Цели урока:
- Воспитывать внимательность, любовь к природе; уверенность в себе, развивать творческие способности.
- Развивать логическое мышление учащихся, их умения сопоставлять информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы.
- Обобщить материал, изученный по теме “Чередования гласных О-А в корне”, научить практически применять правила при работе с предложенным текстом и грамотно писать тексты под диктовку, а также собственные сочинения.
Ход урока
Мотивация познавательной деятельности
Сегодня на уроке мы заканчиваем изучать тему “Чередования гласных О-А в корне”. Как вы думаете, что важнее на сегодняшнем уроке (выберите один вариант ответа):
А) повторить формулировку правила;
Б) на практике не ошибаться в правописании корней с чередованием;
В) уметь находить условия выбора гласной в корне с чередованием.
Обоснуйте свой выбор.
Ответ: Б.
Для разминки предлагаю вашу любимую игру.
Задание №1
Развиваем логическое мышление.
Проверяем знание орфографии.
Игра “Четвертое лишнее”
Вставьте пропущенные буквы-орфограммы.
Найдите лишнее слово в каждой группе слов. По
какому основанию оно лишнее?
- Р…стущий, выр…щенный, пр…стейший, р…сточек (простейший)
- Р…сток, р…стовщик, отр…сль, р…стение (растение)
- Р…столстеть, р…столкать, р…стущий, р…стаять (растущий)
Актуализация известного материала
Сегодня вам предстоит выполнить интересную, разнообразную комплексную работу с текстом, чтобы хорошо подготовиться к проверочному диктанту в конце урока.
Для того чтобы не допустить орфографических ошибок по нашей теме, выполните задание №2.
Задание №2
Выполните следующее задание и ответьте на
вопрос: можно ли чередующиеся гласные в корне
проверять ударением? Обоснуйте свое мнение.
Выделите самую существенную информацию в
формулировке правила.
Чередующиеся гласные в корне -А, -О:
а) зависят от ударения:
гар/гор, зар/зор, твар/твор, клан/клон, плав/плов.
Без ударения пишется: гор, зар, твор, клон, плав.
Примеры: загар – гореть, зорька/зарево – заря,
поклон/кланяться – наклонять.
Исключения: из(при-)гарь, выгарки, пловец (пловчиха)
б) зависят от значения слова:
равн/ровн.
– В значении “горизонтальный, прямой,
гладкий” пишется О, например: ровный, разровнять;
– в значении “одинаковый” пишется А, например:
равный, равнение, уравновешенный.
Исключения: поровну, равнина, ровесник,
уровень.
мак/мок:
– в значении “погружать в жидкость” пишется А,
например: макать в молоко;
– в значении “постепенно пропитываться,
пропускать влагу” пишется О, например: плащ
промокает;
в) зависят от следующей согласной
лаг/лож, раст/ращ/рос, кас/косн, скак/скоч.
Примеры: предлагать – предложить, скакать – вскочить, росла – выращивать, касаться– коснуться.
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, скачок, скачу.
Формирование умений
Выполните задание №3, вспомнив изученные вами правила правописания корней.
Задание №3
Перед вами шесть слов:
1) огурец 2) дневной 3) собака 4) вырастать 5) лесник 6)
прикоснуться
Разделите слова на три группы, установив
закономерность правописания корня.
Заполните таблицу: запишите в ней общее название
для каждой группы слов и перечислите слова,
которые вы отнесли к этой группе.
Дополните в таблицу по одному примеру из упр.440,
прочитав его беглым чтением.
Как называется эта группа? | Какие слова относятся к этой группе? | |
Группа 1 | ||
Группа 2 | ||
Группа 3 |
Промежуточный контроль
Задание №4
Мини-проверочная работа. Проверяем практические умения по теме “Орфография”.
Задание 1.
Найдите и подчеркните слово с буквой О в корне с чередованием гласных.
- Изл…гать
- Р…стение
- Пол…жжение
Задание 2.
Найдите и подчеркните слово с буквой А в корне с чередованием гласных.
- Прил…жжение
- Прик…саться
- Р…сточек
Наша миниатюрная проверочная работа показала, что если вы будете очень внимательны, то не допустите орфографических ошибок при анализе текста упр.440. Но прежде, чем приступать к работе, ответьте на несколько вопросов.
Комплексный анализ текста упр.440
Задания для комплексного анализа текста
- Что такое текст?
Всегда ли мы читаем одинаково? Почему?
Назовите виды чтения. - Прочтите текст изучающим чтением.
(1) Всех больше укр…шает наш замкнутый земной мирок некое высок… р…стение с пышными белыми цв…тами. (2)То есть каждый цв…ток в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цв…ты на стебле в бесчисленн…м множестве и образуют пышн…ю, бел…ю, сл…гка ж…лтоватую шапку. (3)А так как стебли этого р…стения никогда не р…стут поодиночке, то пышн…е шапки сливаются и вот уже как бы белое обла…ко дремлет среди неподвижной лесной тр…вы. (4)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим р…стением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.
(В.А.Солоухин)
- Какие вопросы у вас появились после прочтения текста, что вам непонятно?
- В прямом или переносном смысле используется слово “замкнутый” в предложении 1? Подберите синоним к этому слову.
- Выделите в тексте ключевые слова.
- Как можно проверить, что человек понимает прочитанное, а не механически пересказывает? (Когда текст пересказывают своими словами.) Перескажите текст, используя выписанные вами ключевые слова.
- Найдите в тексте эпитеты и метафоры в предложениях 3 и 4. Расскажите, какие образы удается создать автору текста, используя эти изобразительно-выразительные средства.
- Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из
вариантов.
1) Экскурсия в лес.
2) Высокое растение.
3) Такая удивительная природа!
4) Цветочное облако. - Найдите в тексте корни с чередованием. Подумайте, какую букву надо вставить и почему? Подберите к выделенным словам слова с чередованием согласных в корне.
- Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.
- Какие еще правила правописания корней необходимо знать, работая над пропущенными буквами в тексте?
- Запишите выбранный вами заголовок и спишите текст, вставьте пропущенные буквы-орфограммы.
Проверяем практические умения по теме “Чередования в корне слова”
Упражнение №441. Проверочный диктант.
Задание
Объясните графически чередующуюся гласную О-А в корнях. Обозначьте условия выбора этой гласной.
Рефлексия
– Какие задания комплексного анализа текста
показались вам интересными?
– Над какими вопросами было трудно работать?
– Помог ли комплексный анализ, проведенный над
текстом упр.440, подготовиться к проверочному
диктанту?
Домашнее задание
Выполните задание упр.437 и напишите
сочинение-миниатюру, используя предложенные в
упражнении словосочетания. Озаглавьте ваш текст.
Упражнение 437. Обозначьте изученную орфограмму.
Вишенка р..сла, подр..стала и, наконец, выр..сла;
сберегли р..стение; выр..щенный школьниками сад;
небольшой р..сточек.