Урок обществознания по теме "Реализация экологического права в России"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель. Закреплять знания учащихся по теме “Реализация права” на примере реализации экологического права. Выяснить возможности граждан РФ в реализации экологических прав.

Задачи

Задача Пути реализации Индикаторы
Формировать информационные компетенции Организация работы по поиску информации в документальных источниках, презентации на этапах целеполагания, изучения нового материала.

Организация работы по повторному осмыслению понятий “право”, “реализация права”.

Организация работы с понятиями “природная среда”, “окружающая среда”, “экологическое право” по определению содержания.

Определение обучающимися цели урока.

Верное выполнение заданий по соотнесению понятия с его содержанием.

Формировать общекультурные и ценностно-смысловые компетенции Организация работы по осмыслению собственных действий с позиций реализации экологических прав.

Знакомство с опытом деятельности человечества в формировании институтов, обеспечивающих реализацию экологического права.

Верное определение собственного поведения с точки зрения правомерности в области реализации экологического права.
Формировать учебно-познавательные компетенции Организация работы по целеполаганию, определению основного содержания деятельности на уроке.

Актуализация знаний: работа с основными понятиями урока на основе анализа содержания закона “Об охране окружающей среды”.

Организация работы с текстом, содержащим понятия урока (преамбула федерального закона “Об охране окружающей среды”).

Повторение понятия “реализация права” и выяснение возможностей реализации экологических прав, руководствуясь статьями 20,30.31,33,36, 41 Конституции РФ.

Организация выполнения практического задания: анализ содержания статьи 61 закона “Об охране окружающей среды”.

Организация работы по определению собственных обязанностей и ответственности в области реализации экологического права.

Верные ответы на вопросы учителя.

Верно оформленная таблица по определению связи статей Конституции РФ и федерального закона “Об охране окружающей среды”.

Верное выполнение практических заданий по анализу содержания документов.

Верно приведенные примеры реализации экологического права, в т.ч. из собственного социального опыта.

Формировать социально-трудовые и коммуникативные компетенции Организация обсуждения с соблюдением правил ведения дискуссии.

Подведение к пониманию экологической культуры как составляющей общей культуры личности, в т.ч. к пониманию необходимости руководствоваться нормами экологического права в своей будущей трудовой деятельности.

Корректное общение в ходе дискуссии.

Выводы учащихся о необходимости руководствоваться нормами экологического права в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты.

Изучив тему, учащиеся смогут:

- перечислить до 8 экологических прав человека, указанные в Федеральном законе “Об охране окружающей среды”;

- сформулировать 4-5 тезисов об обязанностях граждан в области экологического права;

- перечислить объекты и субъекты экологического права;

- давать характеристику экологического права как фундаментального и всеобъемлющего субъективного права человека.

Оборудование.

Документы: Конституция РФ, Федеральный закон “Об охране окружающей среды” №7-ФЗ (ред. от 28.12.2013г.)

Презентация “Реализация экологического права в России”

Раздаточный материал для выполнения заданий

Тип урока: урок закрепления знаний.

Ход урока

I. Мотивационный блок.

Предложение учащимся познакомиться с отрывками из стихотворения В. Кочеткова “Исповедь сына Земли”, высказать мнение по поводу проблем, поднятых автором.

... Как и когда я расторг сгоряча
Это согласье с великой природой?

Где и когда я воскликнул: “не трусь!
Ты не пылинка, а гвоздь мирозданья”?
Словно Батый покорённую Русь,
Я обложил её тяжкою данью.

Вырубил тысячеверстья тайги,
Тысячекратно умножил ловитвы*.
Ныне мы, смертные, с нею враги,
Без передыха ведущие битвы.

Сколько же надо мне было пройти
И обольщений, и бед многократных,
Чтобы победы свои занести
В Красную книгу потерь безвозвратных.


*Ловитвы - добыча, промысел или разбой, грабеж.

