Конспект логопедического занятия в группе для детей с ФФНр (1-й класс)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1


Цели:

- развитие звуко-буквенного анализа слов;

- развитие слогового анализа слов;

- развитие слухового внимания, фонематического слуха;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие ориентации в пространстве и на плоскости;

- закрепление понятий “вправо вверх”, “вправо вниз”, “влево вверх”, “влево вниз” и слова “наискосок”;

- дифференциация оптически сходных букв;

- развитие общей моторики;

- создание благоприятной дружественной обстановки.

Оборудование:

- комплект букв в конверте для составления слова БУКВОЕД по принципу пазлов:

Б У К В О Е Д

- набор слогов для составления слов панама, курица, барабан, ракета, дерево, часики (слоги одного слова записаны на карточках одного размера и формы);

- табличка со словом ПЕРВОКЛАССНИК;

- демонстрационное игровое поле в клетку, 2 разные фишки на магните, ;

- карточки, на которых записаны слова с ошибками;

- макеты школьного и походного рюкзаков;

- карточки с буквами М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети входят в кабинет, приветствуют логопеда и гостей, садятся за парты. На доске написаны элементы заглавных прописных букв:

П Р Б Д Ч К

Логопед:

- Ребята! У нас в кабинете произошло что-то не понятное. Я, готовясь к занятию, написала буквы и пошла, встречать вас. А теперь, посмотрите, мои буквы испорчены. Кто-то их стер, но не полностью. Помогите мне их восстановить, допишите букву, рядом – её пару, строчную букву и назовите слова начинающиеся с этой буквы.

Учащиеся работают у доски по очереди.

II. Знакомство с темой

Логопед:

- А как вы думаете, кто же это так подшутил над нами? (Ответы детей) Посмотрите-ка этот кто-то оставил конверт. Может там спрятан ответ на наш вопрос?

Логопед вскрывает конверт и достает карточки с буквами. Дети собирают слово “БУКВОЕД”.

В кабинет входит Буквоед:

- Вы меня узнали! Я так рад! А Буквоедом я зовусь не просто так, я очень люблю играть с буквами и… с ребятами. Я приготовил для вас много разных заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву, а из собранных букв составите волшебное слово и получите от меня подарок.

Логопед:

- Ребята, поиграем с Буквоедом? (“Да”) Сегодня мы будем играть со словами, буквами и Буквоедом.

III. Основная часть

1. Упражнение на развитие слогового анализа

Логопед:

- Буквоед, ребята готовы играть с тобой. Задавай первое задание.

Буквоед:

- Когда вы придумывали слова, я тоже записал несколько слов. Угадайте, что это за слова.

Логопед достает из конверта карточки со слогами. Ученики с помощью логопеда (или самостоятельно) решают по какому принципу нужно собирать слова, собирают каждый по одному слову и читают получившееся слово. Слоги одного слова записаны на карточках одного размера и формы.

Лексический материал: панама, курица, барабан, ракета, дерево, часики.

Буквоед:

- Правильно! А букву вы найдете в правом шкафу на третьей полке сверху.

Дети ищут и находят букву Л.

2. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа, фонематического слуха

Буквоед:

- Ребята, а вы любите стихи? (“Да”) Я тоже их очень люблю и даже сам сочиняю! Но только вот что-то у меня не очень получается. Помогите мне, исправьте ошибки.

Логопед читает стих, ученики находят ошибку и повторяют получившийся стих.

Лексический материал.

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (ГРАЧЕЙ).

Мы собирали васильки
На головах у нас щенки (ВЕНКИ).

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползет зеленый лук (ЖУК)

С длинными усами!”
“Ой! - кричат вокруг хозяйки. –
В огород забрались майки (ЗАЙКИ)!”

В поле красный рак (МАК) растет.
Под водою мак (РАК) живет.

Сели в ложку (ЛОДКУ) - и айда! –
По реке туда-сюда…
Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом (СОМ).

Буквоед:

- Спасибо, помогли!

Логопед:

- А где наша буква?

Буквоед:

- Вы налево посмотрите и вот там ее ищите.

Ученики находят букву О.

Буквоед:

- А последнее стихотворение я про себя написал. Я недавно на рыбалке поймал огромного сома. Помогите мне: из сома сварите суп.

Логопед:

- Ребята, я знаю как это сделать. Надо из слова СОМ путем замены одной буквы получить слово СУП.

