Цели урока:
- обучающая : обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков;
- развивающая : развитие творческой самостоятельности, реализация принципа связи теории и практики;
- воспитательная : формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
Структура урока:
- Организация класса – 2 мин.
- Постановка цели – 3 мин.
- Устный счет – 8 мин.
- Работа по теме урока – 15 мин.
- Физминутка – 1 мин.
- Практическая работа – 10 мин.
- Подведение итогов урока, рефлексия – 4 мин.
- Задание на дом – 2 мин.
Оборудование: модели прямоугольных параллелепипедов у каждого ребёнка на партах, буквы для магнитной доски, карточки для устной работы, карточки для рефлексии, раздаточный материал, проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организация класса, проверка готовности к уроку, сообщение темы. (Cлайд 1, презентация)
Учащиеся садятся по рядам в соответствии с разбиением на группы. Записывают тему урока в тетрадях.
2. Постановка цели урока
С какими геометрическими телами мы познакомились на предыдущих уроках? Какие задачи мы решали? Достаточно хорошо вы научились это делать? Какую цель для себя вы поставите на этом уроке? (учащиеся формулируют цели урока: учиться решать задачи на нахождение объемов, правильно применять единицы измерения объемов) (слайд 2).
Давайте оценим свои знания на начало урока по пятибалльной системе.
Заполним таблицу:
Формулы объема |
Элементы паралле- |
Единицы измерения объемов |
Решать задачи на нахождение объемов |
|
Знаю | ||||
Понимаю | ||||
Умею (записывать, находить, преобразовывать) |
Мы уже выяснили для чего нужно уметь находить площади фигур и объемы разных тел. Сегодня наши знания помогут нам выручить из беды человека.
У нас не совсем обычный урок и проведем мы его не как всегда. А связано это с тем, что приближается Новый год. В новый год ко всем детям приходит сказка. К нам пришла сказка Андерсена “Снежная Королева”. Вам знаком сюжет сказки: Снежная Королева похитила доверчивого Кая, отважная Герда должна его спасти. Но она еще мала и ей необходима помощь. (Cлайд 3)
Поэтому сегодня мы с вами используем чудесную силу знаний, смекалку, взаимовыручку, чтобы освободить Кая. Чтобы обмануть Снежную королеву, мы отправимся в путь несколькими группами. Назначим руководителей и хорошо подготовимся.
Начнем с устного счета. Не забудем о приемах, которые позволяют считать быстро.
3. Устный счет. (Cлайд 4)
а) 37– 9; 85+ 15; 64 : 16;
25 • 8; 36 • 25 • 4; 23 • 11; 3?;
1000 : 125; 23 • 46 + 23 • 54; 4?;
б) Распределите предложенные единицы измерения по колонкам таблицы на карточках (работа в группах) (слайд 5).
Длина |
Площадь |
Объем |
5 соток, 33 мм, 12 дм?, 101 м, 18 км?, 10 км, 201 м?, 7 л, 16 га, 15 дюймов, 25 м?, 42 дм?, 2 дм, 37 баррель, 20 а.
Проверим себя (слайд 6)
в) Вспомним то, что мы знаем о прямоугольном параллелепипеде. Они у вас на столах.
Ответы учащихся с показом соответствующих элементов на модели:
– состоит из 6 прямоугольников, которые наз. гранями,
– имеет 12 ребер, 8 вершин,
– грани попарно равны, ребра равны по 4,
– измерения: высота, длина, ширина,
– у куба все ребра равны,
– площадь поверхности состоит из площадей прямоугольников,
– формулы объемов прямоугольного параллелепипеда и куба. (Cлайды 7-10) .
4. Работа по теме урока.
Итак, вы готовы в путь. Дворец Снежной королевы находится на вершине высокой горы. Мы будем подниматься туда быстро, но осторожно. Один неверный шаг (ответ) – и можно полететь в пропасть (слайд 11).
- Чтобы вступить на безопасную тропинку, нужно правильно расставить буквы на магнитной доске, чтобы получились формулы.
1 команда: площади квадрата и объема прямоугольного параллелепипеда;
2 команда: площади прямоугольника и объема куба.
Успешно преодолев первое препятствие, мы оказались у входа во дворец, который сторожит белый медведь. (Слайд 12)
Как все медведи, он любит сладкое.
- Решив задачу №823, мы узнаем, сколько литров мороженого нужно положить в кормушку медведю, чтобы он не мешал нам. (512л)
Работа в тетрадях.
В замке Снежной королевы живут не только злые медведь и волки, но и добрые пингвины. Они понимают, что вы устали после трудной дороги и предлагают немного отдохнуть. (Слайд 12)
5. Физкультминутка
Под мелодию песни “Про пингвинов” выполняются несколько упражнений.
Мы с вами стоим перед дверью, за которой Снежная королева держит Кая. Чтобы открыть ее, нужен код. (Слайд 13)
Его нам подскажет тот, кто первым выполнит
- задание № 825(в) и назовет наибольшее из чисел. (12м?540дм?)
Герда раньше нас оказалась около Кая, но она не может ему помочь. (Слайд 14)
Дело в том, что Снежная королева отпустит Кая только в том случае, когда он поможет ей определить количество кубометров льда, необходимого для постройки нового дворца, и придумает модель здания. (Слайд 15)
У нее есть несколько условий: (слайд 16).
Дворец должен иметь два этажа. Размеры первого этажа 50м, 40м и 30м. Второй этаж должен представлять собой куб, высотой 10 м.
- Прежде, чем приступать к работе, давайте подготовимся, решив задачу №828. Обсудите решение в группах, запишите его на доске и сделайте выводы.
Проверим решение друг у друга. Как же вы ответили на вопросы задачи?
6. Практическая работа
.А теперь можно приступать к решающему этапу нашего предприятия. Вам необходимо определить количество необходимого материала и построить модель дворца для Снежной королевы.
Выполняют практическую работу в парах.
7. Подведение итогов урока
.Итак, мы освободили Кая. Все добросовестно работали, старались. Добились ли вы цели, которую ставили в начале урока?
Вернемся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Изменилось ли что-то? Если – да, то вы не зря работали. Оценки получают наиболее активные учащиеся.
Подумайте, с каким настроением вы заканчиваете урок. Поднимите соответствующую карточку (круг или треугольник).
8. Задание на дом
:№844, №846 (а, б), нарисовать дворец для Снежной королевы.