Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Деятельностная цель: организация работы для открытия и закрепления нового материала.
Задачи урока: Обеспечение формирования у школьников культуроведческой компетентности и целостной системы ведущих знаний по теме “Буквы И–Ы после Ц”.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать.
– Личностные УУД:
- Развитие творческих способностей и интереса к словарному богатству русского языка;
- Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
– Регулятивные УУД:
- Умение сопоставлять смешиваемые орфографические явления
- Проговаривание вслух последовательности производимых действий.
– Коммуникативные УУД:
- Развитие умения связно излагать мысли;
- Сохранение и развитие умения слушать и слышать;
– Познавательные УУД:
- Извлечение новой информации, преобразование и применение её.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации, слова-исключения /слайд №2/
Ход урока: /Слайд №3/
I. Вступление учителя:
II. Орфографическая разминка: /Слайд №4-7/
Работа с перфокартами на компьютере. Ученики вставляют –З- или –С- в приставки, -о- или –а- в корни –раст- -рос- и –лаг- -лож-! /взаимопроверка – в парах, ключ к проверке на компьютере/
- Бе..шумный, бе..численный, ..давать.
- Ра..бег, ..бегать, бе..брежный.
- Ра..мотреть, ра..писание, ..делать.
- Ра..дать, и..пугаться, ра..читать.
- Ра..жать, ра..шевелить, ра..резать.
- Зар..сли, пор..сль, подр..стёт.
- Отр..сль, водор..сли, прор..сли.
- Выр..сти, р..стение, р..сток.
- Изл..жение, предпол..гать, сл..жение.
- Р..сток, выр..с, выр..щенный.
III. Объяснение нового материала. Лингвистическая сказка. /Слайд №8/
Ну а сейчас наше новое орфографическое правило. Отгадайте, кто спешит к нам на урок? Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля Кто же это? Цапля. /Слайд № 9 /
- Какая же буква стоит в начале слова? – Ц.
Вот с этой буквой -Ц- связана удивительная история. Послушайте. Когда-то она была очень красивой царевной -Ц-, мягкой и доброй по характеру. В те далёкие времена Лень была просто Чёрной колдуньей. Она жила в избушке на берегу чернильной реки, собирала целебные травы и варила какие-то зелья. К Лени повадилась отвратительная зависть. Это безобразная старуха с огромными ушами и завистливыми глазами… Она только и смотрит, у кого что лучше, у кого что больше, и просто умирает от зависти. Так вот, с самого первого дня старуха стала завидовать царевне и возненавидела её лютой ненавистью. Однажды, когда -Ц- собирала цветы на поляне около избушки Лени, Зависть с Чёрной колдуньей заманили её к себе и опоили колдовским зельем. Царевна -Ц- потеряла сознание, а очнулась вот такой твёрдой безобразной старухой, какой мы видим её сейчас. Но Зависть и Лень не достигли своей цели. Эти “злыдни” надеялись, что мы не узнаем царевну в безобразной старухе. Но посмотрите ей в глаза и вы увидите: -Ц- – прекрасна. Несмотря на её безобразную внешность, её печальные глаза светятся добротой и разумом. И даже в таком облике все узнают добрую, прекрасную царевну -Ц-. После этого царевна тяжело заболела. Все жители страны Словографии приняли участие в судьбе царевны. Она ни на минуту не отходила от постели царевны. Словики и Буквята спрятали все зеркала и относились к -Ц- с таким почтением, что она постепенно забыла про свою безобразную наружность. Но после превращения -Ц появились трудности в обозначении гласных после Ц, так же, как и после шипящих. Ведь -Ц раньше была мягкой, и после неё и слышалось , и писалось И. Теперь, когда она отвердела, стало слышаться... /-Ы-/. А пишется по-прежнему -И- во всех основах слов и корнях: “цифра”, “циркуль”, “нарцисс”, “дисциплина”, “акация”, “коллекция”, “декорация”. В последних трёх словах -Ц- и -И- стоят в самом конце слова, но это же основа, а не окончание. Попробуйте изменить: акация, нет акации, под акацией. Есть только четыре русских слова – исключения, в которых после Ц пишется не -И-, а -Ы-.
– Цыц!– сказал учитель… Я слышу какой-то писк. –Маленький пушистый цыплёнок… Откуда он? За ним на цыпочках вошёл рослый красивый цыган… Оба взволнованы… – Что с вами?
– За нами гналась Ашипка,– сказал цыган… – Она кричала в свой кривофон, что в корне после “ц” пишется и, что в нас ошибка! Но мы же исключения!
– Ну, конечно, вы – исключения. Только в четырёх словах: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц – в корне после “ц” пишется ы. Посмотрите на алгоритм и запомните: /Слайд №10/
Буквы ы-и после ц |
||||
ци |
цы |
|||
В корне | В основе слов на -ция | В суффиксе прилагательных | В окончаниях имён прилаг-ных и сущ-ных | В корне:4 слова-исключения |
нарцисс | акация | сестрицын | Огурцы | цыган |
дисциплина | милиция | синицын | Бледнолицый | цыпочках |
мотоцикл | дикция | царицын | Отцы | цыкнул |
цитата | ситуация | лисицын | Птицы | цыплёнок |
панцирь | репетиция | куницын | Молодцы |
IV. Закрепление нового материала в форме игры “Поле чудес”.
- А сейчас мы сами подберём слова на это правило. Работа с компьютером.
