Использование регионального компонента на уроках математики

Разделы: Математика


В настоящее время изучению малой родины уделяется сравнительно большое внимание, но отсутствие соответствующей учебной и методической литературы не позволяет школам в полной мере освоить ту часть программы, которую составляет так называемый региональный компонент.

Познавательная деятельность требует значительных усилий, большого старания. Современная школа заново открывает уникальный потенциал истории и культуры народа, ориентируется на реализацию республиканской программы расширения регионального компонента в образовании.

В нашем стремительно изменяющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.

Сельская школа была и остается культурным центром села, оказывающим положительное влияние на эстетическое воспитание сельского населения. Изучая историю и культуру народов, мы не оставляем без внимания прошлое местного населения, его культуру, быт, обычаи и обряды.

Наша Киршонская школа находится на севере Балезинского района, в глубинке, среди живописной природы. История нашего края неотделима от истории России, Удмуртии. Все, что происходило в стране, гулким эхом отдавалось в наших маленьких деревушках, находящихся на территории сегодняшней Киршонской администрации. Богата история родной земли событиями, людьми, культурой.

В последнее время часто меняется базисный план, меняются программы, на одни предметы добавляют часы, с других убирают, то вводят новый предмет, то его убирают и т.д. Недавно был введен предмет ИКН (история культуры народов), где учащиеся изучали местные обычаи, обряды, историю создания районов, колхоза и многое другое. Сейчас его снова убрали. Учителя - предметники на своих уроках знакомят учащихся с местным материалом. Но мне кажется, что и на уроках математики можно дать много интересного.

Мы, с учащимися начиная с 5 класса, на своих уроках при решении примеров и задач узнаем много интересного. В 5 классе изучаем историю пионерской организации. Нынешние ученики не знают, что раньше были такие праздники как День пионерии, День комсомола. Учитель рассказывает детям, что в этот день лучшие пионерские отряды или лучшие пионеры школы ездили на торжественное празднование в район. Уравнения и примеры помогают нам узнать про это. При выполнении самостоятельной работы учащиеся узнают, какой праздник справляли наши родители и бабушки с дедушками 19 мая

1) 11,2 + 1,9 = 1,056 - Р

2) 4,7 + 0,2 = 8,39 - Н

3) 16,5 + 24 = 13,1 - П

4) 4,59 + 3,8 = 0,88 - И

5) 4,29 + 5, 634 = 9,924 – Е

6) 0,856 + 0,2 = 4,9 - И

7) 5 – 4,12 = 40,5 - О

8) 18 – 0,247 = 17,753 – И

Код: 34725186

Ответ: Пионерии

Например, при устном счете в 5 классе дети узнают фамилию первого командира пионерского отряда.

Из букв составляют слово Макаров.

Из закодированных примеров узнаем его имя

31 – Матвей, 67 – Карп, 54 – Евсей, 80 – Ефтей, 60 – Степан

Ответ: Степан.

Затем учитель поясняет, что Макаров Степан – это прадедушка таких – то учащихся нашей школы. Зачастую даже родственники этого не знают.

А в каком году был создан на нашей территории первый пионерский отряд, можно узнать из уравнений: а) сначала решить все уравнения; б) сложить ответы; в) сложить цифры последнего ответа; г) к нему прибавить 1920.

1. (3,9 –х) : 4 = 0,7 -

2. 2,6 + 7х = 6,8 -

3. 6 (х + 1,5) = 25,2 -

4. х : 6 + 2,8 = 3,7 -

Из примеров в 6 классе узнаем, какая урожайность зерновых с га была в таком – то году.

Например: 0,4 +9,6 : (26: 5,2 – 5,2 : 26) х 7,4 =

Ответ: 15,2

Задачи помогают узнать, как работали или работают наши отцы на вспашке:

Задача: По плану тракторная бригада во главе с Макаровым Федором (отец Кати) должна была вспахать поле за 14 дней. Бригада вспахивала ежедневно на 5 га больше, чем предполагалось по плану, и поэтому закончила пахоту за 12 дней. Сколько га было вспахано?

На День Победы в Великой Отечественной войне узнаем, сколько человек ушло на фронт, сколько возвратилось. На тему ВОВ посвящаем по несколько минут не на одном уроке, так как очень много нового материала можно дать учащимся с помощью примеров, уравнений, задач. С большим интересом в 8 классе через выполнение различных заданий дети узнают, что на строительстве железной дороги Балезино – Ижевск, которая должна была связать заводы Северного Урала с районами Поволжья и Юга, трудилось 18 подростков – односельчан. Из них 10 девушек. Нужно было построить 150 км железной дороги. Правительство Удмуртии обратилось к колхозникам с просьбой помочь в строительстве дороги. 15 тысяч людей начали одновременно на северном и южном направлении, с концов и с середины трассы. За нашим районом был закреплен участок от Андрейшура до Люка. На данный момент в живых осталось только шестеро. А кто именно, можно узнать, решив самостоятельную работу на тему «Преобразование рациональных выражений» (даются 6 выражений для решения).

Ответы находятся на столе учителя. На 6 карточках записаны (с одной стороны ответ, с другой - фамилия, имя, отчество строителей железной дороги): Макарова Федосья Фотеевна, Першин Сергей Антипович, Черенева Прасковья Евдокимовна, Шудегова Пелагея Алекеевна, Пыжьянов Василий Игнатьевич, Лузянина Афанасья Степановна. Кто решил хотя бы одно выражение, идет к столу и берет со стола карточку с ответом (если такой есть, а если нет, то ищет ошибку в решении), переворачивает ее и таким образом узнает имя участника строительства железной дороги. Выражения могут быть решены в различном порядке.

