Цели.
1. Образовательная: научить учащихся применять тождества сокращенного умножения к действиям над степенями; закрепить знание свойств степеней с рациональным показателем.
2. Развивающая: развитие логического мышления, внимания посредством решения соответствующих задач.
3. Воспитательная: воспитание таких качеств как самостоятельность, аккуратность, настойчивость при выполнении поставленных задач, развитие навыков индивидуальной работы в группе.
Тип урока: урок решения типовых задач.
Методы: беседа, решение задач.
Материалы и оборудование:
1) учебник “Алгебра и начала анализа 10-11 классы” под редакцией А.Н. Колмогорова, М.: Просвещение, 1993;
2) “Система тренировочных задач и упражнений по математике” под редакцией А.Я. Симонова, М.: Просвещение, 1991;
3) Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы под редакцией Г.В. Дорофеева, М.: Дрофа, 2002;
4) учебник “Алгебра начала анализа 10-11 классы” под редакцией М.И. Башмакова, М.: Просвещение, 1991;
5) Самостоятельные и контрольные работы по математике для 9 и 10 классов, Блошкин Б.Ф., М.: Просвещение, 1969;
6) алгебра и начала анализа. 11 класс (поурочные планы), Т.Л. Афанасьева, Волгоград: Учитель, 2001;
7) раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.
2. Математический диктант (8-10 минут.
Материал для математического диктанта находится в файле <Приложение 1>.
3. Объяснение материала.
Прежде, чем приступать к выполнению решения задач, рассмотрим пример, в котором используются формулы сокращенного умножения при выполнении действий со степенями с рациональным показателем. (Выполняется на доске и в тетрадях).
Решение примера и наводящие вопросы для учащихся находятся в файле <Приложение 2>.
4. Выполнение упражнений.
Все задания представлены в виде карточек. Они дифференцированы по трем уровням (А, В, С), соответствующие оценкам “3”, “4”, “5”. Можете начать выполнение заданий с уровня А, постепенно переходя на более высокий уровень. Если уверены, что задания уровня А вы можете решить без особых затруднений, можете начинать решение задач более высокого уровня В или С. После выполнения примера позовите учителя для проверки правильности примера. При затруднении можете попросить помощь своего одноклассника или учителя. Материал для выполнения упражнений находится в файле <Приложение 3>.
5. Физминутка.
Проводится в течение урока, через 20-25 минут.
а) быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
б) сидя, руки поднять вверх. На раз сжать кисти в кулак. На два разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки опустить и расслабить, потрясти кистями.
6. Домашнее задание.
1 группа: №432 (б, г), №433 (в, г), п.34
2 группа: №435 (б, г), №439, п.34
7. Итоги урока.
Подводятся итоги урока.