Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления обучающихся, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой стороны удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.
Устойчивый интерес к математике начинает формироваться c 12–14 лет. Но для того чтобы ученик среднего звена начал серьёзно заниматься математикой необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут приносить удовольствие и доставлять радость. Известный зарубежный педагог и популяризатор математики Уолтер Уорик Сойер писал: “Можно научить учеников решать достаточно много типов задач, но подлинное удовлетворение придет лишь тогда, когда мы сумеем передать нашим воспитанникам не просто знания, а гибкость ума, которая дала бы им возможность в дальнейшем не только самостоятельно решать, но и ставить перед собой новые задачи”. [1]
Внеурочная работа по математике предоставляет обучающимся дополнительные возможности для интеллектуального развития, прививает интерес к науке математике, является первым этапом углубленного изучения математики и может привести к выбору факультатива по математики, а в дальнейшем и к поступлению в класс с углубленным изучением математики. Для нас это актуально, так как наша школа имеет статус школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Учителями нашего школьного методического объединения (ШМО) для учащихся 5-х классов ведётся спецкурс “Арифметика”. Основой содержания спецкурса являются различные типы задач. Арифметические способы решения задач основаны на использовании сообразительности, догадки, смекалки. Развитие же смекалки является весьма важным, и осуществляется в школе в процессе решения задач. Учащиеся знакомятся с нестандартными задачами, учатся анализировать данные в условии величины, устанавливают связь между ними, составляют обратные задачи. На занятиях используются математические игры и задания творческого характера. Разнообразные приёмы решения задач, помогают обогатить представления школьников о способах их решения.
В 6–7-х классов ведутся математические кружки. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности – основная цель математического кружка. Задачи определены следующие: развитие у учащихся логических способностей; привитие интереса к изучению предмета; расширение и углубление знаний по предмету; выявление одарённых детей; формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность.
Занятия кружков проводятся в форме живого, непосредственного общения школьников и учителей, в виде различных математических соревнований. Числовые ребусы и головоломки очень разнообразят работу. Ученики в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания, по ходу которых организуется обсуждение способов решений. При обсуждении необходимо представлять аргументы, защищать точку зрения, доказывать, прогнозировать. Кроме этого, большую роль играют домашние олимпиады, в решении которых часто включаются все члены семьи ребенка.[3]
Содержание спец курса по математике, который предлагается для учащихся 8-х классов, направлено в помощь обучающемуся в выборе профиля. Данный курс способствует лучшему усвоению базового курса математики, даёт возможность построения индивидуального образовательного пути каждого ученика.
Для 8–11-х классов ведутся факультативные занятия. [3] Они предназначены для учащихся, интересующихся математикой. Основная задача факультатива: как можно полнее развить творческие способности каждого слушателя, способствовать повышению теоретической и практической подготовки учащихся. Программа факультативов состоит из ряда независимых разделов так, что изучение любой темы не предполагает изучение тем предыдущих лет. При выборе тем мы руководствуемся своими возможностями и возможностями своих учеников, необходимостью знакомства с методами решения тех задач, которые встречаются на олимпиадах разного уровня. Занятия строятся в основном следующим образом: предлагается группа задач, объединенная одной или двумя темами, дается время для обдумывания и самостоятельного решения данных задач. Затем все предложенные идеи и способы решения обсуждаются, выбираются наиболее оптимальные из них.
Так же, в нашей школе проводятся индивидуальные занятия для учащихся 5–11-х классов, с целью подготовки детей к олимпиадам разного уровня и школьной научно – практической конференции (ШНПК). В ходе таких занятий учащимся предоставляется возможность проявить свою самостоятельность и творчество, а учителю – учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. [2]
Традиционно одним из направлений внеурочной работы по математике в нашей школе является проведение математической декады. Цель проводимых мероприятий в рамках декады: повторить, углубить, обобщить приобретенные знания и вызвать интерес к урокам математики, а также проверить способности учащихся и реализовать полученные знания при выполнении заданий различного уровня сложности. Основные задачи: привлечение учащихся к творческой работе, развитие инициативы, активности школьников; формирование навыков самостоятельной работы с математической литературой и другими источниками информации; подготовка учащихся к участию в конференциях и других творческих проектах; формирование мотивации интереса к учению.
Проведение математических регат, турниров, математических боев и др., способствует повышению интереса учащихся к занятиям, привлекают учащихся в работу школьного НОУ.
Результаты внеурочной работы ШМО видны по итогам конкурсов и олимпиад разных уровней, результатам ЕГЭ. Ежегодно учащиеся нашей школы занимают призовые места на городских олимпиадах по математике, увеличивается количество детей участвующих во Всероссийских дистанционных и интернет – олимпиадах по сравнению с прошлыми годами. Среди них так же есть победители и призёры. Учащиеся нашей школы ежегодно успешно сдают ЕГЭ по математике и поступают в ВУЗы, выбирая математический профиль.
Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса. Управлять этим процессом – значит, не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, интеллектуальном совершенствовании, потому что человек воспитывает себя, прежде всего сам и добытое лично – добыто на всю жизнь.
Литература:
- У.У. Сойер Прелюдия к математике. М.: Просвещение. 1972. 192 с.
- М.А. Ступницкая Что такое учебный проект? М.: Первое сентября 2012. стр. 26.
- Рабочие программы кружков и факультативов учителей математики МБОУ “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3”, г. Ханты-Мансийск, 2013 г.
- http://school3-hm.ru
- Глава 1, статья 2 “Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе об образовании”. (Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу).
- Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств. – М., 2004. С. 60. (Обучающийся — лицо, зачисленное в установленном порядке в учебное заведение для получения общего или профессионального образования по определенной образовательной программе. К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты, докторанты, слушатели и др. категории обучающихся)