Дети работают у доски:

СОМ – СОН – СОК – СУК – СУП

2. Физкультминутка

Логопед:

- А сейчас, пока Буквоед ест свой суп, давайте поиграем. Игра “Море волнуется раз…”

Цель игры: развитие зрительного внимания, памяти; развитие общей моторики; развитие фантазии.

Ход игры: Участники игры стоят в произвольном порядке, ведущий – лицом к ним. Игроки, изображая море повторяют слова “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри.” и “замирают”. Ведущий запоминает положение каждого участника и отворачивается. В это время один из участников меняет свое положение. Ведущий должен найти этого участника. Далее ведущий меняется, и игра повторяется заново.

3. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа. Работа в тетрадях.

Буквоед:

- Ну спасибо! Вкусная у вас уха получилась. А третью букву я спрятал за левой частью доски.

Дети находят букву Д.

Буквоед:

- Какие вы все умненькие! А в каком это классе вы учитесь? Наверное, в 10-м. ( Мы учимся в 1-м классе) Так вы первоклассники! Вот вам новое задание – составьте из слова

ПЕРВОКЛАССНИК 10 новых слов.

Логопед вывешивает на доску табличку со словом ПЕРВОКЛАССНИК, читает стих:

Если взять большое слово,
Вынуть буквы – раз и два, -
А потом собрать их снова –
Будут новые слова.

Учащиеся составляют новые слова из букв этого слова: ПЕРО, КЛАСС, КОЛ, КИНО, РОВ, ВОР, ПАС, РАК, САНИ, САНКИ, ЛАК, ПОЛК, ПОЛКА и т.д. (работа в тетрадях). Затем по очереди называют получившиеся слова.

Буквоед:

- Ну прямо первый класс! Нет даже не первый, а высший! А букву найдете на самой крайней парте справа.

Дети находят букву О.

4. Игра “Паучок”

Буквоед:

- А сейчас давайте все вместе поиграем в прятки!

Логопед объясняет правила игры “Паучок”. Название героев игры изменяется: паучок это дети, муха – Буквоед. Ведущий – логопед.

Цель игры: введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре диагональных направления перемещения на плоскости: “вправо вверх”, “вправо вниз”, “влево вверх”, “влево вниз” и слова “наискосок”.

На доске или листе бумаги рисуется игровое поле, которое представляет клетку. Линии клеток игрового поля расположены наискосок и образуют “паутину”. В любом месте перекрестья “паутинок” ведущий располагает паучка (данном случае детей). В любое другое место пересечения “паутинок” помещается муха (Буквоед).

Правила игры. Паучок передвигается только по линиям паутины (т.е. наискосок вправо вверх; вправо вниз; влево вверх; влево вниз) каждый раз на одну клетку. Паучок (дети) должен дойти до мухи (Буквоеда) и поймать ее. Дети по очереди называют направление, в котором должен переместиться паучок.

Продолжительность игры – до поимки трех мух.

Паучок каждый раз остается в том месте, где он поймал предыдущую муху. В какое место на паутине опускается муха, определяется ведущим.

Буквоед:

- А следующая буква в кассе букв в верхнем ряду, третья справа.

Дети находят букву Ц.

5. Упражнение на дифференциацию оптически сходных букв

Буквоед:

- Вы все такие умненькие, я тоже хочу в школу.

Логопед:

- Ребята, давайте поможем Буквоеду собрать портфель.

Логопед раздает детям карточки, на которых записаны слова с ошибками. Ученики читают слова, исправляют ошибки и в зависимости от значения слова кладут карточку в школьный или походный рюкзак.

Лексический материал: парелка (тарелка), ричка (ручка), хлед (хлеб), ласпик (ластик), каранбаш (карандаш), ляч (мяч), котём (котёл), пенол (пенал), кнуга (книга), стички (спички), минейка (линейка),наж (нож).

Буквоед:

- Ну спасибо, ну помогли! А еще одну букву я спрятал в самой толстой книге на столе.

Ученики находят букву Ы.

IV. Итог занятия

Буквоед:

- Ребята! Мне очень понравилось с вами играть. Я вам дарю первую букву слова, которое вы соберете из всех ваших букв.

Ученики собирают слово МОЛОДЦЫ. В это время Буквоед исчезает, оставив детям гостинец.

Логопед:

- Ребята, посмотрите пока мы работали Буквоед исчез также таинственно, как и появился. А ведь с ним было так весело.

Дети вспоминают, что делали, для того чтобы получить каждую букву.

Логопед:

- А Буквоед оставил нам гостинцы. Я думаю, что Буквоеду у нас понравилось, и он обязательно придет к нам еще раз!

Логопед раздает детям гостинцы.