Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности в рамках темы “Односоставные предложения”.
Задачи:
образовательные: обеспечить формулирование учащимися выводов по изученному материалу; совершенствовать умение определять вид односоставного предложения; обеспечить связь содержания учебного занятия с личным опытом учащихся;
развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать вывод; развивать способность учащихся к рефлексии своей деятельности, поведения; развивать коммуникативную культуру учащихся;
воспитательные: воспитывать культуру речевого поведения, добросовестное отношение друг к другу, потребность правильно оценивать собственную деятельность, умение и желание трудиться.
Оборудование: разноуровневые задания, тесты, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Оргмомент
- Записали число, классная работа. Ребята, на прошлом уроке мы изучили последнюю тему по синтаксису простого односоставного предложения. - Кто догадался, какая тема будет нашего сегодняшнего урока?
(Обобщение и систематизация изученного по теме “Синтаксис простого односоставного предложения). Запишите тему урока.
- Какие задачи мы поставим перед собой?
(Повторить виды односоставных предложений. Уметь использовать односоставные предложения в речи).
Вступительное слово учителя:
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: "Труд!".
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все - наследие трудов!... Валерий Брюсов
2. Психологический настрой на работу
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам А.Эйнштейна: “Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы стать гениями. Потрудимся!
Прежде чем перейти к повторению, проверим домашнее задание (выборочно).
3. Проверка домашнего задания
4. Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла пословицу: К мудрости идут через большой труд.
- Как вы понимаете её значение?
а) Синтаксический разбор этого предложения. (Ученик комментирует разбор)
б) Словообразовательный разбор слова ЗНАЧЕНИЕ.
в) Синтаксический разбор словосочетания БОЛЬШОЙ ТРУД.
Класс выполняет словарную работу с последующей самопроверкой.
5. Словарно-орфографическая работа
Преклоняться перед подвигом, сделать по-новому, прекратился давным-давно, преградить путь на полуостров, вовремя спохватиться, призадуматься кое над чем, был когда-то пресмешным малышом, приемлемый вариант, среднерусский пейзаж, престижная профессия, тоненький- претоненький голосок.
- Какие правила вам пришлось вспомнить при написании словосочетаний?
- Назовите по одному словосочетанию с разными видами связи.
- Проверьте, как вы записали слова (проецируется на экран).
- Кто не допустил ни одной ошибки? 1-2? А 5 и более?
Затем, класс слушает ученика, отвечающего у доски (синтаксический разбор предложения) и задают ему дополнительные вопросы по теме “Синтаксис”.
Следующие два разбора проверяют 2 ученика, выставляют оценки. Затем им задают дополнительные вопросы по теме (вопросы задают учащиеся) и ставятся оценки.
- Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям
6. Фронтальный опрос.
- Как отличить двусоставное предложение от односоставного?
- Сколько основ в сложном предложении, если оно состоит из односоставного и простого двусоставного предложений?
- Как отличить односоставное определенно-личное предложение от односоставного неопределенно-личного?
- Как отличить безличное предложение от назывного?
- Какова роль односоставных предложений в письменной и устной речи?
Не забывайте заполнять лист учёта ответов и оценок. Что каждому нужно помнить? (При выставлении себе оценок быть честным и объективным).
Лист учёта ответов и оценок учащихся
(заранее лежат на столах учащихся)
Фамилия ученика | Оценка за домашнюю работу |
Оценка за словарную работу | Знание теоретического материала | Работа с текстом | Оценка за тест | Оценка за урок. |
6. Зрительный диктант и самопроверка.
Найти основы предложений, определить тип односоставных предложений:
Вновь по первому снегу бреду, (о-л)
в сердце ландыши вспыхнувших сил, (н.)
вечер синею свечкой звезду
над дорогой моей засветил. (двусоставное)
(Проверяется через проектор)
- Какие чувства сумел передать поэт в стихотворении?
- Как ему это удалось?
- А вот стихотворение А. Блока. Послушайте и определите, какой вид односоставных предложений использует поэт?
Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!.
- Какую роль играют назывные предложения?
7. Самостоятельная работа по разноуровневым заданиям
Ну, а теперь пришла пора попробовать себя в роли писателей. На предложенные темы 1 группе нужно написать сочинения-миниатюры. Ваша задача – в 4-8 предложениях раскрыть тему сочинения и при этом употребить в тексте односоставные предложения, но сделать это нужно грамотно, к месту, не потерять в погоне за ними настроение сочинения.
1 группа – Пишут сочинение-миниатюру “Зимнее утро” или “Как прекрасен этот мир!”.
2 группа – Записать текст, вставить пропущенные буква и знаки препинания. Подчеркнуть грамматические основы предложений. Определить вид односоставных предложений.
3 группа – Выписать односоставные предложения. Определить их вид.
Зимн..е утро. Хол..дно. Но свет..т яркое со..нце. Красив.. разукрасил моро.. окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю на эту чудес(?)ную картину и сразу вспоминаю Пушкина:
Моро.. и со..нце! День чудес(?)ный!
Ещё ты дремл..шь друг пр..лес(?) ный!
Пора красавица проснись!
- Затем для 3 и 2 групп текст проецируется на доску. Они проверяют орфографию и пунктуацию.
- Проверяем орфографию и пунктуацию, текст проецируется на экран.
- Слушаем сочинения-миниатюры 1 группы.
Задание: какие виды односоставных предложений были использованы в сочинениях?
Зимнее утро. Холодно. Но светит яркое солнце. Красиво разукрасил мороз окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю на эту чудесную картину и сразу вспоминаю Пушкина:
Мороз и солнце! День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный!
Пора, красавица, проснись!
- Обращаю внимание все учащихся на экран.
1. Спрашиваю у учащихся 2 и 3 групп: кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил две? Кто пять? Какие правила вам пришлось вспомнить при выполнении этого задания?
2. Проверяем все. Назвать виды односоставных предложений, которые вы нашли в тексте. Зачитайте их.
Зимнее утро. Мороз и солнце! День чудесный! (Назыв.)
Холодно (б/л). Смотрю на эту чудесную картину и сразу вспоминаю Пушкина (о/л). Пора, красавица, проснись! (О/л)
- Какого вида односоставных предложений нет?
- Какой тип речи?
- Какой стиль речи? Сделайте вывод, какому стилю речи свойственны односоставные предложения?
8. Мы с вами готовимся к региональному экзамену. Сегодня я предлагаю вам одно из заданий теста.
Задание: Среди предложений 1–3 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения. (Задание проецируется на экран)
1) Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!
2) И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие этой стихией.
3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.
9. “Как вы думаете”
1. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение превратилось в безличное? (Дело)
2. Предложение: Человеку по работе воздается честь – личное или безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в неопределенно-личное? (Личное: подлежащее – честь, сказуемое – воздается. Неопределенно-личное – воздают честь.)
3. Объясните, что это за предложения и куда “девались” в них сказуемые:
а) Вокруг – ни звука, ни шороха.
б) Ничего удивительного.
в) Давно уже за полночь.
(В этих разговорных фразах пропущены само собой разумеющиеся сказуемые: а) не слышно, б) нет, в) есть или было. Предложения безличные.)
4. Сравните три предложения:
а) Надо попытаться исправить мотоцикл.
б) Нет надежды исправить мотоцикл.
в) Нет надежды на исправление мотоцикла.
Какие в них второстепенные члены, чем они выражены? (а) Дополнение – мотоцикл. б) Дополнение – исправить мотоцикл. в) Дополнение – на исправление мотоцикла.)
10. Как вы уже сказали, мы не все вид односоставных предложений повторили. Поэтому сейчас выполним небольшое тестовое задание (по вариантам).
Тест
I вариант
1. По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?
А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
Б) По наличию или отсутствию членов предложения.
В) По наличию главных членов предложения.
2. На какие виды делятся односоставные предложения?
А) Назывные, определенно-личные.