Обобщение ответов учащихся, предложение определить, реализацию/нарушение каких прав иллюстрирует автор.

Определение темы и цели урока.

Презентация. Слайд №1. Примечание: информация с указанием цели и картинками выводится на слайд после обсуждения данного вопроса с учащимися. Использован анимационный эффект “появление”, картинки появляются автоматически, начало “после предыдущего”.

II. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Цель этапа: выяснить степень усвоения учащимися материала по тематике занятия, определить круг вопросов, подлежащих рассмотрению на уроке.

Работа с понятийным аппаратом урока.

Презентация. Слайд №2:

  • демонстрация слайда, вопросы к учащимся по содержанию уже известных понятий (право, реализация права, экология);
  • предложение определить связь между понятиями, представленными на слайде.

Примечание: после ответов учащихся применяется эффект анимации на слайде для проверки предположений учащихся. Фигуры перемещаются автоматически с помощью эффекта “пути перемещения”, начало “после предыдущего”.

Размещение информации на слайде после обсуждения:

  • Окружающая среда
  • Природная среда
  • Экология
  • Экологическое право
  • Право
  • Реализация права

Определение возможности реализации права на благоприятную окружающую среду на основе анализа статей 42, 58 Конституции РФ:

Презентация. Слайд №3:

  • ознакомление с содержанием статей;
  • выяснение, какие действия гражданин вправе предпринимать, реализуя право на благоприятную окружающую среду (получать информацию о состоянии окружающей среды, требовать возмещения ущерба, нанесенного вследствие экологического правонарушения);
  • примеры реализации права на благоприятную окружающую среду на основе анализа информации, предоставляемой СМИ, собственного опыта;
  • обсуждение: является ли реализацией права на благоприятную окружающую среду обязанность, предусмотренная статьей 58 Конституции РФ.

Подведение учащихся к выводу о реализации права путем воздержания от действий, могущих нанести вред окружающей среде.

Определение источников, субъектов и объектов экологического права на основе анализа информации, представленной на слайдах № 4-7.

Презентация. Слайд №4:

  • ознакомление с понятием “экологические права человека”, определение условий возникновения данных правоотношений, выяснение источников экологического права;

Примечание: картинки с изображением источников экологического права выводятся на экран с использованием анимационного эффекта “растворение”, начало “после предыдущего”, текстовая информация (верхний прямоугольник) – по щелчку.

  • выводы учащихся о причинах отнесения экологических прав к естественным правам.

Выяснение субъектов и объектов экологического права на основе анализа текста статьи 1 закона РФ “Об охране окружающей среды”.

Презентация. Слайд №5:

  • определение критериев для анализа информации;
  • самопроверка (выведение на слайд критериев для анализа текста).

Примечание: для удобства работы учащимся предоставляется аналогичная информация на бумажном носителе. Содержание слайда:

“... охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий”.

Закон РФ “Об охране окружающей среды” Статья 1. Основные понятия

Критерии для анализа: цель, объекты и субъекты экологического права.

III. Закрепление материала этапа урока.

Презентация. Слайды №№ 6-8:

  • выполнение задания, представленного на слайде №6 (перечислите субъекты и объекты экологического права);
  • выполнение задания на определение соответствия понятия его содержанию на слайде №7 (антропогенный объект, окружающая среда, природная среда, природно-антропогенный объект, природный объект – содержание левого столбца;
  • естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов; совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов – содержание правого столбца);
  • проверка усвоения материала: определение объектов экологического права.

Примечание: на слайд №6 каждый новый объект выводится по щелчку; при выполнении задания, представленного на слайде №7, учащиеся сначала выполняют его в карточках на бумажном носителе, затем проводят самопроверку. При проведении самопроверки на слайде используется анимационный эффект “выделение”, изменение цвета текста. Начало – по щелчку. В правом столбце цвет текста содержания понятия изменяется в соответствии с цветом текста понятия, находящегося в левом столбце. Слайд №8 содержит задание на определение объектов экологического права. Эффекты анимации, примененные к объектам “стрелки” и тексту, выделенному зеленым цветом выводятся на слайд по щелчку, в остальных случаях применяется эффект “появление”, начало “после предыдущего”.

