Цели:
- развитие звуко-буквенного анализа слов;
- развитие слогового анализа слов;
- развитие слухового внимания, фонематического слуха;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие ориентации в пространстве и на плоскости;
- закрепление понятий “вправо вверх”, “вправо вниз”, “влево вверх”, “влево вниз” и слова “наискосок”;
- дифференциация оптически сходных букв;
- развитие общей моторики;
- создание благоприятной дружественной обстановки.
Оборудование:
- комплект букв в конверте для составления слова БУКВОЕД по принципу пазлов:
Б У К В О Е Д
- набор слогов для составления слов панама, курица, барабан, ракета, дерево, часики (слоги одного слова записаны на карточках одного размера и формы);
- табличка со словом ПЕРВОКЛАССНИК;
- демонстрационное игровое поле в клетку, 2 разные фишки на магните, ;
- карточки, на которых записаны слова с ошибками;
- макеты школьного и походного рюкзаков;
- карточки с буквами М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети входят в кабинет, приветствуют логопеда и гостей, садятся за парты. На доске написаны элементы заглавных прописных букв:
П Р Б Д Ч К
Логопед:
- Ребята! У нас в кабинете произошло что-то не понятное. Я, готовясь к занятию, написала буквы и пошла, встречать вас. А теперь, посмотрите, мои буквы испорчены. Кто-то их стер, но не полностью. Помогите мне их восстановить, допишите букву, рядом – её пару, строчную букву и назовите слова начинающиеся с этой буквы.
Учащиеся работают у доски по очереди.
II. Знакомство с темой
Логопед:
- А как вы думаете, кто же это так подшутил над нами? (Ответы детей) Посмотрите-ка этот кто-то оставил конверт. Может там спрятан ответ на наш вопрос?
Логопед вскрывает конверт и достает карточки с буквами. Дети собирают слово “БУКВОЕД”.
В кабинет входит Буквоед:
- Вы меня узнали! Я так рад! А Буквоедом я зовусь не просто так, я очень люблю играть с буквами и… с ребятами. Я приготовил для вас много разных заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву, а из собранных букв составите волшебное слово и получите от меня подарок.
Логопед:
- Ребята, поиграем с Буквоедом? (“Да”) Сегодня мы будем играть со словами, буквами и Буквоедом.
III. Основная часть
1. Упражнение на развитие слогового анализа
Логопед:
- Буквоед, ребята готовы играть с тобой. Задавай первое задание.
Буквоед:
- Когда вы придумывали слова, я тоже записал несколько слов. Угадайте, что это за слова.
Логопед достает из конверта карточки со слогами. Ученики с помощью логопеда (или самостоятельно) решают по какому принципу нужно собирать слова, собирают каждый по одному слову и читают получившееся слово. Слоги одного слова записаны на карточках одного размера и формы.
Лексический материал: панама, курица, барабан, ракета, дерево, часики.
Буквоед:
- Правильно! А букву вы найдете в правом шкафу на третьей полке сверху.
Дети ищут и находят букву Л.
2. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа, фонематического слуха
Буквоед:
- Ребята, а вы любите стихи? (“Да”) Я тоже их очень люблю и даже сам сочиняю! Но только вот что-то у меня не очень получается. Помогите мне, исправьте ошибки.
Логопед читает стих, ученики находят ошибку и повторяют получившийся стих.
Лексический материал.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (ГРАЧЕЙ).
Мы собирали васильки
На головах у нас щенки (ВЕНКИ).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползет зеленый лук (ЖУК)
С длинными усами!”
“Ой! - кричат вокруг хозяйки. –
В огород забрались майки (ЗАЙКИ)!”
В поле красный рак (МАК) растет.
Под водою мак (РАК) живет.
Сели в ложку (ЛОДКУ) - и айда! –
По реке туда-сюда…
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом (СОМ).
Буквоед:
- Спасибо, помогли!
Логопед:
- А где наша буква?
Буквоед:
- Вы налево посмотрите и вот там ее ищите.
Ученики находят букву О.
Буквоед:
- А последнее стихотворение я про себя написал. Я недавно на рыбалке поймал огромного сома. Помогите мне: из сома сварите суп.
Логопед:
- Ребята, я знаю как это сделать. Надо из слова СОМ путем замены одной буквы получить слово СУП.
Дети работают у доски:
СОМ – СОН – СОК – СУК – СУП
2. Физкультминутка
Логопед:
- А сейчас, пока Буквоед ест свой суп, давайте поиграем. Игра “Море волнуется раз…”
Цель игры: развитие зрительного внимания, памяти; развитие общей моторики; развитие фантазии.
