Первой группой детей, которая заставила меня искать новые способы и опоры для тренинговой работы, была группа, целиком состоящая из детей, для которых русский язык и русская культура не были родными. Она была создана на базе ГБОУ СОШ № 1871 с еврейским этнокультурным компонентом образования. Дети находились на разных уровнях владения русским языком. Их общение с русскими сверстниками в детских садах и школах было сопряжено со значительными трудностями. Обучение русскому языку в детских садах и школах нацелено на овладение предметными знаниями. Дети не имели возможности сообщить о своем состоянии, о своих чувствах и переживаниях, так как не владели языковыми средствами для их передачи. Они использовали неязыковые средства общения. Например, если их обижали, они отвечали кулаками или слезами.
В любом детском коллективе есть много таких детей, не имеющих при этом языковых проблем.
Из таких детей состоит вторая группа. Группа работает в ГБОУ Центре развития творчества детей и юношества в Северо-восточном административном округе Москвы. Все дети в этой группе характеризуются общим недоразвитиям речи и педагогической запущенностью. Их семьи можно считать социально неблагополучными. Это неполные семьи, семьи с низким уровнем дохода, маргинальные семьи. В детском коллективе эти дети характеризовались или агрессивным поведением, или находились на позициях аутсайдеров, причем, взрослые, руководящие этими коллективами (воспитатели, учителя), подкрепляли эту позицию, подталкивая этих детей к таким поведенческим проявлениям. Такие дети не умеют обращаться за помощью, заступаться за себя и других, формировать и отстаивать свою точку зрения. Четверо детей из группы после трех месяцев обучения в первом классе вынуждены были сменить школу.
Одной их основных целей работы в этих группах стало обучения детей выражению своих чувств безопасным для окружающих людей и самих себя способом и умению обратиться за помощью.
Работа в таких группах требует опоры на зрительный образ, мимику, жесты, передачу эмоционального состояния с помощью средств музыки. Такой опорой стали мультфильмы, ибо, по словам А.П. Зябликовой, известного советского и российского режиссёра-мультипликатора, идеальный мультфильм не требует никакого звука, кроме музыки. Анимация говорит языком зрительных образов.
Таким образом, была создана программа тренинга, которую родители детей, посещающих эти занятия, назвали “Мультиклубом”, видимо, по аналогии с киноклубом.
Далее в процессе работы группы с мультфильмами, дети смогли овладеть и речевыми средствами выражения своих чувств и эмоций, приобрели необходимые навыки коммуникации. Значительные изменения в поведении детей были отмечены и родителями.
Актуальность программы: произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень литературы, пользующейся спросом у массового читателя, возросло влияние телевидения, кино и компьютерных сетей на детское сознание. Общение детей, особенно московских, стало опосредованным: электронная почта, “контакты”, “одноклассники” и т.д. Непосредственное общение, коммуникативные навыки необходимо развивать специально.
Поэтому так важны коммуникативные тренинги и тренинги, развивающие мотивацию общения детей.
Показателем степени социализации ребенка и одновременно ее необходимым условием является его толерантное поведение. Толерантные установки и способы поведения помогают детям найти адекватные ситуации ресурсы для собственного развития, получить помощь и одобрение взрослых и сверстников, психологически обжить новые пространства жизнедеятельности.
Важным для социализации ребенка является приобретение им опыта конструктивного, толерантного непосредственного взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.
Предлагаемый тренинг включает систему занятий, где в форме игры, при просмотре мультфильмов и в их обсуждении дети ищут способы и ресурсы для толерантного взаимодействия с другими людьми, самим собой, с культурой и с миром.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что для решения ее задач используется просмотр мультфильма, затрагивающего соответствующую тему. Мультипликация предоставляет нам сюжеты практически на все случаи жизни, предлагая различные способы, средства, выходы из разнообразных жизненных ситуаций, используя силу зрительных образов. Мир мультипликации и художественной анимации приобщает детей к духовной, эстетической деятельности в области современного экранного искусства, помогает в социальной адаптации, социализации, приобретении опыта творческой работы и работы над собой.
