Цели и задачи.
Регулятивные:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- овладевать навыками самостоятельной работы со справочниками (традиционными и интерактивными).
Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, справочники, раздаточный материал, презентация (Приложение 1, Приложение 2).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Основная часть.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Заполнение таблицы “Что я люблю и не люблю делать”
Я люблю делать | Я не люблю делать |
Сидеть на шее, бить баклуши, точить лясы, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, брать пример, трудиться не покладая рук, набивать руку, тянуть канитель, ловить на лету, вставлять палки в колеса, идти навстречу, вкладывать душу, работать засучив рукава, лезть на рожон.
Вопросы после ответов учащихся: Какие из записанных сочетаний слов выражают положительную оценку человека и его поведения? Какие – отрицательную? С какими единицами языка мы сейчас работали? Скажите, какова тема нашего урока? “Фразеологизмы русского языка”
4. Этап постановки целей и задач. Заполнение таблицы “Знаю – Хочу узнать –Узнал”.
Что мы уже знаем о фразеологизме? Что бы вы хотели узнать?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Фразеологизм – единица языка, устойчивый оборот. |
Отличие от слова и
словосочетания. Наличие синонимов, антонимов. Сфера употребления Происхождение |
5. Этап усвоения новых знаний. Работа по выявлению отличий фразеологизмов от слова и словосочетания.
Задание: узнать по значению слова, составить из них фразеологизм, объяснить его значение.
Блок №1. Принять сидячее положение (сесть); предлог; часть тела, соединяющая голову с туловищем (шея); фразеологизм “сесть на шею” - обременить собой, заботами о себе, тяготить кого-либо, использовать кого-либо в своих интересах.
Блок №2. Танцевать (плясать); предлог; не связанный близкими отношениями (чужой); духовой музыкальный инструмент (дудка); фразеологизм “ плясать под чужую дудку” - беспрекословно выполнять чью-то волю.
Блок №3. Назойливое насекомое (муха); отрицательная частица (не); оскорбить (обидеть); фразеологизм “мухи не обидит” - о кротком человеке.
Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных слов, входящих в него?
Что происходит со словами в составе фразеологизма? Они приобретают ярко выраженное образное, переносное значение.
Чем похожи слово и фразеологизм? Обозначают предметы, явления, признаки, действия и т.д.
Чем отличается фразеологизм от слова? Фразеологизм состоит из нескольких компонентов и представляет собой единое смысловое целое.
Каково отличие фразеологизма от свободного словосочетания? Почему во фразеологизм нельзя вставить другое слово? Фразеологизм воспроизводится в готовом виде, слова в его составе теряют свою смысловую самостоятельность.
6. Выработка умения отличать свободное словосочетание и фразеологизм.
Распределительный диктант:
Свободные словосочетания | Фразеологизмы |
Кот наплакал, медвежья услуга, сидеть в комнате, сидеть в четырех стенах , бить в глаза, бить в лицо, ставить на стол, смотреть во все глаза, ставить во главу угла, смотреть на лицо, сыграть увертюру, сыграть шутку, переливать из пустого в порожнее, подливать масла в огонь, переливать из стакана в чашку, подливать воды в кастрюлю, водой не разольешь, вода разлилась.
Теперь усложним задание. Самостоятельно найдите фразеологизм в предложении и объясните его значение. Ответьте на вопрос: каким членом предложения является фразеологизм?
1. Сразу же при входе в комнату бросался в глаза идеальный порядок в ней.
2. Обед был превосходный, моя жена и на этот раз не ударила в грязь лицом.
3. Мы бросились со всех ног в ту сторону, откуда раздался крик о помощи.
4. Старик со старухой прожили жизнь душа в душу, ни разу не поссорились.
5. Ученик дважды прочитал книгу от корки до корки.
6. Марья Кириловна была ни жива ни мертва.
7. Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз.
8. Но, увы, и у него была ахиллесова пята, и он имел слабости.
Сделайте вывод: какую синтаксическую роль выполняет фразеологизм?
7. Отгадывание кроссворда (слайды с кроссвордами).
Отгадав правильно кроссворд, вы узнаете, чем еще фразеологизмы похожи на слова.
Душа в пятки… .(ушла)
На…(мякине) не проведешь
Заблудиться в … (трёх) соснах
Хоть … (кол) на голове теши
Мерить на свой… (аршин)
Как кур в … (ощип)
Не … (поминай) лихом
Ответ: антоним.
Как сыр в …. (масле)
… (намылить) шею
Один на …. (один)
Откуда ни … (возьмись)
Проходить красной … (нитью)
С минуту на … (минуту)
… (медвежья) услуга
Ответ: синоним.
Вспомните, что называют антонимами и синонимами.
Так же, как и слова, фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.
Найти пары фразеологизмов - синонимы и антонимы.
У черта на куличках, во весь дух, рукой подать, наломать дров, за тридевять земель, в мгновение ока, заварить кашу, черепашьим шагом, слово в слово, прийти в себя, тютелька в тютельку, взять себя в руки, куры не клюют, выйти из себя, хоть пруд пруди, расхлебать кашу, кот наплакал, битый час.
Взаимопроверка (слайд “Синонимы, антонимы).
Как вы думаете, насколько важно уметь подбирать фразеологические синонимы и антонимы и почему? От чего зависит употребление того или иного фразеологизма? (От ситуации, от сферы общения).
В каких стилях речи употребляются фразеологизмы? Начертите в своих тетрадях данную схему (слайд со схемой). Воспользовавшись справочниками и электронным словарем, подберите примеры на каждый случай.
Распределите следующие фразеологизмы по сфере употребления (слайд).
Проверьте себя самостоятельно и поставьте оценку в ваш листок контроля.
8. Ваши одноклассники провели исследование на тему “Источники фразеологизмов”. Внимательно их послушайте и заполните таблицу.
Источники | Примеры |
Народное творчество | По щучьему велению. За тридевять земель |
Античная мифология | Нить Ариадны. Кануть в Лету |
Библейская мифология | Притча во языцех. Блудный сын. Избиение младенцев |
Художественная литература | Мартышкин труд (И. Крылов). Злые языки (А. Грибоедов) |
Профессиональная лексика | Тянуть канитель. Играть первую скрипку |
Традиции, обычаи | Выкурить трубку мира. Очертя голову |
Реальный исторический факт | Держать порох сухим. Во всю Ивановскую |
Слайд с таблицей.
Дома найдите сведения о происхождении фразеологизмов, данных в качестве примеров. определите их стилистическую окраску, т.е. сферу употребления, подберите синонимы и антонимы, составьте с ними текст.
9. Подведение итогов.
Итак, мы сегодня с вами очень плодотворно работали. Посмотрите на нашу таблицу “Знаю – Хочу узнать – Узнал”. Что у нас не заполнено?
Что мы узнали?
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Фразеологизм – единица языка. | Отличие от слова и
словосочетания. Наличие синонимов, антонимов. Синтаксическая роль Сфера употребления Происхождение |
Фразеологизм – устойчивое
сочетание слов, близких по значению одному слову. Различия фразеологизмов и свободных словосочетаний (нельзя заменить или вставить слово, используются в речи в готовом виде). Имеют синонимы и антонимы. Являются одним членом предложения. Употребляются в художественном, публицистическом и разговорном стилях. Источники фразеологизмов. |
Спасибо за урок! Вы самостоятельно и творчески работали, и я хочу вам продемонстрировать, как я справилась со своим творческим задание: подвести итоги урока, используя фразеологизмы.
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы! Попробуйте и вы, используя фразеологизмы, оценить свою работу на уроке.