Программно-образовательные задачи.
1. Коммуникативная область:
- развивать свободное общение логопеда и детей;
- диалогическую и монологическую формы речи;
- практически овладевать нормами речи.
2. Коррекция недостатков речевого развития:
- закреплять представления звукового анализа слова;
- формировать навыки чтения слогов, слов;
- закреплять графические навыки;
- упражнять в работе над деформированной фразой;
- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
3. Познавательно-исследовательская деятельность:
- развивать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти.
4. Двигательная деятельность:
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темпа и ритма речи.
Оборудование: демонстрационное: картинки с изображением предметов – для составления слова по первым звукам; “сети” - с графическим изображением букв; дерево с листьями-словами для составления предложения (деформированная фраза); наборное полото с буквами, магнитная доска; шкатулка-сюрприз.
Раздаточное: разрезные кассы букв, конверты с “зашифрованными” словами; “цветы-слоги” - для звукового анализа мягких и твердых слогов, карандаши.
Ход занятия
Столы расставлены в форме корабля. Дети заходят в матросских воротниках, здороваются с гостями, рассаживаются.
Логопед. Сегодня на этом корабле мы отправимся в волшебное плавание на поиски сокровищ. Опасностей не боитесь? Тогда вперед! Я буду капитаном нашего корабля, а вы – матросами.
Девиз: “Наша группа “Морячок”, в пути нам светит знаний маячок”.
- Поднять якорь! Полный вперед! Курс на юго-запад! Так держать. На корабле у нас есть ШТУРМАН. (Проводится словарная работа со словами: ШТУРМАН – помощник капитана, по вождению судов; МАЯК – башня с сигнальными огнями на берегу моря для указания пути судам.
Штурман (р-к). Есть поднять якорь! Есть полный вперед! (Звучит магнитофонная запись “Кораблик”)
Логопед. Ребята! Что случилось? Почему наш корабль остановился ? (Звучит в записи песня пиратов). На нашем пути пираты растянули сети. Чтобы справиться с ними, надо отгадать правильные буквы, которые запутались в сетях. (Проводится игра “Сети”). Закрепление графических навыков. Профилактика дисграфии. Дети называют букву и забирают из сетей правильно написанные буквы.
Логопед. “Матросы, угадайте кто это на корабле спрятался?”.
Игра “Расшифруй слово по первым звукам и составь его”.
Упражнения в звуковом анализе, определении первого звука в словах. (На доске картинки: помидор, утка, слон, иголка, киви.)
Дети называют звуки и составляют слово – “Пусик”. Выкладывают слово на доске.
Пусик (воспитатель): “Мяу, мяу!” Привет! Вот и я! Молодцы! Угадали мое имя. Я маленький котик Пусик, с которым вы все любите играть. Куда вы плывете? Расскажите. Возьмите меня с собой в волшебное плавание на поиски сокровищ. По дороге к вам я нашел ключик, только не знаю, что он открывает. Давайте вместе поищем.
Дети: Мы плывем на поиски клада.
Логопед: Может этот ключ открывает сундук или шкатулку с кладом?
Матрос: Вижу “Остров цветов”.
Логопед: Причаливаем. Тихий ход.
Штурман: Тихий ход. Стоп машины, бросить якорь.
Логопед: Выходим на “Остров цветов”. (Игра “Цветы”. Закрепление слоговой структуры слова). Мы сможем плыть дальше, если раскрасим серединки цветов, в которых находятся слоги – твердые – синим карандашом, а мягкие – зеленым карандашом. Прочитайте слоги и приступайте к работе. (Дети выполняют задание). Молодцы! Хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка. А.И. Буренина “Ритмическая мозаика”. Координация движений в сочетании с речью “Танцуйте сидя”. Направлены на тренировку внимания, памяти, ориентации тормозных реакций, координации движений, регулировку мышечного тонуса, мелкой моторики.
Логопед: Отдохнули? Плывем дальше. Ребята! На борт поступила телеграмма для Пусика. Там зашифрованные слова. Помогите Пусику прочитать их.
Пусик: Ой, Я читать не умею. У меня даже азбуки нет. Помогите мне!
Логопед: Поможем Пусику? Слышите, даже погоде не нравится, что Пусик не умеет читать. (Звучит запись шторма).
На столах детей конверты с “зашифрованными” словами. Прочитайте слово, а лишнюю букву зачерните. Проводится игра “Зашифрованное слово”.
Пусик: Спасибо, ребята! Теперь я тоже хочу научиться читать.
Логопед: Полный вперед. Курс на сокровища!
Матрос: Вижу одинокое дерево на острове… (Проводится игра “Составь предложение. Работа над деформированной фразой).
Логопед: Посмотрите, какое необычное дерево с листьями-словами. Прочитаем, что написано на листьях - КЛАД, ПОД, ВЫСОКИМ, ДЕРЕВОМ, ЛЕЖИТ. Это предложение совсем непонятное. Где же спрятан клад? (Дети составляют предложение). Клад лежит под высоким деревом.
Логопед: Сколько слов в этом предложении ?
Дети: 5 слов.
Какое слово самое маленькое? – ЗА
Какое слово первое? – КЛАД
Какое слово пятое? – ДЕРЕВО.
“Вот оно – высокое дерево, а вот и … КЛАД”.
Пусик: Молодцы! Только благодаря вашим знаниям мы смогли преодолеть все трудности в пути. Теперь я понял, какую тайну открывает этот ключ. Этот ключ к знаниям.
Дети: Может быть, твой ключик Пусик, откроет нам шкатулку? (Открывается музыкальная шкатулка, а в ней “золотые” сладкие медальки.)
Дети: Ура! Мы нашли наши сокровища.
Логопед: Эти “золотые” медальки вам награда. Вы преодолели все трудности в далеком плавании, разгадали все задачи. Наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться в наш любимый детский сад “Якорек”.