В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок вслед за взрослыми возросло и число подростков, склонных к асоциальному поведению. Девиантный подросток склонен к совершению правонарушений, к различным видам зависимостей, проявлению агрессии по отношению к окружающим. При девиациях изменяется вся система деятельности в целом, при этом происходит искажение ценностно-мотивационной, социальной, когнитивной сфер, нарушается адекватное ощущение и восприятие, как внутреннего мира подростка, так и внешнего. Противоречивость во внутреннем мире подростка, в особенности между самооценкой и оценкой личности окружающими, в большинстве случаев приводит подростка к поиску социальных групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении. Чаще всего эти социальные группы деструктивно действуют на их не сформированную личностную сферу. В рамках программы подростки будут обучаться взаимодействию с окружающими, с самим собой, учиться овладевать навыками самостоятельности и ответственности, получат общую осведомленность о правовых нормах поведения. Так же, нами будет производиться коррекция ценностно-мотивационной сферы таких подростков, которая в большинстве случаев у них не сформирована или имеет патологическую направленность. Важно помочь увидеть подросткам свое будущее и как оно может меняться от их собственных решений.
Цель программы: развитие у участников социально-приемлемых способов контакта с социумом, активация механизмов самопознания и коррекция нарушения поведения в контексте межличностного взаимодействия.
Основные задачи программы.
- Открытие у подростков в себе тех качеств и навыков, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.
- Формирование активной жизненной позиции участников и развитие у них способности производить значимые изменения в собственной жизни.
- Формирование конструктивного контакта с социумом.
- Получение подростками нового опыта, способствующего минимизации нарушений личностной и поведенческой сфер.
- Обучение участников индивидуализированным приемам межличностного общения.
- Формирование у участников новых жизненных целей.
- Снижение у подростков уровня агрессии по отношению к себе и окружающим.
Целевая группа: подростки в возрасте от 13–14 лет.
Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий по 1 часу каждое.
Количество участников: от 7 до 10 учащихся.
Этапы проведения коррекционной программы:
1 этап – цель: создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем, сплочение группы. Данный этап состоит из 2 занятий, в ходе которых происходит знакомство среди участников группы, сплочение в единое целое, учащиеся знакомились с данной формой работы, так как она была для них новая.
2 этап – цель: осознание моделей поведения в различных ситуациях, формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов. Данный этап состоит из 6 занятий, в ходе которых подростки в играх и упражнениях учатся конструктивно решать конфликты, отстаивать свою позицию.
3 этап – цель: развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя, проработка эмоциональных состояний, завершение курса.
Тематический план и конспект занятий по коррекции девиантного поведения подростков
№ | Тема занятия | Цель | План занятия | Время |
1. | Знакомство | Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Чувствование границ своего тела. | Принятие правил групповой работы, упражнение “Куклы”, упражнение “Живые лица”, рефлексия | 45 мин. |
2. | Взаимодействие в группе | Сплочение группы. Формирование конструктивного контакта | Упражнение “Круг знакомств”, упражнение “Лабиринт”, рефлексия | 45 мин. |
3. | Отработка навыков поведения в затруднительных ситуациях | Осознание моделей поведения в различных ситуациях | Ролевая игра “Бункер”, Упражнение “Остров”, рефлексия | 45 мин. |
4. | “Я — это я” | Формирование своей позиции | Упражнение “Билль о правах”, упражнение “Дискуссия”, упражнение “Умение говорить нет”, рефлексия | 45 мин. |
5. | “Я решаю конфликт” | Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций | Упражнение “Автобус”, Упражнение “Конфликты и способы их разрешения”, рефлексия | 45 мин. |
6. | Снятие напряжения, методы расслабления | Обучение адекватным способам расслабления и разрядки эмоционального напряжения | Упражнение “Групповая скульптура”, упражнение “Рисуем музыку”, упражнение “Уши – нос”, упражнение “Посидите так, как сидит...”, рефлексия | 45 мин. |
7. | Умение сказать нет, саморегуляция | Отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов | Упражнение “Вавилонская башня”, Ролевая игра “Финансовые авантюристы” Рефлексия | 45 мин. |
8. | Построение партнерских взаимоотношений | Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками и взрослыми. | Упражнение “Веревочка”, упражнение “Маг и Карлик”, рефлексия | 45 мин |
9. | Толерантность | Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе, принятия себя. | Упражнение “Три на три”, упражнение “Четыре квадрата”, рефлексия | 45 мин. |
10. | Эмоции, рефлексия | Проработка эмоциональных состояний, завершение курса | упражнение “Обвинитель”, упражнение на заземление, упражнение “Смешарики” , упражнение “Каменная статуя”, упражнение “Сочинение” | 45 мин. |
Список литературы
- Коррекционно-развивающая программа для подростков “Фарватер” / Под ред. Е.В. Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
- Макартычева Г.И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. - СПб.: Издательство “Речь”, 2008. – 192 с.