Цели занятия:
Общедидактическая цель: Приобретение новых знаний с использованием ранее изученного материала, выработка умений и навыков по их применению.
Образовательный аспект: Сформировать у учащихся понятие о полезных и вредных продуктах опытным путем
Развивающий аспект: Создать условия для развития логического мышления, речи, интеллектуальных умений. Развивать потребность и навыки совместного поиска ответа на вопрос. Формирование исследовательских умений. Способствовать дальнейшему росту интереса к предмету химии.
Воспитательный аспект: Создать условия для коммуникативной культуры – умения работать в группах, выслушивать мнения других. Способствовать формированию умения выполнять практическую работу по инструкции.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Вот мы с вами снова встретились в кабинете химии. В этом кабинете происходят таинственные вещи. Мы с вами совершили много увлекательных путешествий по стране Химия. И вам интересно узнать, чем же мы сегодня будем заниматься в кабинете химии.
1. Постановка проблемы.
Все живые организмы питаются. Человеку необходимо определенное количество пищи, чтобы нормально развиваться, расти обеспечивать себя энергией. Если вам предложить на выбор стакан кефира, бутерброд с сыром или жареный пончик, вы, конечно, выберете пончик. Но вкус пищи, оказывается, не самое главное для здоровья. И наиболее полезные продукты бывают далеко не самыми любимыми.
Сегодня на занятии мы с вами узнаем состав некоторых продуктов и степень их вредности или полезности.
Зачем человеку пища? (ответы детей: для роста организма; для хорошего самочувствия; для работоспособности; для хорошего здоровья).
Все необходимое для своей жизни, кроме кислорода, человека получает из пищи. Среднее потребление ее в сутки составляет около 800 г (без воды). С древних времен люди понимали первостепенное значение питания для здоровья.
“Ты есть то, что ты ешь” – говорили по этому поводу. Ученые полагают, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек, питаясь рационально, может прожить до 120-150 лет.
Наша пища состоит, в основном, из белков, жиров, у углеводов. Очень важно, чтобы с пищей поступали и витамины.
Белки – важнейшая часть питания и строительный материал для растущего организма.
Жиры и углеводы – основные источники энергии для подвижных игр, физической и умственной работы.
Для нормальной работы организма требуются витамины.
Витамины, витамины детям всем необходимы” –
Говорят везде у нас.
Где же взять нам их сейчас?
Ведь зима идёт, не лето,
Дайте нам совет и в этом!
Что полезно организму?
Ответы детей: есть отварные и свежие овощи, не переедать, соблюдать режим питания.
Что вредно для организма?
Ответы детей: есть жирную, острую пищу, переедать, есть много сладкого, пить крепкий чай и кофе.
2.
Пища должна быть разнообразной и вкусной, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
Перед вами названия продуктов. Распределите их на две группы: полезные и вредные.
Рыба, пепси, кефир, фанта, геркулес, чипсы, подсолнечное масло, жирное мясо, морковь, торты, лук, “Сникерс”, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, сало.
Проверка ответов учащихся.
Чипсы и прохладные напитки обладают отличными вкусовыми качествами. Их продажа активно поддерживается рекламой в средствах массовой информации. Но то, что вкусно, не всегда полезно. Но продажа чипсов и кока – колы, например, запрещена в школьных буфетах. Видимо, эти продукты вредны из-за их состава.
Давайте рассмотрим этикетку кока-колы и пакетик из-под чипсов. Прочитайте на упаковках этих товаров, что входит в их состав.
Ответы детей: сахар, кофеин, красители; кислота и газы
Учитель предлагает нескольким учащимся рассказать о вредном влиянии ингредиентов кока-колы: углекислого газа, фосфорной кислоты, сахара и кофеина, – на организм человека.
3. Сообщения учащихся.
Практическая работа
Опыт 1. Докажем, что лимонад содержит кислоту.
В пробирку с кока-колой опускаем лакмусовую бумагу. Индикаторная бумага стала красной. Это значит, что среда – кислая.
Опыт 2. Доказательство наличия красителя в лимонаде.
Измельчите таблетку активированного угля в ступке с пестиком (уголь обладает свойством задерживать на своей поверхности вещества).
Сверните фильтр, и профильтруйте лимонад через активированный уголь. Сделайте вывод.
4. Сообщение учащихся о воздействии на организм избыточное потребление поваренной соли, жирной пищи.
Практическая работа
Опыт 3.
Наличие жира в чипсах мы докажем простым физическим методом. Раздавим чипсы на согнутой пополам фильтрованной бумаге. На бумаге остается большое жирное пятно.
Опыт 4.
Содержание соли определим на вкус – чипсы соленые.
Подведение итогов занятия. Сегодня на занятии мы узнали много полезной информации, касающейся полезных и вредных для здоровья продуктов питания. А как вы усвоили материал урока, покажет заполненный вами кроссворд.
Заполнение кроссворда.
По горизонтали:
1. Вещество, без которого человек умирает через
3-4 дня.
2. Питательные вещества, необходимые для роста
организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге.
5. Продукт питания, необходимый в большом
количестве грудным детям.
8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющий
рот и желудок.
9. Инструмент, помогающий заботиться человеку о
зубах.
10. Соседка желудка справа от него.
По вертикали:
1. Полезные вещества, в большом количестве
содержащиеся в овощах и фруктах.
3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком.
4. Желание есть.
6. Помидор, огурец, лук, капуста ... (общее название).
7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.