Мультфильм сам по себе может оказать существенное эмоциональное воздействие на зрителя. “Актуализирующиеся в процессе просмотра механизмы проекции, идентификации, сопереживания, солидаризации вызывают значительные изменения в эмоциональном и психофизическом состоянии зрителей” [11]. Но непосредственная эмоциональная реакция на мультфильм детерминирована сложившимися схемами восприятия, механизмами защиты, привычными для ребенка способами понимания себя и окружающего мира. И просмотр мультфильма сам по себе не может изменить этих схем и картину мира, сложившуюся у ребенка. Изменения могут произойти только в результате определенной работы над содержанием увиденного.
Анимация - это вид искусства, который соединяет текст и иллюстрации к нему, но не тождественный им. Это новая система смыслов и значений, это ожившая сказка и она обладает огромным психотерапевтическим, профилактическим ресурсом. К сожалению, детей не учат правильно обращаться с ним, как, например, учат работать с книжным текстом на уроках чтения, или произведением изобразительного искусства на уроках ИЗО. Очень часто родители усаживают ребенка перед телевизором “смотреть мультики”, чтобы не мешал. Перед ребенком мелькают образы, линии, краски. Он получает огромное количество информации. Эта информация должна быть переработана, осмыслена, преобразована. Для этого нужен Другой, тот, кто будет задавать вопросы, побуждать к интерпретации, выделению главного, созданию мнения. Этим Другим становится группа, в которой он работает.
Реальные изменения в сознании и поведении детей возникают в процессе групповой работы: обсуждения, обыгрывания каких- либо значимых ситуаций, рисования, моделирования обсуждаемых ситуаций, создание слайдов, фильмов,- сопоставление различных точек зрения дает ребенку возможность расширить собственное восприятия и понимание мультфильма, приобрести опыт толерантного взаимодействия с миром. Этот приобретаемый в процессе работы в группе опыт нового понимания реальности может быть перенесен в жизнь, это ресурс, который ребенок может использовать в построении новых отношений с окружающим миром и другими людьми.
Опыт работы над мультфильмом в группе достаточно безопасен, так как примеры, рассматриваемые группой отвлеченны, дети могут учиться на чужих ошибках, опыт приобретается опосредованно. Кроме того, работа с мультфильмами в группе дает возможность для обновления и закрепления полученных знаний, способов поведения, навыков столько раз, сколько нужно ребенку.
Таким образом, программа способствует позитивной профилактике, т.е. профилактике, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и её последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребёнка, помощь ему в самореализации его собственного жизненного предназначения
Возраст детей
Программа предназначена для работы с детьми 6–8 лет. Этот возраст характеризуется резким возрастанием требований к ребенку, увеличивается эмоциональная нагрузка, он осваивает новые сферы и пространства жизнедеятельности. Для успешной социализации в школьном сообществе, ему необходимы новые способы взаимодействия с миром, развитые коммуникативные навыки и умения, толерантное отношение к себе и другим людям. Ребенок настроен на учебу, но в то же время очень важное место в его жизни занимает игровая деятельность. Программа широко использует игру: обыгрывание различных ситуаций, созданите сюжета ролевого взаимодейстивия. При этом дети оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.
Этот возраст характеризуется возникновением первичного цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребёнок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается окружающий мир. Строя картину мира, ребёнок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Для объяснения используются знания, почерпнутые из телевизионных программ, мультфильмов, книг, общения со сверстниками и взрослыми. Он строит глобальные схемы. Он также ищет свое место в мире.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществлять свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Мультфильмы, предложенные в программе, соответствуют указанному возрасту, помогают ответить на актуальные для этого возраста вопросы.
Программа обеспечивает:
создание условий для социального, культурного самоопределения, интеграцию в систему мировой и отечественной культур;
целостность процесса психического, умственного и духовного развития личности ребенка;
развитие толерантных установок и способов поведения;
эмоциональное благополучие детей и положительную социализацию, таким образом, она имеет профилактическую направленность.
Цель программы:
расширение границ самовосприятия, развитие толерантных способов поведения, понимание собственных чувств и чувств других людей, развитие коммуникативных навыков у обучающихся, включение их в мировую и отечественную культуру через кино и мультипликацию высокого художественного и духовно-нравственного качества.
