Занятие по развитию речи в средней группе на тему "В гостях у Вишенки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание. Учить детей составлять описательный рассказ по плану воспитателя. Учить сочетать речь с движениями. Учить детей образовывать относительные прилагательные. Продолжать знакомить детей с фруктами. Расширять словарь детей за счет имен прилагательных (гладкий, шершавый, бархатистый, сладкий, кислый). Развивать мелкую и артикуляционную моторику. Воспитывать любознательность, внимание, память.

Материал: картинка с изображением Вишенки, “фрукты” муляжи, ваза, картинки с изображением фруктов, схема-план рассказа о фруктах, угощение для детей - апельсины кусочками, салфетки.

Предварительная работа: чтение глав из книги Д. Родари “ Приключения Чиполлино”, рассматривание сюжетных картинок на тему “ Фрукты”, загадывание загадок и чтение стихов о фруктах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Воспитатель: Встаньте на дорожку и подравняйте ножки. (Дети встают на одну линию лицом к воспитателю). Воспитатель показывает картинку с изображением мальчика Вишенки. - Ребята, кто это? А из какой сказки этот герой? (Хоровые и индивидуальные ответы детей). (Воспитатель напоминает детям, что Чиполлино – мальчик-луковка, а он вырос в огороде, на грядке, поэтому называется овощем, а вот Вишенка вырос в саду на дереве и называется фруктом).

2. Составление рассказа.

- Ребята, сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по плану, изображенному на картинках (На доске воспитатель размещает картинку с планом рассказа. Объясняет значение этих символов).

1 - какого цвета фрукт

2 - какой формы (круглый, овальный, грушевидный)

3 - какой величины

4 - какой на ощупь (гладкий, шершавый, бархатистый)

5 - какой на вкус.

3. Физминутка. (Дети выполняют движения вместе с воспитателем)

Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают.
Головками кивают,
И тихо приседают.

4. Дидактическая игра на образование относительных прилагательных.

Воспитатель показывает картинки с изображением фруктов.

Сок из апельсин -… (апельсиновый)

Варенье из груш -… (грушевое)

Компот из персиков -… (персиковый)

Сок из бананов -… (банановый)

Компот из яблок -… (яблочный)

Сок из персиков -… (персиковый)

Сок из вишни -… (вишневый)

Варенье из вишни -… (вишневое)

(Хоровые и индивидуальные ответы)

5. Чистоговорки.

Воспитатель предлагает послушать чистоговорку, а затем повторить вместе с ним.

  1. За –за – за - уходи домой коза. (Хоровые и индивидуальные ответы. Дети произносят с разной силой голоса громко – тихо).
  2. Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу. (Проводится по аналогии).

6. Пальчиковая гимнастика “ Компот”.

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат “ковшиком”,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки “мешают”.)
Будем яблоки крошить,  (Загибают пальчики по одному,
Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять “варят” и “мешают”.)
Угостим честной народ.

(Сначала поизносят хором, затем по одному).

7. Итог. Вишенка угощает детей кусочками апельсина. Прощается с детьми.