Ход игры: Участники игры стоят в произвольном порядке, ведущий – лицом к ним. Игроки, изображая море повторяют слова “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри.” и “замирают”. Ведущий запоминает положение каждого участника и отворачивается. В это время один из участников меняет свое положение. Ведущий должен найти этого участника. Далее ведущий меняется, и игра повторяется заново.
3. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа. Работа в тетрадях.
Буквоед:
- Ну спасибо! Вкусная у вас уха получилась. А третью букву я спрятал за левой частью доски.
Дети находят букву Д.
Буквоед:
- Какие вы все умненькие! А в каком это классе вы учитесь? Наверное, в 10-м. ( Мы учимся в 1-м классе) Так вы первоклассники! Вот вам новое задание – составьте из слова
ПЕРВОКЛАССНИК 10 новых слов.
Логопед вывешивает на доску табличку со словом ПЕРВОКЛАССНИК, читает стих:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы – раз и два, -
А потом собрать их снова –
Будут новые слова.
Учащиеся составляют новые слова из букв этого слова: ПЕРО, КЛАСС, КОЛ, КИНО, РОВ, ВОР, ПАС, РАК, САНИ, САНКИ, ЛАК, ПОЛК, ПОЛКА и т.д. (работа в тетрадях). Затем по очереди называют получившиеся слова.
Буквоед:
- Ну прямо первый класс! Нет даже не первый, а высший! А букву найдете на самой крайней парте справа.
Дети находят букву О.
4. Игра “Паучок”
Буквоед:
- А сейчас давайте все вместе поиграем в прятки!
Логопед объясняет правила игры “Паучок”. Название героев игры изменяется: паучок это дети, муха – Буквоед. Ведущий – логопед.
Цель игры: введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре диагональных направления перемещения на плоскости: “вправо вверх”, “вправо вниз”, “влево вверх”, “влево вниз” и слова “наискосок”.
На доске или листе бумаги рисуется игровое поле, которое представляет клетку. Линии клеток игрового поля расположены наискосок и образуют “паутину”. В любом месте перекрестья “паутинок” ведущий располагает паучка (данном случае детей). В любое другое место пересечения “паутинок” помещается муха (Буквоед).
Правила игры. Паучок передвигается только по линиям паутины (т.е. наискосок вправо вверх; вправо вниз; влево вверх; влево вниз) каждый раз на одну клетку. Паучок (дети) должен дойти до мухи (Буквоеда) и поймать ее. Дети по очереди называют направление, в котором должен переместиться паучок.
Продолжительность игры – до поимки трех мух.
Паучок каждый раз остается в том месте, где он поймал предыдущую муху. В какое место на паутине опускается муха, определяется ведущим.
Буквоед:
- А следующая буква в кассе букв в верхнем ряду, третья справа.
Дети находят букву Ц.
5. Упражнение на дифференциацию оптически сходных букв
Буквоед:
- Вы все такие умненькие, я тоже хочу в школу.
Логопед:
- Ребята, давайте поможем Буквоеду собрать портфель.
Логопед раздает детям карточки, на которых записаны слова с ошибками. Ученики читают слова, исправляют ошибки и в зависимости от значения слова кладут карточку в школьный или походный рюкзак.
Лексический материал: парелка (тарелка), ричка (ручка), хлед (хлеб), ласпик (ластик), каранбаш (карандаш), ляч (мяч), котём (котёл), пенол (пенал), кнуга (книга), стички (спички), минейка (линейка),наж (нож).
Буквоед:
- Ну спасибо, ну помогли! А еще одну букву я спрятал в самой толстой книге на столе.
Ученики находят букву Ы.
IV. Итог занятия
Буквоед:
- Ребята! Мне очень понравилось с вами играть. Я вам дарю первую букву слова, которое вы соберете из всех ваших букв.
Ученики собирают слово МОЛОДЦЫ. В это время Буквоед исчезает, оставив детям гостинец.
Логопед:
- Ребята, посмотрите пока мы работали Буквоед исчез также таинственно, как и появился. А ведь с ним было так весело.
Дети вспоминают, что делали, для того чтобы получить каждую букву.
Логопед:
- А Буквоед оставил нам гостинцы. Я думаю, что Буквоеду у нас понравилось, и он обязательно придет к нам еще раз!
Логопед раздает детям гостинцы.