Задачи программы:
развить коммуникативные навыки учащихся, повысить уровень их коммуникативной компетентности за счет получения ими соответствующих знаний и умений, толерантных способов взаимодействия с миром;
расширить границы самовосприятия, восприятия собственного эмоционального мира и эмоционального мира других людей, формирование культуры общения и поведения в социуме;
сформировать положительное отношение к самому себе, умение выразить себя в художественных образах, потребности в саморазвитии;
сформировать базовые понятия из области психологии эмоций.
Срок реализации: программы - 1 год.
Группа может формироваться по запросам родителей и желанию самих детей. Оптимальный количественный состав группы 8-10 человек, занятие длится 1 час 1 раз в неделю.
В ходе работы используются разнообразные формы организации занятий: групповые и индивидуальные беседы, игры, сочинение сказок, рисование и обязательный просмотр мультфильма на обсуждаемую тему. Каждое занятие построено таким образом, чтобы коснуться обсуждаемой темы несколько раз: при просмотре мультфильма, в игре, в рисунке, в обсуждении.
Предполагаемый результат
Предполагается, что результатом реализации программы будет расширение образа мира ребенка, познавательных, культурных интересов и потребностей, приобретение навыков толерантного взаимодействия, коммуникативных навыков, гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности.
Дети также узнают базовые понятия из области психологии эмоций, приобретут опыт поиска оптимального для своего эмоционального состояния и состояния других людей выхода из сложных эмоциональных и коммуникативных ситуаций, научатся анализировать поступающую информацию с точки зрения использования художественных средств, нравственности, коммуникативных средств.
Формы подведения промежуточных результатов и итогов реализации программы: наблюдения, анкетирование родителей, беседы, диагностические исследования, анализ отзывов участников тренинга и родителей.
Методическое обеспечение
Приёмы и методы реализации программы
В программе применяются следующие формы и методы работы:
Упражнение на работу с именем – неотъемлемая процедура любого тренинга – представление участников друг другу, помогают преодолеть трудности общения, психологические барьеры.
Упражнения на новый сенсорный опыт ставят детей в ситуацию, в которой он заведомо вынужден столкнуться с относительно новым для него сенсорным опытом, причём в достаточно психологически комфортной, не опасной для него ситуации. Приобретённый опыт побуждает обучающегося поделиться с группой своими ощущениями и переживаниями, сравнить свои впечатления с впечатлениями и ощущениями других членов группы после получения от них обратной связи. Например, игра “Ассоциации”, “Загадочные узоры”.
Игры-разминки – используются для того, чтобы ввести участников группы в тренинговую атмосферу, помочь им почувствовать эту атмосферу, расшевелить одних, несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус всей группы и каждого её участника (например, игры “Отгадай чувство”, “Хочукалки”, “Тыкалки”, “А-а-ах” и т.д.).
Упражнения на отработку различных навыков – дети отрабатывают навыки и умения, которые они получили на занятии. Используются на занятиях № 10,11, 12, 14.
Упражнения на развитие групповой сплоченности позволяют детям лучше узнать друг друга, выработать толерантное отношение к другому, например, игра “Чей страх”, “Чья обида”, “Невидимый подарок”.
Упражнения на обратную связь. Обратная связь всегда присутствует, когда формируются некоторые новые способы деятельности и когда внутри тренинга с её помощью увеличивается продуктивность общения и оказывается межличностное влияние. Обратной связи придаётся особенно важное, но не центральное, а скорее вспомогательное значение, как средству контроля и самоконтроля за выполнением действий на каждом этапе его формирования. Учебный процесс построен таким образом, что оценивается не вся деятельность, а каждое действие. Эффективно использование на занятиях игры “Закончи предложение”, “Ассоциации” и т.д. Получение обратной связи происходит и путём задавания вопросов о пережитых чувствах и эмоциях после выполнения тех или иных упражнений (обычно содержательных и объёмных). Из ответов часто делаются выводы об основных содержательных компонентах занятия, подкреплённых теоретической информацией. Получение обратной связи происходит также при выполнении детьми рисунков на обсуждаемую тему, сочинении сказок.
Групповые дискуссии, беседы применяются с целью получения необходимой информации или разъяснения содержательной теоретической информации занятия. Иногда они развиваются сами собой и связаны с чем-то существенным для обучающихся, что произошло непосредственно во время тренинга.