Б) Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные.
В) Назывные, безличные, обобщенно-личные.
3) Какое предложение является односоставным?
А) Жди ясного на завтра дня.
Б) Черные сосны на белый песок кинули странные тени.
В) На заре ты ее не буди.
Г) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
4) Какое предложение является безличным?
А) На работе следите за осанкой.
Б) Дадим друг другу руки и молча двинемся в путь.
В) Кругом ни души.
Г) Звездное небо.
5) Какое предложение является неопределенно- личным?
А) Мне не спалось.
Б) Выхожу на крыльцо.
В) Далеко-далеко грохочет.
Г) О произошедшем буду долго вспоминать.
6) Какое предложение является назывным?
А) Недавно дом отремонтировали.
Б) Былой славой бой не выиграешь.
В) Ясное и морозное утро.
Г) Небо в тучах.
7) Какое предложение является определенно- личным?
А) Уходить из парка не хотелось.
Б) Теперь в лесах везде косят.
В) Люблю сырые запахи ненастья и влажный шум взволнованных лесов.
Г) Солнечный день.
Для учащихся 1 группы задание (дополнительное).
Составьте и запишите сложное предложение, в состав которого входило бы простое односоставное определенно- личное предложение и двусоставное предложение.
II вариант
1) По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?
А) По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения
Б) По наличию или отсутствию членов предложения.
В) По наличию главных членов предложения.
2) На какие виды делятся односоставные предложения?
А) Назывные, определенно-личные.
Б) Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные.
В) назывные, безличные, обобщенно-личные.
3) Какое предложение является односоставным?
А) Вечернее небо гляделось в зеркальный затон.
Б) От лип душистым медом тянет.
В)Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
Г) Здесь розы больше кулака.
4) Какое предложение является назывным?
А) На улице пустынно.
Б) Вчерашний день не воротишь.
В) Загрустив, вспыхнула осень маленьким дождем.
Г) Чудная ночь.
5) Какое предложение является безличным?
А) Не жалею, не зову, не плачу.
Б) Не презирай совета ничьего.
В) Вороне соколом не быть.
Г) Из воды пустой масла не извлечешь.
6) Какое предложение является определенно- личным?
А) Начнут советовать и вкривь и вкось.
Б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
В) Его здесь не забудут.
Г) На миру и работа спорится.
7) Какое предложение является неопределенно-личным?
А) Вспоминали события прошлого, думали о будущем.
Б) В лесу стало тихо.
В) Колокольчика не было слышно.
Г) Не относись к природе свысока.
Для учащихся 1 группы задание (дополнительное):
Составьте и запишите сложное предложение, в состав которого входило бы простое односоставное назывное предложение и двусоставное предложение.
После выполнения работы – взаимопроверка. Правильные ответы проецируются на экран.
1-В | 1-В |
2-Б | 2-Б |
3-А | 3-Б |
4-В | 4-Г |
5-В | 5-В |
6-Г | 6-Б |
7-В | 7-А |
11. Итог урока
Итак, я снова обращаюсь к эпиграфу нашего урока:
К мудрости идут через большой труд.
- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились, стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее?
- Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке, и где они будут применяться?
- Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
- Если было трудно/ не трудно – почему?
- Какие у вас оценки, результаты?
- Если хорошие – мои поздравления.
- Если допущены ошибки – что нужно сделать, чтобы их исправить?
12. Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру на тему “Ура! Скоро каникулы!” или “Как я готовлюсь к уроку литературы” (задание для 1-2 групп).
2. Выписать из учебника литературы по 2 односоставных предложения разных видов, подчеркнуть грамматические основы предложений (задание для 3 группы).
Использованные источники (книги с указанием автора, названия, издательства, года издания; ссылки на сайты, с которых была взята информация для урока): Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
- Роговик Т.Н. Русский язык 8 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: “Экзамен”, 2004. – 256 с.
- Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 316 с.
- Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 8 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык, 8 класс”. М.: Издательство “Экзамен”. 2007. – 121 с.