Далее учитель говорит детям, что подростки, работающие на строительстве железной дороги, получали в день по несколько грамм хлеба. А вот сколько - предстоит узнать из уравнения.

Ответ: 250 г.

Очень большое поле деятельности при прохождении темы «Площади» по геометрии. На этих уроках мы учимся находить площади колхозных полей, деля их на фигуры, площади которых можем найти по выведенным формулам или помогаем найти ошибку в вычислениях нашему агроному. С большим желанием вычисляют учащиеся площади классных комнат, коридора школы, своего дома.

Для вычисления площади школьного коридора детям дается на руки его форма, на которой они могут делать записи, необходимые для произведения вычислений. Коридор разделен на известные им фигуры.

При возможности приглашаем на уроки специалистов сельского хозяйства и решаем предложенные ими задачи. Задача агронома (приглашается на урок) решается на уроке. Агроном объясняет детям, что одно из близлежащих полей (около деревни Сосновка) имеет следующую форму, что он нашел площадь этого поля, что – то сомневается в правильности своего решения. Проверьте, пожалуйста, правильность моих вычислений. Здесь ученики находят ошибку в вычислениях и переводят м2 в ар и га, так как отчет в район требуют в га.

Не остается без внимания и прошлое нашей школы. Нет в живых уже тех людей, кто учился в старой школе или бы помнил первых учителей. Но, тем не менее, мы узнаем, что первыми учителями при Карсовайской Сретенской церкви были священник Николай Широкшин и дьякон Петр Тронин. А изучали всего три предмета. А какие, можно узнать при решении следующих примеров (дается только один правильный ответ среди ниже перечисленных):

1) - 28 : 7 +8 (-9) + 63=

2) 20 : (33 – 4 (-7)) – 47 =

3) (- 66 + 58 -13) : 7 (-10) =

4) 15 : (-3) + 8 (26-31) =

5) -30 : (-2 + (-10) 6 + 52) =

6) -19 + 7 (-13-10 : (-2)) =

7) - 14 +30 : (-5) 10 – (-47) =

8) 8 (-3) : ( 71- 67) -19 =

9) 3 (-12 +12 : 2) – 35 =

10) 14 : (54 – 56) 3 – 28 =

20 – геометрия, 187 – география, 17 – рисование, 806 – история, 305 – закон Божий и др.

Ответ: закон Божий.

Точно также узнаем про другие изучаемые предметы: арифметику и чистописание.

А как не рассказать нашим детям, что через нашу деревню прошел Колчак? Сколько вопросов возникает у учащихся после этого! Это побуждает учащихся к самостоятельному приобретению дополнительных знаний. Я прошу, чтобы дети все узнанное приносили в класс на «математическом» языке, то есть в примерах, уравнениях, задачах.

Диаграммы нам помогают узнать о рождаемости в определенные годы. Например, в 1956 году родилось 39 детей. Из них 23 мальчика, остальные девочки. Нарисовать столбчатую и круговую диаграммы для данного года. Далее: в 1978 г. родилось 23 ребенка, в 1981 г. – 18 детей, в 1991 г. – 9 детей, в 2001 – 6 детей, 2009 - ни одного, 2012 - 3 ребенка. Построить столбчатую диаграмму рождаемости. Соответственно нужно сделать вывод, что при таком спаде рождаемости скоро некому будет выращивать и убирать урожай.

Таким образом, при изучении математики в основной школе учащиеся ненавязчиво узнают некоторые интересные моменты из жизни односельчан, своих родственников, что также стимулирует повышение интереса к изучаемому предмету.

3. Почему нужно знать старое?

А. Хомяков говорил, что сегодняшний человек, оторвавшись от прошедшего, лишил себя прошедшего, и поэтому приобрел какое – то искусственное безродство, грустное право на сердечный холод. И только знание прошлого побуждает в нас заглохнувшие силы, расширяет нашу мысль и выводит нас из нашего безродного сиротства, указывая на прошедшее, которым можно утешиться, и настоящее, которое можно любить. Обрадованное сердце, долго черствевшее в холодном уединении выходит на вольный свет, на Божий мир, на широкий простор земли родной, на какое – то бесконечное море, в котором ему хотелось бы почувствовать себя живою струей. Благодарение людям, берегущим народную культуру, историю своего народа и передающего все это молодому поколению.

Существует такая притча.

Рос дуб. Макушка дерева высоко поднялась над корнем, но она о корне не забывала, получая от него все жизненные силы и соки. Так вот и живет дерево 1000 лет, стоит оно и по сей день, и стоять будет, пока корень не подрубят…

Неужели мы с вами глупее дуба или так недальновидны, что станем забывать о своих корнях! Давайте же будем изучать свою родословную, помнить, знать и беречь обычаи и историю наших дедов. Пусть наше дерево будет могучим, крепким, шелестит зеленой пышной кроной, выстоит во всякую бурю – непогоду.

Литература

1. Алгебра. Учебник для 7 класса средней школы. Ю.Н. Макарычев и др. под ред. Теляковского. М. Просвещение. 2003 г.

2. Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы. Ю.Н.Макарычев. и др. под ред. Теляковского. М. Просвещение. 2003 г.

3. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. М. Просвещение. 2000 г.

4. Об успехах народного образования по Глазовскому благочинию. Выписки из газеты «Вятские епархиальные ведомости».

5. Пыжьянова Л.С. «Из опыта работы по использованию регионального компонента при изучении отдельных предметов» с. Кирино. 2001 г.

7. М. Семенова. У очага наших предков. Ж. Очаг № 5, 6. 1993 г., стр. 4.

Предлагается для примера конспект урока в 8-м классе по теме «Квадратный корень из произведения и дроби». (Приложение)