Цель. Закреплять знания учащихся по теме “Реализация права” на примере реализации экологического права. Выяснить возможности граждан РФ в реализации экологических прав.
Задачи
Задача | Пути реализации | Индикаторы |
Формировать информационные компетенции | Организация работы по поиску
информации в документальных источниках,
презентации на этапах целеполагания, изучения
нового материала. Организация работы по повторному осмыслению понятий “право”, “реализация права”. Организация работы с понятиями “природная среда”, “окружающая среда”, “экологическое право” по определению содержания. |
Определение обучающимися цели урока. Верное выполнение заданий по соотнесению понятия с его содержанием. |
Формировать общекультурные и ценностно-смысловые компетенции | Организация работы по осмыслению
собственных действий с позиций реализации
экологических прав. Знакомство с опытом деятельности человечества в формировании институтов, обеспечивающих реализацию экологического права. |
Верное определение собственного поведения с точки зрения правомерности в области реализации экологического права. |
Формировать учебно-познавательные компетенции | Организация работы по целеполаганию,
определению основного содержания деятельности
на уроке. Актуализация знаний: работа с основными понятиями урока на основе анализа содержания закона “Об охране окружающей среды”. Организация работы с текстом, содержащим понятия урока (преамбула федерального закона “Об охране окружающей среды”). Повторение понятия “реализация права” и выяснение возможностей реализации экологических прав, руководствуясь статьями 20,30.31,33,36, 41 Конституции РФ. Организация выполнения практического задания: анализ содержания статьи 61 закона “Об охране окружающей среды”. Организация работы по определению собственных обязанностей и ответственности в области реализации экологического права. |
Верные ответы на вопросы учителя. Верно оформленная таблица по определению связи статей Конституции РФ и федерального закона “Об охране окружающей среды”. Верное выполнение практических заданий по анализу содержания документов. Верно приведенные примеры реализации экологического права, в т.ч. из собственного социального опыта. |
Формировать социально-трудовые и коммуникативные компетенции | Организация обсуждения с соблюдением
правил ведения дискуссии. Подведение к пониманию экологической культуры как составляющей общей культуры личности, в т.ч. к пониманию необходимости руководствоваться нормами экологического права в своей будущей трудовой деятельности. |
Корректное общение в ходе дискуссии. Выводы учащихся о необходимости руководствоваться нормами экологического права в повседневной жизни. |
Ожидаемые результаты.
Изучив тему, учащиеся смогут:
- перечислить до 8 экологических прав человека, указанные в Федеральном законе “Об охране окружающей среды”;
- сформулировать 4-5 тезисов об обязанностях граждан в области экологического права;
- перечислить объекты и субъекты экологического права;
- давать характеристику экологического права как фундаментального и всеобъемлющего субъективного права человека.
Оборудование.
Документы: Конституция РФ, Федеральный закон “Об охране окружающей среды” №7-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.)
Презентация “Реализация экологического права в России”
Раздаточный материал для выполнения заданий
Тип урока: урок закрепления знаний.
Ход урока
I. Мотивационный блок.
Предложение учащимся познакомиться с отрывками из стихотворения В. Кочеткова “Исповедь сына Земли”, высказать мнение по поводу проблем, поднятых автором.
... Как и когда я расторг сгоряча
Это согласье с великой природой?Где и когда я воскликнул: “не трусь!
Ты не пылинка, а гвоздь мирозданья”?
Словно Батый покорённую Русь,
Я обложил её тяжкою данью.Вырубил тысячеверстья тайги,
Тысячекратно умножил ловитвы*.
Ныне мы, смертные, с нею враги,
Без передыха ведущие битвы.Сколько же надо мне было пройти
И обольщений, и бед многократных,
Чтобы победы свои занести
В Красную книгу потерь безвозвратных.
*Ловитвы - добыча, промысел или разбой, грабеж.
Обобщение ответов учащихся, предложение определить, реализацию/нарушение каких прав иллюстрирует автор.
Определение темы и цели урока.
Презентация. Слайд №1. Примечание: информация с указанием цели и картинками выводится на слайд после обсуждения данного вопроса с учащимися. Использован анимационный эффект “появление”, картинки появляются автоматически, начало “после предыдущего”.
II. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Цель этапа: выяснить степень усвоения учащимися материала по тематике занятия, определить круг вопросов, подлежащих рассмотрению на уроке.
Работа с понятийным аппаратом урока.
Презентация. Слайд №2:
- демонстрация слайда, вопросы к учащимся по содержанию уже известных понятий (право, реализация права, экология);
- предложение определить связь между понятиями, представленными на слайде.
Примечание: после ответов учащихся применяется эффект анимации на слайде для проверки предположений учащихся. Фигуры перемещаются автоматически с помощью эффекта “пути перемещения”, начало “после предыдущего”.
Размещение информации на слайде после обсуждения:
- Окружающая среда
- Природная среда
- Экология
- Экологическое право
- Право
- Реализация права
Определение возможности реализации права на благоприятную окружающую среду на основе анализа статей 42, 58 Конституции РФ:
Презентация. Слайд №3:
- ознакомление с содержанием статей;
- выяснение, какие действия гражданин вправе предпринимать, реализуя право на благоприятную окружающую среду (получать информацию о состоянии окружающей среды, требовать возмещения ущерба, нанесенного вследствие экологического правонарушения);
- примеры реализации права на благоприятную окружающую среду на основе анализа информации, предоставляемой СМИ, собственного опыта;
- обсуждение: является ли реализацией права на благоприятную окружающую среду обязанность, предусмотренная статьей 58 Конституции РФ.
Подведение учащихся к выводу о реализации права путем воздержания от действий, могущих нанести вред окружающей среде.
Определение источников, субъектов и объектов экологического права на основе анализа информации, представленной на слайдах № 4-7.
