Педагогические технологии: проблемно-поисковая, информационно-коммуникационная, игровые.
Модель: личностная.
Форма урока: урок-диалог.
Формы обучения: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Цель урока: формирование и развитие у школьников интереса к чтению, к использованию в процессе работы с учебной информацией средств ИКТ через создание образовательно-воспитательных ситуаций.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с согласными звуками [б]и [б'] и буквой Б б.
- Развивать интерес к чтению.
- Формировать интерес к современным ИКТ, усваивать учебную информацию.
- Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной индивидуальной работы.
- Развивать речь, воображение, память, фантазию; навыки правильного, быстрого, осознанного, выразительного чтения; навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, познавательные игры, методы самостоятельной работы, элементы исследовательского метода.
Средства обучения: ИКТ.
Приемы преподавания: создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра, показ действия.
Приемы обучения: выполнение логических операций, воспроизведение знаний и способов деятельности, рассказ, осмысление учебного материала, воспроизведение информации, просмотр информации, прослушивание информации, самостоятельное обобщение по частным вопросам, решение познавательных задач.
Главные принципы: сотрудничество, творческий подход.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Музыкальное оформление: мелодия из кинофильма “Приключения Буратино”.
Раздаточный материал: У каждого ребенка по две буквы на отдельных карточках в виде Золотого ключика.
Ход урока
I. Организационное начало урока
Учитель:
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы с улыбочкой вздохнем
И работать все начнем.
Учитель: Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем, прочитаем и узнаем, кто его написал.
(Тихо звучит мелодия из кинофильма “Приключения Буратино”.)
Дорогие ребята!
Я уже 200 лет тихо живу в болоте! Но недавно познакомилась с очень милым деревянным человечком! Я подарила ему золотой ключик ! А знаете ли вы этого мальчика?
С уважением ……
Учитель: Ребята, от кого это письмо?
Дети: Это письмо от черепахи Тортилы.
Учитель: Кто же этот человечек?
Дети: Буратино!
(На доске появляется изображение этого героя.)
Учитель: В руках у меня книга “Золотой ключик или Приключения Буратино.”
Кто автор? Кому читали эту книгу? Я прочитаю вам небольшой отрывок из этой книги.
Интересно ли было слушать?
II. Актуализация знаний
Учитель: Первая часть нашего урока – “Звуковая”.Выделите первый звук в слове Буратино.
Дети:[ б] .
Учитель: Покажите карточку условного обозначения этого звука? Какой это звук?
Дети: Согласный, твердый.
Учитель: Что купил Буратино на деньги от проданной азбуки?
Дети: Билет в цирк.
Учитель: Дайте характеристику первому звуку в слове Билет? Покажите условное обозначение на карточке.
Дети: Согласный, звонкий, мягкий.
Учитель: А сможем ли мы записать эти слова?
III. Целеполагание и мотивация.
Дети: Эти звуки обозначаются буквой, которую мы еще не изучали.
Учитель: Кто знает, как правильно называется буква, которая обозначает звуки [б] и [б'] ?
Дети: Эта буква называется БЭ.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему и цель нашего занятия.
Дети: Сегодня мы будем знакомиться со звуками [б] [ б'] и буквой Б.
IV. Первичное усвоение материала.
Физминутка:
Учитель: Буратино по классу развесил картинки. Возьмите по одной картинке, в названии которой встречается звук [б]
(Дети встают, ходят по классу, выбирают нужные картинки и произносят слова)
Учитель: Давайте в тетрадях сделаем схему и звуковой анализ слова Билет. Но сначала вспомним стихотворение, помогающее приготовиться к письму.
(На каждом уроке, перед тем, как приступить к письму, мы с ребятами произносим эти строки.)
Дети:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(В рабочих тетрадях дети чертят схему слова, дают характеристику каждого звука и обозначают соответствующим цветом.)
Учитель: Что вы можете рассказать про гостью нашего урока – букву Б?
Дети: Она обозначает согласные звуки [б] и[б'].
Учитель: Посмотрите на ленту букв. Найдите букву Б, где она стоит?
Дети: Там, где стоят буквы, обозначающие звонкие парные звуки.
Учитель: Что необходимо знать, чтобы записывать слоги и слова, в которых встречается новый звук?
Дети: Мы должны знать, как пишется буква Б б.
(На интерактивной доске появляется буква Б.)
Учитель: Давайте пофантазируем и нарисуем, на что похожа сегодняшняя гостья урока – буква Б.
(Самостоятельная работа учащихся в тетрадях, после чего они говорят, на что похожа буква.)
Учитель: Из каких элементов состоит буква Б?
Дети: Буква Б состоит из двух палочек и полуовала .
Учитель: Ребята, а давайте прочитаем Буратино стихотворение про него и движения покажем.
Физминутка (дети по музыку произносят слова и показывают движения).
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
V. Осознанность и осмысленность учебного материала учащимися. Систематизация знаний и умений учащихся.
Учитель: Какая буква – большая или маленькая нужна Буратино?
Дети: Большая, так как с нее начинается его имя .А все имена пишутся с большой буквы.
Учитель: Что подарила черепаха Тортила Буратино?
Дети: Золотой ключик.
Учитель: Что напоминает Золотой ключик по форме?
Дети :Букву Б!
Учитель: Каким цветом мы обозначим звуки, которые обозначает буква Б?
Дети: Зеленым и синим. (Мягкий и твердый согласные звуки.)
