зима

Весна - осень

Какая пара слов соответствует наступившему времени года? (2)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о весне, мы познакомимся с произведениями художников, поэта и композитора, которые в своих произведениях воспевали весну.

Чтение текста на стр. 108.

- Что вы поняли из прочитанного?

Автор этих строк зашифрован на экране. Угадайте, как надо читать слоги, чтобы узнать имя автора? (Через круг). Cлайд

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится”.

Определим цели нашего урока. Для этого необходимо сопоставить карточки со словами (работа по рядам).

Слайд (открывается по мере называния целей урока).

Чтение загадок на стр. 109.

- О каком времени года эти загадки? (О весне)

По каким приметам мы узнаём о наступлении весны? (Ответы детей)

Чтение учителем стихотворения: Слайд

Учитель: Говорит Весна!
- Сестра, уходить тебе пора
А Зима в ответ:
- Нет, нет, нет, нет!
А с крыши капает вода:
- Да, да, да, да!
Тают горки во дворах:
- Ох! - Ах!
- Ах! - Ох!
- Вот так! - Так вот!

- Назовите главных персонажей этого стихотворения. (Зима и Весна)

- Почему их имена написаны с большой буквы?

- О чём это стихотворение?

А теперь прочитаем его по ролям:

1 ряд - автор,

2 ряд - весна,

3 ряд - зима.

(Чтение стихотворения по ролям)

Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймем, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

Первичное чтение стихотворения “Зима недаром злится…” учителем. Стр.110.

- Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

Словарная работа.

Какие слова вам были непонятны? Обратимся к словарю: стр. 215.

И ВСЁ ЗАСУЕТИЛОСЬ – всё беспорядочно, торопливо задвигалось.

НУДИТ, ХЛОПОЧЕТ, ПУЩЕ, НАПЕРЕКОР.

ФИЗМИНУТКА Слайд (бабочка)

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка летит и вьётся.
И порхают у цветка
Все четыре лепестка.

Подготовка к чтению стихотворения.

Наращивание гласных и согласных: (чтение слов со слайда). Слайд

Дар – даром – недаром

Зло – злая – злила – злится

Стук – стучи – стучит – стучится

Суета – суетись – суетилась – засуетилась

Бесит – бесился – бесилась – взбесилась

Краса – красна – прекрасна – прекрасное

Мыл – мыла – умыла – умылася.

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

- Прочитайте стихотворение и найдите слова, описывающие Зиму и Весну.

- Какие два времени года сопоставляет поэт в своём стихотворении?

подберите из текста слова для каждого времени года.

Слайд (по ходу ответов детей на слайде появляется запись)

Зима
злится
хлопочет
ворчит
ведьма
злая
взбесилась
Весна
хохочет
гонит
шумит
дитя
прекрасное
горя мало

- Какими словами поэт оживляет Весну и Зиму?

- Весну не только видно, но ещё и слышно. Как поэт описывает звуки весны? (Жаворонки в небе уж подняли трезвон)

Выразительное чтение стихотворения детьми, разбор четверостиший.

1 четверостишие:

- Почему злится Зима?

- Какие изменения происходят с приходом Весны?

3 четверостишие:

- Как Зима противостоит Весне?

- Как Весна реагирует на проказы Зимы?

4 четверостишие:

- Как автор описывает Зиму? (Ведьма злая)

- Почему Зима взбесилась?

- Что она сделала напоследок?

- Какие слова нашёл автор для Весны? (Прекрасное дитя)

5 четверостишие:

- Почему Весна стала лишь румяней?

- Послушайте ещё одно стихотворение о маленьком чуде весны – подснежнике. Оно прозвучит на фоне презентации о подснежниках в сопровождении произведения П.И. Чайковского “Песня жаворонка”

Подснежник. З. Александрова (читает ученица)

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.

Должно быть, сильно припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора!

И вылез! Но кругом всё тихо,
Соседей нет, он первый здесь,
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.

Потом вздохнула, пожалела:
“Уж больно тонок ты, дружок!”
И вдруг пошёл пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.

Он падал, занося дорожки.
Опять зима, а не весна!
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,
Головку слабую склоняя,
Сказал: “Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!”.

- Какое настроение вызывает у вас наступление весны? (Ответы детей)

- В народе о весне говорят так:

Задание: соберите пословицу. (По рядам на карточках)

Творческое задание по группам.

Сочинить четверостишия на предложенные рифмы:

Кочки – цветочки

Снежок – лужок

Солнышко – зёрнышко

Лужицы – кружится

Льётся – смеётся

Ребята – зверята

Весна – красна

Тихо – зайчиха

Дружок – снежок

Дорожки - ножки

Чтение творческих работ учащимися.

Учитель: я хочу прочитать стихотворение собственного сочинения о наступлении весны.

Наступление весны

Уходить Зима не хочет,
Злится, дует, снег метёт.
А весна над ней хохочет,
Ручейками песнь поёт.

Ночью ручейки замёрзнут –
Зимушка в ладоши бьёт.
Но пригреет только солнце,
Воробей из лужи пьёт.

Разрастаются проталины
Снега меньше с каждым днём.
И уже сосульки стаяли –
Нет капели за окном.

Сдаст Зима свои позиции
И на север уползёт,
А Весна с гонцами – птицами
Весть по миру разнесёт.

И вздохнёт природа радостно,
Зелень выпустит свою.
Тут покроет луг ромашками,
Там устроит тень в бору.

Пустит в ручейки кораблики
Мотылькам отдаст цветы,
Дождь украсит яркой радугой –
Станет чудом красоты.

Итог урока.

- Закончите предложения:

Сегодня я на уроке…

Мне понравилось…

Задание на дом: выучить стихотворение наизусть.

Урок окончен. Слайд. (Спасибо за работу).