В конце каждого занятия обязательно происходит обсуждение итогов занятия. Примерные вопросы: что понравилось, что не понравилось в занятии, чьи ответы, что удивило, возможно, возмутило, обрадовало участников, что было неожиданным, заставило задуматься, в какие игры хотелось бы поиграть еще раз, что осталось незаконченным. В начале занятий имеет смысл спрашивать, что из предыдущего занятия запомнилось, что хотелось бы повторить.
Моделирование практических ситуаций в малых группах. Метод используется для снижения тревожности обучающихся. Выработка идей и апробация навыков эффективнее идут при работе в группах из 2-3-х человека по схеме: два человека моделируют игровую ситуацию, а третий является наблюдателем, контролирует процесс и подсказывает при необходимости. Такой метод позволяет эффективнее реализовать задачи занятия, нежели при проведении упражнений со всей группой. Используется в занятиях № 7, 10, 11, 12, 14.
Метод демонстрации и иллюстрации. Наглядно-чувственное ознакомление детей с явлениями, процессами, которое используется для раскрытия динамики изучаемого содержательного компонента занятия. Используется на каждом занятии в виде просмотра мультфильмов. В занятии № 7 используется метод создания видеофильма “Как изменить неприятное чувство”: дети моделируют ситуацию возникновения чувства злости, а далее действий, которые могут снизить негативные последствия этого чувства или изменить чувство на более желаемое. Далее следует просмотр видеофильма. После его просмотра проводится обсуждение: как изменился взгляд на смоделированную ситуацию, после того, как она предстала со стороны”. Обычно обучающиеся, видя себя со стороны, открывают новые способы поведения в этой ситуации, находят новые возможности для ее изменения, или начинают иначе оценивать свои действия. Также создание видеофильма используется в занятии № 10, 11.
Проективные методики, такие как сочинение сказок, рассказов, рисование используются для раскрытия, расширения границ самопознания, развития умения самовыражения в творчестве.
Диагностические методы
Методика “Волшебная страна чувств”. Авторы: Т. Зинкевич - Евстигнеева, Д. Фролов [7]. Цель методики - исследование психоэмоционального состояния детей.
Анкетирование. Этот метод не применяется в работе с детьми. Анкетирование родителей позволяет узнать, какие изменения произошли с ребенком во время работы по программе, как родители относятся к произошедшим в ребенке изменениям.
Проективные методики – ребенок непроизвольно, в свободной или подсказанной форме, но всегда более или менее символично, делится представлениями и переживаниями о себе и своей жизни в психологически безопасной для личностного самораскрытия участников ситуации занятия, разговора о личностных качествах и личностных проблемах. Из проективных методик в программе используются элементы арт-терапии. Применяются при создании терапевтических ситуаций, в которых используется творческий продукт. На детей оказывает влияние, как сам процесс создания этого творческого продукта, так и результат – созданный творческий продукт. Используются элементы арт-терапии при создании рисунков, слайд-шоу, создании видеофильмов, сочинении сказок.
Техническое обеспечение программы
Для проведения занятий необходимо оборудование для просмотра мультфильмов, оборудования для записи видеофильма.
Перечень материалов, необходимых для занятий:
- цветные карандаши (не менее 12 цветов);
- простые карандаши;
- ручки шариковые;
- бумага для рисования (плотная);
- гуашь;
- акварель;
- кисточки (1 – толстая, 1 – тонкая);
- фломастеры
Список литературы
- А.В. Гнездилов “Авторская сказкотерапия”. Дым старинного камина (Сказки доктора Балу)”.
- Ж.Балова “Мультики + первоклашки” Программа занятий по ускорению адаптационных процессов у первоклассников.
- К.Фопель “Психологические группы” Рабочие материалы для ведущего.
- К.Фопель "Как научить детей сотрудничать”.
- Д.Соколов.
- О.В. Хухлаева “Лесенка радости”.
- Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов “Волшебная страна внутри нас”.
- Т.Зинкевич-Евстигнеева “Сказки звездной страны Зодиакалии”.
- Н.Погосова “Погружение в сказку”.
- Е.Хомякова “Семь сказок радуги”.
- С.В. Березин “Кинотерапия и кинотренинг”.
- Е. Коблик “Повышение социальной компетентности детей и подростков. Фильмотека”.