По рисунку и лексическому значению слова мы найдём слова с данной орфограммой, обозначим орфограмму. /Слайды №11-42/
- Знак для обозначения числа на письме /цифры/.
- Детёныш курицы /цыпленок/ искл.
- Инструмент, с помощью которого человек выполняет какую-либо работу: вытаскивает гвозди, придерживает что-то /плоскогубцы/.
- Круглое, зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны /цирк/.
- А вот и загадка: Пять братьев, годами равные, ростом разные /пальцы/.
- Инструмент для вычерчивания окружностей /циркуль/.
- Вёрст не считали, по дороге не езжали, а за морем бывали /птицы/.
- Садовое растение с приятным запахом /нарцисс/.
- Резервуар для хранения и перевозки жидкости /цистерна/.
- Механизм для стрижки волос /ножницы/.
- Не прядут, не ткут, а людей одевают /овцы/.
- Средство передвижения с двигателем внутреннего сгорания /мотоцикл/.
- Черепаху защищает крепкий /панцирь/.
- Без окон, без дверей полна горница людей /огурцы/.
- Фигуры овальной формы /цилиндр/.
- Плотная плетёнка из соломы или камыша для подстилки на пол /циновка/.
- Приспособление для вышивания /пяльцы/.
- Ну а сейчас я назову ещё несколько лексических значений слов, которых вы, может, не слышали. Если вы не отгадаете, то мы их запомним, пополним свой лексикон этими словами. Найти эти слова можно в словаре. Слушайте внимательно.
- Вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками/циклон/.
- Дословный отрывок, из какого либо произведения /цитата/.
- Болезнь, вызванная недостатком витаминов в организме, выражается в разрыхлении и кровоточивости дёсен /цинга/.
- Плодовые растения, к которым принадлежат апельсины, лимоны, мандарины /цитрусовые/.
- Музыкальный инструмент... /цимбалы/
– Здесь были слова в корне и в окончании. Ну а сейчас в гости к нам идут иностранные слова на -ция.
V. Знакомство со словами иностранного происхождения:
- В словах иностранного происхождения на -ция всегда пишется буква “и”.
Чтобы легче запомнить эти слова, посмотрите на выделенные слова в компьютере, послушайте шуточный рассказ и постарайтесь запомнить как можно больше таких слов, потом мы их запишем, объясним значение.
По уже сложившейся доброй традиции к нам в Россию едут гости из зарубежных стран: из Франции, Швеции, Турции. Прибывают они поездом к нам. Делегация каждой страны едет по своей специализации. Шведская делегация – геологов везёт на выставку в Москву изумительную коллекцию минералов, которую они привезли из экспедиции. Во втором вагоне – представители из Турции. Они едут в Москву на шоу, чтобы показать своё национальное искусство. Они и дорогой не отдыхают. Каждый день строго по расписанию – репетиции. Ведь они должны показать мастерство декламации. Ведущий шоу обладает хорошей дикцией и спокойной интонацией. Театралы из Турции для своего спектакля везут свои декорации: костюмы, фон. Есть у них и цирковой номер. Профессора – хирурги из парижской клиники едут на конференцию врачей. Один из них Ален Карпентье в своей лекции на конференции врачей решился объявить о необычной операции на сердце, о новой функции сердечной мышцы. Это хорошая консультация для всех врачей. Поезд сопровождает полиция в целях безопасности движения – непредвиденной ситуации. Радиостанции сообщили о надвигающемся стихийном циклоне. Поезд вынужденно остановился. Но иностранцы не расстроились. Среди французов были представители от спортивной секции. Они приготовили собак к заезду и первыми прибыли к лычковской станции.
- Запись слов с обозначением орфограммы. /слайд №43/
VI. Сочини рассказ: “В цирке”. Иллюстрации на компьютере. /Слайды №44-49/
Совершим заочную экскурсию в цирк. Попробуем полюбоваться интересным зрелищем. Рассматриваем иллюстрации, составляем предложения и записываем их. Начать можно так:
Мы давно мечтали пойти всем классом в цирк. И, наконец, наша мечта осуществилась…
/Мы сидели близко к арене, и каких только чудес ни насмотрелись. Сначала фокусник достал из шляпы цыпленка. Жонглер подкидывал огурцы. Медвежата – борцы устроили состязания с папой – медведем. Лисицы катались на мотоциклах. Зайцы устроили танцы. Клоуны смешно передразнивали музыкантов, играли на цимбалах. Дрессировщицы занимались с тиграми. Тигры прыгали сквозь кольцо. Нам очень понравилось в цирке./
VII. Итоги урока. Рефлексия.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Кто готов рассказать, что он запомнил о правописании И-Ы после Ц?
Задание на смекалку:
ЦИРК, ЦЕЛИНА, ОЦЕНИТЬ – эти слова на одно и то же правило?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Как чувствовали себя на уроке?
- Какую оценку поставите себе?
VIII. Домашнее задание на выбор:
- Из упражнения 434 взять слова и составить десять предложений со словами на -Ц-;
- Сочинить рифмовки на данное правило, например:
- Цыплёнок циркулем играл,
На циферблат его сажал.
- Сочинить детективную историю с использованием изученной орфограммы.