Цель урока: раскрыть содержание рассказа Виктора Владимировича Голявкина “Как я встречал Новый год”.
Задачи.
Образовательные:
- совершенствовать технику ролевого чтения;
- уточнить и расширить представления учащихся о признаках зимы;
- активизировать словарь учащихся.
Коррекционно-развивающие:
- корректировать и развивать связную речь;
- корректировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память.
Воспитательная:
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
- воспитывать уважение к традициям своего народа, семейным традициям.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.
Как читать мы будем?
- Дружно!
- Говорим лишь то, что нужно, даже если это сложно. Ведь стараться можно?
- Можно!
– Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь гостям, друг другу. Садитесь.
2. Артикуляционная гимнастика.
а) Чистоговорка (упр. в звукопроизношении)
на – на – на,
в лесу бегает лиса,
щу – щу – щу,
я в снегу тебя ищу.
б) Интонационное упражнение. "У меня хорошее настроение".
Прочитайте с разной интонацией предложение.
Учитель показывает картинку с изображением
грустного, злобного, радостного лица.
С каким настроением мы будем работать на уроке?
3. Актуализация опорных знаний
Игра “Микрофон”
Разрешите мне взять у вас интервью?
Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы.
Какой сейчас месяц?
Чем вам нравится зима?
Назовите зимние праздники?
Как изменилась погода с приходом зимы?
б) Выразительное чтение стихотворения “Пришла зима с морозами” О. Высотской.
- Чьё чтение вам понравилось больше всего?
- Почему?
- Какую оценку можно поставить за чтение?
4. Игра “Хлопки”
- Хлопните в ладоши, если услышите зимнее слово.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт птиц, оттепель, снеговик, сосулька, гололедица, декабрь, поземка.
- Название какого зимнего месяца вы услышали среди этих слов?
- Какой праздник будут отмечать в каждом доме в декабре? (Новый год)
- Действительно, к нам приближается Новый год, которого мы с нетерпением ждём, к которому готовимся и непременно будем праздновать.
- Скажите, а в какой момент наступает новый год? (Ночью)
- В домашнем стихотворении были такие слова: “И шумный Новый год”.
- Скажите, а какими словами еще можно заменить слово “шумный”?
- Как в вашей семье встречают Новый год? (Рассказы учащихся)
- Как Новый год празднуют в школе?
5. Найдите лишнее изображение
На доске вывешены картинки. (Семья за столом, летний луг, нарядная елка, катание с горки, купание в реке.)
- Уберите картинки, которые не относятся к празднованию Нового года.
Узнай героя сказки по подсказке.
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее .... (Снегурка)
Кто снежинками играет,
Как букетом белых роз?
Кто метелью управляет?
Добрый Дедушка .... (Мороз)
6. Физминутка
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье
Дом построим из сугроба
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки ледяные
Высоки-превысоки – кружевные!
Мы по лестницам шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Здравствуй, зима!
7. Подготовка к новому материалу.
- А сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина “Как я встречал Новый год”.
а) Словарная работа.
В рассказе встречаются трудные слова, давайте сначала их соберём, затем прочитаем и объясним их значение.
На доске беспорядочно расположены части этих слов, напечатанные на бумаге разного цвета. Ученикам необходимо собрать из частей целые слова.
Моментально – за очень короткий промежуток времени.
Двенадцать – в это время начинается отсчет Нового года.
Представлял – понимал, осознавал.
8. Новый материал.
а) Первичное чтение текста учителем.
Я сейчас прочитаю вам рассказ, а вы внимательно следите по учебнику и затем, постараетесь объяснить, кого хотел увидеть мальчик в новогоднюю ночь?
Чтение текста.
Беседа по содержанию прочитанного:
Кого хотел увидеть мальчик в новогоднюю ночь?
Что он решил для этого сделать?
Получилось ли у него выследить Новый год?
Почему?
9. Работа по учебнику.
а) Чтение с заданием.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Докажи по учебнику, что старший брат спал, когда часы били двенадцать.
- Найдите и прочитайте, что разбудило Котьку.
- Чем закончилась беседа братьев?
Скажите, сколько героев в рассказе? (Два) А если героев 2 и больше мы можем прочитать рассказ по ролям. А чтобы чтение получилось интересным как нужно его прочитать? (Эмоционально с выражением)
- Потренируйтесь читать диалог мальчиков на стр. 92 в парах.
10. Выразительное чтение диалога детьми
Страница 92.
- Как бы вы поступили на их месте?
- Нужна ли помощь мальчикам, чтобы разрешить их спор?
- Кто может им помочь?
- Дома вы прочитаете рассказ ещё раз и придумаете доброе завершение рассказа.
11. Итог урока
Игра “Микрофон”.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке я …
Вывод учителя. Мне понравилась ваша работа и поэтому сегодня за урок все получили положительные отметки.
- Давайте нарядим ёлочку в классе, чтобы и у нас стало празднично и красиво.
Дети совместно с учителем наряжают искусственную елочку.