Цели мероприятия:
- Способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.
- Развивать интерес к истории своей семьи, своего имени и фамилии.
Оформление:
- Рисунки “Моя семья”.
- Высказывания о семье.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
А.С.Пушкин
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом “Моя родословная”. Мы с вами провели огромную работу, составляя свои родословные. Думаю, сегодня вам есть чем поделиться друг с другом.
– Ребята, когда нам трудно, кто нам поможет? (Ответы детей). Конечно, самые близкие и родные.
– В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на “семь” и “я”, т.е. семеро таких, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, мимикой, жестами. Само по себе число “7” особенное – оно неделимое. Предлагаю вам продолжить фразу:
Семья – это… (Ответы детей).
– Семья – это не просто родственники, живущие вместе. Это – люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Ученик:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
– Ребята, а как вы думаете, когда появилась семья? (Ответы детей)
Ученица:
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: “Я”
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: “Я”
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: “Я”
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
“Я, я”, – тихо молвила Ева: “я, я”,
Сказала она знаменитых семь “Я”
Вот так на Земле появилась семья.
– Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?
(Ответы детей: род родственники, родные, Родина).
– А что объединяет всех родственников? (Прошлое).
– Зачем нам нужно знать прошлое своей семьи? (Ответы детей).
– У каждого из нас есть своя история. Мы знаем, где и когда родились, знаем памятные даты семьи, дни рождения близких людей, храним семейный фотоальбом.
– Прослушайте запись песни “Семейный альбом”.
– Представьте на миг, что вы потеряли память, вы не знаете, кто вы, где ваша семья. Как прожить человеку без памяти?
– Семья – это наша опора, защита. Семейные отношения – это корни большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни. Это так важно в наше время, что люди даже придумали специальную науку генеалогию, которая изучает прошлое семьи.
– Пришло время познакомиться с вашими творческими работами по составлению родословной.
– О своей родословной нам расскажут Асранкулов Саша, Шереметьев Дима, Чайкина Арина и др.
– У каждого из нас есть имя и фамилия. А знаете ли вы, откуда появились имена и фамилии? Почему вас назвали Димой, Наташей, Сашей? Что означает ваша фамилия?
Выступление детей.
– Человек рождается, получает имя. Раньше родители выбирали имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребёнок. Сейчас родители чаще дают такое имя, какое им нравится (модное в данный момент или же в честь кого-нибудь из членов семьи).
Ученик:
Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.
Ученица:
И вот мы сами, силами своим
Осознаём в начале нового века:
Не человек находит себе имя.
А имя выбирает человека.
– Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Выступления детей)
– Для ребят, которые не узнали о происхождении своего имени, я приготовила сюрприз: сама отыскала значения ваших имен, откуда они пришли. (Зачитываю значения имен и называю источник информации).
– У вас прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём шутливом стихотворении Юрий Благов.
Ученик 1:
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий… Муций… Свен… Орест…
Ученик 2:
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней –
Гелий… Атом… Космодром…
Ученик 3:
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…
Ученик 4:
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама,
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой… Кузьма… Фома…
Ученик 5:
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
– Видите, оказывается, не так просто подобрать ребёнку имя. Поэтому очень неприятно бывает слышать, когда вы придумываете обидные прозвища и обзываете ими друг друга.
– Итак, что же у нас получается? Имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия? Как известно, слово “фамилия” заимствовано из латинского языка и дословно означает “наследственное, семейное имя, переходящее от родителей к детям”. Значит, к вашему отцу фамилия перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый так назывался и почему?
Сегодня “ФАМИЛИЕЙ” называются официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определённой семье.
– Откуда же взялись фамилии?
Выступления детей.
– Большинство фамилий произошли от отчеств или имён старейшин рода. Есть фамилии, которые произошли от профессий. Например: работал человек на мельнице, среди своих односельчан он прослыл мельником. Проходят годы, а потомки этого человека получают фамилию Мельниковы, которая уже передаётся по наследству. Это очень распространенная фамилия: в Германии – это Мюллеры, в Англии – Миллеры, а во Франции – Менье.
Фамилии образовывались от различных признаков наружности или черт характера – Черноголов, Ташбулатов, Соловей, Абзалов.
Животные, которые окружали человека в его повседневной жизни, часто были производными фамилий – Зайцевы, Гусевы, Елтаевы.
У большинства семей в нашей стране фамилии появились в последние 150-200 лет.
Ученик 1:
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых…
Ученик 2:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин.
Ученик 3:
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
– А знаете ли вы, что означают ваши фамилии и как они появились? (Выступления детей)
– Сегодня мы говорили о семье, о тепле родного очага, о семейных традициях.
– Нужно ли знать историю своей семьи? – Почему люди чтят память своих прародителей?
– Как вы понимаете высказывание К.Пруткова: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.
– Друзья! Нужно жить так, чтобы огонек тепла в вашем доме не погас! Гордитесь своей семьей! Берегите ее честь! Собирайте свою родословную! И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым!
Ученик:
У каждого из нас своя дорога,
Свои посевы, и свое жнивье,
Но радостью, надеждой и тревогой
Мы непременно делимся с семьей.
Как зерна в колосе – и в этом нет секрета –
Мы связаны единою судьбой.
И рамкой для семейного портрета
Нам служат наше братство и любовь.
– Вот и подошел к концу наш урок. Что интересного и полезного вы взяли с сегодняшнего занятия? Достойно несите свои имена и фамилии, чтобы передать внукам и правнукам. И тогда вы сможете сказать о себе: “Я представитель большого семейного рода!”
Звучит запись песни “Моя семья”.
Литература:
- Самсонов В.К. Твоя родословная. – Салон-Пресс, 2008.
- Рыжова Н.А. Методика составления родословной. М., Просвещение, 1999.
- Коротов Е.В. Твоя родословная. Кто ты? – Волгоград, Перемена, 1999.
- Налётова Г.И. Семейный праздник “Моя родословная” [Электронный ресурс].
- Интернет.