“Бесконфликтное существование - идеал любого человеческого сообщества, сколь желанный, столь и недостижимый. Противоречия между людьми неизбежны и постоянно требуют разрешения” - так говорится в лекциях С.С. Степанова на дистанционных курсах повышения квалификации педагогического университета “Первое сентября”.
В подростковом возрасте, дети – средней школы, которые учатся на отлично, могут встречать презрение со стороны своих одноклассников. Отличник – “ ботаник”, так называют его одноклассники, получает неприязнь, не потому что он действительно “плохой”, а потому, что другие “слабые” ученики не могут сравниться с ним в учебных успехах. Достижения отличника вызывают раздражение и заставляют видеть в нем множество отрицательных черт. Поэтому необходимо педагогически целесообразное вмешательство учителя в такой конфликт, оно способствует успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребенка, консолидации сил коллектива. Учитель должен хорошо знать каждого ребенка, не только как ученика, но и как человека. Это важно при любом стиле общения.
С другой стороны ученик, имеющий хорошие отметки, может провоцировать одноклассников на негативное к себе отношение.
Есть несколько подходов к разрешению противоречий в зависимости от принятого стиля педагогического общения.
Стили педагогического общения
1) В рамках авторитарного стиля (диктат) учитель сам решает кто прав, кто виноват, т.е. конфликт подавляется с целью утвердить правоту педагога, заставляет учащихся принять его точку зрения и подчиниться ей. Учитель требует от провинившихся раскаяния. Здесь не идет речь о разрешении конфликта. Он из явного станет скрытым, поскольку “выигрыш” одной из сторон заранее предопределен.
2)Либерально-попустительский стиль (уход) учитель проводит формальную беседу с учащимися о взаимоотношениях в коллективе и в дальнейшем не контролирует сложившуюся ситуацию. Т.е. происходит уклонение от противоречий. Внешне эта ситуация выглядит эмоционально благополучной, она неконструктивна т.к. нет согласия сторон по вопросам их взаимодействия. Дети скрыто также будут конфликтовать между собой.
3) Демократический стиль педагогического общения - учитель для себя разрабатывает план разрешения конфликта, а затем предлагает учащимся наладить отношения . При этом он не навязывает учащимся свою точку зрения, а лишь умело направляет их к достижению компромисса. Здесь обе стороны признают права друг друга на собственные позиции и стремятся эти позиции примирить, сблизить. Разрешение противоречия тут осуществляется в интересах обеих сторон. Взаимоприемлемое решение находится между позициями сторон, и каждая из них должна сделать шаг навстречу.
Выводы
Единственным оптимальным выходом из данного конфликта, мы считаем, демократический стиль педагогического общения. Надо провести анкетирование детей, в ходе которого выяснит, что причина конфликта только ли в отметках, и, исходя из этого, составить программу действий. Хорошо в этом, случае, провести какие либо спортивные соревнования, КВН, эстафеты между параллельными классами. Для этого привлечь всех учащихся класса (конфликтующие стороны), чтобы они могли проявить себя и принести победу своему классу. Объединение интересов конфликтующих сторон общей целью - хорошее решение для предотвращения противоречий и сплочение коллектива. Надежная основа для устранения противоречий и сплочение ранее конфликтовавших сторон выступает объединение их интересов ради общей цели.
Мы считаем, что наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль педагогического взаимодействия. Это широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним. Педагог не подавляет своей строгостью и наказанием; проявляет доброту и даже ласку; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает необходимость получения обратной связи от детей в том, как они приняли формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные им ошибки, что очень важно для детей.
Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
Литература
Лекции 5-8 Степанова С.С. на дистанционных курсах повышения квалификации педагогического университета “Первое сентября”.