Цель: познакомить детей с историей появления денег.
Задачи: рассмотреть, что такое деньги, функции денег, причины возникновения денег, познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями;
развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей, учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций;
воспитывать бережливость.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
учебник для 3 класса "Мир вокруг нас" часть 2;
рабочая тетрадь "Мир вокруг нас".
Раздаточный материал.
Карточки с заданиями для каждой группы.
Сигнальные карточки для рефлексии.
Использование ИКТ: слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint. (Презентация)
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!
- К нам на урок пришли гости. Повернитесь и подарите им свои улыбки. Подарите свои улыбки мне и друг другу. Замечательно!
- Я уверена, что все будете работать внимательно, думать самостоятельно, вести себя замечательно!
II. Сообщение темы и целей урока
Окружающий нас мир многообразен. В нём много загадок и тайн. Учёные исследователи находят ответы на многие вопросы, и мы сегодня на уроке тоже превратимся в исследователей.
А вот что мы будем исследовать, и над какой темой работать вы узнаете, если расставите буквы в порядке возрастания:
- Правильно, сегодня мы будем говорить о деньгах, и может быть лучше поймём цену деньгам и определим своё отношение к ним.
III Работа над новой темой
- Как вы думаете, деньги существовали всегда?
- Когда изобрели деньги никто не знает. Кто изобрел - тоже неизвестно.
- Ребята, а вы как думаете, что такое деньги?
- Когда мы произносим слово “деньги”, какие вопросы у вас возникают? (Как появились деньги, как их потратить).
- Дети, а вы знаете, как появляются деньги в вашей семье?
- А как тратятся деньги в ваших семьях?
- Скажите, ребята, а бывает денег много?
- Есть такая поговорка – “Денег много не бывает”. Как вы её понимаете?
- Чем больше денег у людей, тем у них больше появляется разных потребностей.
- Сегодня на уроке, я вам предлагаю побольше узнать о деньгах, самим исследовать эту тему.
- У нас сегодня в классе будут работать три исследовательские группы и учёный совет. В каждой группе должен быть старший научный руководитель, который будет организовывать работу группы, отвечать за её работу. Выберите научных руководителей.
- Для того, чтобы начать исследование нужно составить план, подумать какую задачу нам предстоит решить, чему научиться. Я вам предлагаю следующий план работы над темой:
- Работа исследовательских групп.
- Физминутка.
- Отчёт исследовательских групп.
- Сообщение учёного совета.
- Вывод.
- Вы согласны с моим планом?
Тогда приступаем к работе. Каждая группа получает задание (Приложение 1) и начинает работать. Через некоторое время мы заслушаем отчёт исследовательских групп о проделанной работе
1 гр. – Бартер, купля продажа.
2 гр. - История появления денег.
3 гр. – Монеты.
4 гр. – “Учёный совет” - весь текст читает и дополнительный материал.
- Я вижу, что группы уже готовы к отчёту. Поэтому прежде чем начать сделаем разминку.
IV. Физкультминутка
Мы устали чуточку отдохнем минуточку.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Монетки, видно не нашёл.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их поле редко,
Чтобы выросли они.
V. Отчёт исследовательских групп
- Немножко размялись, а сейчас продолжим нашу работу, заслушаем отчёты групп о проделанной работе.
1 группа (слайды 2-5)
2 группа (слайды 6-10)
3 групп (слайды 11-16)
(Заслушиваются сообщения “Учёного совета” после каждой группы)
VI. Обобщение
- Все группы отчитались.
Мы провели исследование. Задачей урока было больше узнать о деньгах.
Как вы думаете, мы добились поставленной цели?
- Попробуйте, опираясь на наши схемы, (слайд 17) составить небольшой рассказ - для чего нужны деньги? Как появились деньги и для чего они нужны? (Заслушиваем рассказы)
- А как вы думаете, дети, деньги будут меняться?
- Мы сегодня весь урок говорим о деньгах. Скажите ребята. А у вас бывают карманные деньги?
- Как вы ими распоряжаетесь?
- Кто из ребят, как вы думаете, экономно обращается с деньгами?
- Есть такая пословица: давайте её хором прочитаем.
“Богат не тот, кто много получает, а тот, кто умело их тратит”.
- Как вы её понимаете?
- А вы знаете, ребята, что многие богатые люди жили и живут не ради своих денег.
Например, в Древнем Риме на средство богатых людей строили театры, храмы, бани, мостились улицы.
В нашем посёлке Октябрьский на средства земляка Шафраника Ю. К. построен спорткомплекс где все мы можем заниматься спортом и досуговый центр где вы можете посещать кружки по интересам.
VII. Рефлексия
- Наше исследование подошло к концу.
- Ребята, какие открытия вы сделали для себя на нашем уроке? (Что вы возьмете с этого урока?)
- Довольны ли вы нашей работой на уроке? Просигнальте с помощью сигнальных карточек. Хорошо! Я тоже сегодня очень довольна вашей работай и считаю, что многие ребята заслуживают высший балл за работу на уроке .
- Как вы считаете, удалось ли нам хоть немного стать учёными исследователями?
- Кто желает продолжить исследование?
VII. Домашнее задание
- Вы можете сделать это дома:
- найти интересный материал о деньгах;
- изучить материал учебника - страница 68-71, учебник.
- Придумайте современную пословицу о деньгах.
Список использованной литературы
- Т.Н.Ситникова. “Интегрированные уроки”.
- Н.В.Лободина. “Приглашаем на урок”.
- Книга для учителя “Я иду на урок в начальную школу”.