(Раскрашивают раздаточный материал: одну из этих букв. Другую букву оставляют незакрашенной.)
Учитель: Мы очень хорошо поработали и теперь отправимся дальше, на страницу №4 нашей Азбуки. Как вы думаете, кто живет на этой странице?
Дети: На этой странице живут слоги, слова, предложения и даже целые рассказы.
Далее идет работа по “Азбуке” Л.Ф.Климановой на стр .4-5)
Учитель: Рассмотрите Тортилу на рисунке. Прочитайте предложение под рисунком.
(Работа в парах).
Учитель: Прочитайте слова первого и второго столбиков сначала про себя, а потом все в вслух. Соедините части в слова. Прочитайте слова. Выберите из них слова из сказки о нашем герое.
Карабас
Болото
Учитель : Кто такой Карабас?
Кто живет в болоте?
В сказке есть еще один герой, имя которого начинается с буквы Б. Кто это?
Дети: кот Базилио, (по ходу беседы изображения всех героев сказки появляются на интерактивной доске)
Подготовка к чтению текста “В театре”.
– Прочитайте название текста. Как Буратино оказался в театре?
Чем закончилась эта история? Поумнел ли Буратино?
Учитель: Прочитайте текст на с.4, дополните текст именами всех героев сказки.
Учитель: На какие две группы можно разделить всех героев сказки ?
Дети: На друзей и врагов нашего героя.
Учитель: Благодаря изучению какой буквы мы смогли познакомиться с Буратино? Интересно ли было слушать отрывок из этой сказки?
Учитель: Переходим к следующей страничке нашего урока. Посмотрите на условный значок на полях учебника. Прочитайте его. (Значок “Сравниваем”). Какие буквы стоят рядом со значком? Нам предлагается сравнить звуки, обозначенные этими буквами. Какие звуки? Произнесите твердые звуки [ б] и [ п] . Чем различается их произношение?
Дети: Звук [ б] произносится с участием голоса, а [ п] без голоса.
Учитель: Как называются такие звуки?
Дети: Парные звуки по звонкости-глухости.
(Сравнение мягких звуков [ б? ] и [ п? ] проводится аналогично).
Учитель: Парные звонкие и глухие согласные нередко создают путаницу в произношении и написании. Прочитайте все пары слов.
Дети: столб – столбы, сноп – снопы , краб –крабы , карп – карпы.
Учитель: Какой звук произносится на конце слов? А какой буквой он обозначается? Задумайтесь почему. (Дети обмениваются мнениями). (Правильный ответ – слова в парах пишутся одинаково, потому что они обозначают одно и то же слово .Только у них разная форма.).
Учитель: Переходим к чтению текста “Баран и барабан”. Что произошло с барабаном? Прочитайте как бил барабан в начале, а как потом? Замена какого звука произошла? Почему?
Назовите профессию человека, играющего на барабане. Какое действие он производит, , ударяя по барабану?
Дети: Барабанщик, барабанит (по ходу чтения слова появляются на интерактивной доске:
барабан
барабанщик
барабанит
баран
Учитель: Какое из этих слов “лишнее”?
Дети: “Лишнее” слово баран, так как все остальные слова родственные.
Учитель: Назовите общую часть в словах и выделите ее.
Дети: В этих словах общая часть барабан. (Дети выделяют корень в словах устно, а учитель на интерактивной доске).
Учитель: Прочитайте скороговорку “На базаре спозаранок накупил баран баранок”. Похожи ли по звучанию слова “баран” и “ баранки”? Действительно по форме напоминает баранка бараньи рога . Когда-то существовало выражение “баранить”, т.е. сгибать кольцами. Что обозначает слово “спозаранок”? Подберите к нему слово противоположное по смыслу.
Дети: Рано – поздно.
Физминутка. Дети встают.
Учитель: Прежде, чем перейти на следующую страничку, покажите Буратино:
Как светит солнышко летом? (Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивают все мышцы ладони)
Как светит солнышко осенью? (Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты)
Как светит солнышко зимой? (Пальцы собираются в щепотку)
VI. Применение знаний и умений. Проверка уровня усвоений знаний и умений.
Учитель: Как вы думаете, с чем мы сейчас будем работать?
Дети: Мы будем работать с заданиями на интерактивной доске.
(Далее идет работа с заданиями из приложения к “ Азбуке” )
Упражнения для глаз.
Учитель: Как хорошо и быстро вы справились со всеми заданиями!
(На интерактивной доске появляются слайды с упражнениями для глаз.)
Учитель: А теперь закройте глаза. Представьте себе, что ваш нос стал длинным как у нашего ученика Буратино. Попробуйте им написать гостью нашего урока – букву Б.
(На интерактивной доске появляется буква Б. Дети открывают глаза).
Учитель: На каком этаже на ленте букв живет буква Б? Почему?
Дети: Буква Б живет на втором этаже, так как она обозначает звонкий согласный звук.
VII. Информация о домашнем задании.
Учитель: Давайте сделаем для буквы Б сюрприз: найдем дома картинки в названии которых она встречается. Согласны обрадовать букву?
Дети: Мы согласны сделать сюрприз для буквы Б.
VIII. Рефлексия.
Учитель: Ребята, узнали мы новое о нашей гостье, букве Б?
Если узнали что-то новое интересное, поднимите яркую раскрашенную букву, если что-то осталось непонятным, не удалось на уроке ,поднимите вверх нераскрашенную букву Б.
Я благодарю вас за работу на уроке! Вы много и прилежно работали!