Слайд №6 Слайд №8

На слайде №8 первоначально содержатся только иллюстрации и вопрос к ним.

IV. Определение возможностей применение знаний по теме. Пробное применение знаний.

Цель этапа: создавать условия для практического применения знаний по теме “Реализация экологического права в России”.

Предложение учащимся определить практическое предназначение знаний, полученных на предыдущем этапе урока. Применение знаний при анализе текста документа.

Презентация. Слайды №№ 9-10. На слайде №9 выделение текста цветом не предусмотрено. Слайд №10 обеспечивает возможность самопроверки.

Применение теоретических знаний по темам “Реализация права” и “Экологическое право” для анализа документальных источников.

Презентация. Слайды №№ 11-15:

  • повторение понятия “реализация права” (ответ на вопрос о содержании понятия, затем – самопроверка по схеме, представленной на слайде №11);
  • работа с текстом Конституции РФ и выполнение задания (Можно ли использовать приведенные статьи Конституции РФ в качестве примеров, иллюстрирующих возможности реализации экологического права?);
  • ознакомление с заданием на слайде № 13 (для удобства выполнения задания и экономии времени целесообразно заготовить раздаточный материал с сеткой таблицы);
  • организация работы в парах по выполнению задания и взаимопроверке после заполнения таблицы.

Текст документа, предлагаемый для форматирования таблицы в слайдах №№ 14-15:

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

2. Граждане имеют право:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Таблица, представленная в слайде №13.

Конституционное право Его реализация в соответствии с законом “Об охране окружающей среды”
право на жизнь  
право на объединение  
право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование  
право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления  

Определение возможности применения знаний по реализации экологических прав в повседневной жизни.

Презентация. Слайд №16:

  • демонстрация слайда, предложение озаглавить его, объяснить причины выбора заголовка;
  • организация самопроверки;
  • определение, где можно применить полученные на уроке знания, в т.ч. и на основе анализа собственного социального опыта.

Примечание: фигуры для организации самопроверки (треугольники) выводятся на слайд с помощью эффекта анимации “растворение” начало “после предыдущего”.

V. Упражнения по образцу и в сходных условиях, переносом знаний в новые условия. Цель этапа: выработка умений безошибочного применения знаний.

Организация работы по форматированию текста в схему, схемы в текст, анализу информации по аналогу с заданиями С1-С3 ЕГЭ.

Презентация. Слайды № №17-19:

  • анализ текста статьи 61 закона “Об охране окружающей среды”. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений

2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

форматирование схемы по заданным параметрам: определение активных положительных действий и бездействия субъектов при реализации экологических прав. С помощью эффекта анимации, примененном на слайде №17, организуется самопроверка; письменное выполнение заданий, содержащихся на слайдах № 18-19 для дальнейшего контроля учителем.

Подведение итогов.

Предложение вновь обратиться к отрывкам из стихотворения В. Кочеткова “Исповедь сына Земли” и сформулировать свое отношение к утверждению “Многих проблем, упоминаемых автором стихотворения, можно избежать, если грамотно реализовать свои экологические права”. Свою позицию необходимо обосновать.

Домашнее задание: анализ главы XIII закона “Об охране окружающей среды” Основы формирования экологической культуры с точки зрения реализации экологического права. Формат: графический конспект или презентация по выбору учащихся.

Литература.

  1. М.М. Бринчук. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 1998
  2. А.Б. Венгеров. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2000
  3. Н.В. Кузнецова. Экологическое право. Учебное пособие М.: Юриспруденция, 2000
  4. Российская педагогическая энциклопедия http://pedagogicheskaya.academic.ru/1145/