Презентация. Слайд №4:
- ознакомление с понятием “экологические права человека”, определение условий возникновения данных правоотношений, выяснение источников экологического права;
Примечание: картинки с изображением источников экологического права выводятся на экран с использованием анимационного эффекта “растворение”, начало “после предыдущего”, текстовая информация (верхний прямоугольник) – по щелчку.
- выводы учащихся о причинах отнесения экологических прав к естественным правам.
Выяснение субъектов и объектов экологического права на основе анализа текста статьи 1 закона РФ “Об охране окружающей среды”.
Презентация. Слайд №5:
- определение критериев для анализа информации;
- самопроверка (выведение на слайд критериев для анализа текста).
Примечание: для удобства работы учащимся предоставляется аналогичная информация на бумажном носителе. Содержание слайда:
“... охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий”.
Закон РФ “Об охране окружающей среды” Статья 1. Основные понятия
Критерии для анализа: цель, объекты и субъекты экологического права.
III. Закрепление материала этапа урока.
Презентация. Слайды №№ 6-8:
- выполнение задания, представленного на слайде №6 (перечислите субъекты и объекты экологического права);
- выполнение задания на определение соответствия понятия его содержанию на слайде №7 (антропогенный объект, окружающая среда, природная среда, природно-антропогенный объект, природный объект – содержание левого столбца;
- естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов; совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов – содержание правого столбца);
- проверка усвоения материала: определение объектов экологического права.
Примечание: на слайд №6 каждый новый объект выводится по щелчку; при выполнении задания, представленного на слайде №7, учащиеся сначала выполняют его в карточках на бумажном носителе, затем проводят самопроверку. При проведении самопроверки на слайде используется анимационный эффект “выделение”, изменение цвета текста. Начало – по щелчку. В правом столбце цвет текста содержания понятия изменяется в соответствии с цветом текста понятия, находящегося в левом столбце. Слайд №8 содержит задание на определение объектов экологического права. Эффекты анимации, примененные к объектам “стрелки” и тексту, выделенному зеленым цветом выводятся на слайд по щелчку, в остальных случаях применяется эффект “появление”, начало “после предыдущего”.
Слайд №6 Слайд №8
На слайде №8 первоначально содержатся только иллюстрации и вопрос к ним.
IV. Определение возможностей применение знаний по теме. Пробное применение знаний.
Цель этапа: создавать условия для практического применения знаний по теме “Реализация экологического права в России”.
Предложение учащимся определить практическое предназначение знаний, полученных на предыдущем этапе урока. Применение знаний при анализе текста документа.
Презентация. Слайды №№ 9-10. На слайде №9 выделение текста цветом не предусмотрено. Слайд №10 обеспечивает возможность самопроверки.
Применение теоретических знаний по темам “Реализация права” и “Экологическое право” для анализа документальных источников.
Презентация. Слайды №№ 11-15:
- повторение понятия “реализация права” (ответ на вопрос о содержании понятия, затем – самопроверка по схеме, представленной на слайде №11);
- работа с текстом Конституции РФ и выполнение задания (Можно ли использовать приведенные статьи Конституции РФ в качестве примеров, иллюстрирующих возможности реализации экологического права?);
- ознакомление с заданием на слайде № 13 (для удобства выполнения задания и экономии времени целесообразно заготовить раздаточный материал с сеткой таблицы);
- организация работы в парах по выполнению задания и взаимопроверке после заполнения таблицы.
Текст документа, предлагаемый для форматирования таблицы в слайдах №№ 14-15:
Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
2. Граждане имеют право:
- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Таблица, представленная в слайде №13.
Конституционное право | Его реализация в соответствии с законом “Об охране окружающей среды” |
право на жизнь | |
право на объединение | |
право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование | |
право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления |
Определение возможности применения знаний по реализации экологических прав в повседневной жизни.
Презентация. Слайд №16:
- демонстрация слайда, предложение озаглавить его, объяснить причины выбора заголовка;
- организация самопроверки;
- определение, где можно применить полученные на уроке знания, в т.ч. и на основе анализа собственного социального опыта.
Примечание: фигуры для организации самопроверки (треугольники) выводятся на слайд с помощью эффекта анимации “растворение” начало “после предыдущего”.
V. Упражнения по образцу и в сходных условиях, переносом знаний в новые условия. Цель этапа: выработка умений безошибочного применения знаний.
Организация работы по форматированию текста в схему, схемы в текст, анализу информации по аналогу с заданиями С1-С3 ЕГЭ.
Презентация. Слайды № №17-19:
- анализ текста статьи 61 закона “Об охране окружающей среды”. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений
2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
форматирование схемы по заданным параметрам: определение активных положительных действий и бездействия субъектов при реализации экологических прав. С помощью эффекта анимации, примененном на слайде №17, организуется самопроверка; письменное выполнение заданий, содержащихся на слайдах № 18-19 для дальнейшего контроля учителем.
Подведение итогов.
Предложение вновь обратиться к отрывкам из стихотворения В. Кочеткова “Исповедь сына Земли” и сформулировать свое отношение к утверждению “Многих проблем, упоминаемых автором стихотворения, можно избежать, если грамотно реализовать свои экологические права”. Свою позицию необходимо обосновать.
Домашнее задание: анализ главы XIII закона “Об охране окружающей среды” Основы формирования экологической культуры с точки зрения реализации экологического права. Формат: графический конспект или презентация по выбору учащихся.
Литература.
- М.М. Бринчук. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 1998
- А.Б. Венгеров. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2000
- Н.В. Кузнецова. Экологическое право. Учебное пособие М.: Юриспруденция, 2000
- Российская педагогическая энциклопедия http://pedagogicheskaya.academic.ru/1145/