Внеклассное мероприятие на тему "Чтобы жизнь повторилась сначала…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  1. Способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.
  2. Развивать интерес к истории своей семьи, своего имени и фамилии.

Оформление:

  • Рисунки “Моя семья”.
  • Высказывания о семье.

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С.Пушкин

Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом “Моя родословная”. Мы с вами провели огромную работу, составляя свои родословные. Думаю, сегодня вам есть чем поделиться друг с другом.

– Ребята, когда нам трудно, кто нам поможет? (Ответы детей). Конечно, самые близкие и родные.

– В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на “семь” и “я”, т.е. семеро таких, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, мимикой, жестами. Само по себе число “7” особенное – оно неделимое. Предлагаю вам продолжить фразу:

Семья – это… (Ответы детей).

– Семья – это не просто родственники, живущие вместе. Это – люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Ученик:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

– Ребята, а как вы думаете, когда появилась семья? (Ответы детей)

Ученица:

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: “Я”
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: “Я”
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: “Я”
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
“Я, я”, – тихо молвила Ева: “я, я”,
Сказала она знаменитых семь “Я”
Вот так на Земле появилась семья.

– Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?

(Ответы детей: род родственники, родные, Родина).

– А что объединяет всех родственников? (Прошлое).

– Зачем нам нужно знать прошлое своей семьи? (Ответы детей).

– У каждого из нас есть своя история. Мы знаем, где и когда родились, знаем памятные даты семьи, дни рождения близких людей, храним семейный фотоальбом.

– Прослушайте запись песни “Семейный альбом”.

– Представьте на миг, что вы потеряли память, вы не знаете, кто вы, где ваша семья. Как прожить   человеку без памяти?

– Семья – это наша опора, защита. Семейные отношения  – это корни  большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни. Это так важно в наше время, что люди даже придумали специальную науку генеалогию, которая изучает  прошлое семьи.

– Пришло время познакомиться с вашими творческими работами по составлению родословной.

– О своей родословной нам расскажут Асранкулов Саша, Шереметьев Дима, Чайкина Арина и др.

– У каждого из нас есть имя и фамилия. А знаете ли вы, откуда появились имена и фамилии? Почему вас назвали Димой, Наташей, Сашей? Что означает ваша фамилия?

Выступление детей.

– Человек рождается, получает имя. Раньше родители выбирали имя по святцам (церковным книгам) в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в тот день, когда родился ребёнок. Сейчас родители чаще дают такое имя, какое им нравится (модное в данный момент или же в честь кого-нибудь из членов семьи).

Ученик:

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.

Ученица:

И вот мы сами, силами своим
Осознаём в начале нового века:
Не человек находит себе имя.
А имя выбирает человека.

– Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Выступления детей)

– Для ребят, которые не узнали о происхождении своего имени, я приготовила сюрприз: сама отыскала значения ваших имен, откуда они пришли. (Зачитываю значения имен и называю источник информации).

– У вас прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём шутливом стихотворении Юрий Благов.

Ученик 1:

Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий… Муций… Свен… Орест…

Ученик 2:

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней –
Гелий… Атом… Космодром…

Ученик 3:

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Ученик 4:

Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама,
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Ученик 5:

Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

– Видите, оказывается, не так просто подобрать ребёнку имя. Поэтому очень неприятно бывает слышать, когда вы придумываете обидные прозвища и обзываете ими друг друга.

– Итак, что же у нас получается? Имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия? Как известно, слово “фамилия” заимствовано из латинского языка и дословно означает “наследственное, семейное имя, переходящее от родителей к детям”. Значит, к вашему отцу фамилия перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый так назывался и почему?

Сегодня “ФАМИЛИЕЙ” называются официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определённой семье.

– Откуда же взялись фамилии?

Выступления детей.

– Большинство фамилий произошли от отчеств или имён старейшин рода. Есть фамилии, которые произошли от профессий. Например: работал человек на мельнице, среди своих односельчан он прослыл мельником. Проходят годы, а потомки этого человека получают фамилию Мельниковы, которая уже передаётся по наследству. Это очень распространенная фамилия: в Германии – это Мюллеры, в Англии – Миллеры, а во Франции – Менье.

Фамилии образовывались от различных признаков наружности или черт характера – Черноголов, Ташбулатов, Соловей, Абзалов.

Животные, которые окружали человека в его повседневной жизни, часто были производными фамилий – Зайцевы, Гусевы, Елтаевы.

У большинства семей в нашей стране фамилии появились в последние 150-200 лет.

Ученик 1:

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых…

Ученик 2:

Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин.

Ученик 3:

Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.

– А знаете ли вы, что означают ваши фамилии и как они появились? (Выступления детей)

– Сегодня мы говорили о семье, о тепле родного очага, о семейных традициях.

– Нужно ли знать историю своей семьи? – Почему люди чтят память своих прародителей?

– Как вы понимаете высказывание К.Пруткова: “Отыщи всему начало, и ты многое поймешь”.

– Друзья! Нужно жить так, чтобы огонек тепла в вашем доме не погас! Гордитесь своей семьей! Берегите ее честь! Собирайте свою родословную! И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым!

Ученик:

У каждого из нас своя дорога,
Свои посевы, и свое жнивье,
Но радостью, надеждой и тревогой
Мы непременно делимся с семьей.
Как зерна в колосе – и в этом нет секрета –
Мы связаны единою судьбой.
И рамкой для семейного портрета
Нам служат наше братство и любовь.

– Вот и подошел к концу наш урок. Что интересного и полезного вы взяли с сегодняшнего занятия? Достойно несите свои имена и фамилии, чтобы передать внукам и правнукам. И тогда вы сможете сказать о себе: “Я представитель большого семейного рода!”

Звучит запись песни “Моя семья”.

Литература:

  1. Самсонов В.К. Твоя родословная. – Салон-Пресс, 2008.
  2. Рыжова Н.А. Методика составления родословной. М., Просвещение, 1999.
  3. Коротов Е.В. Твоя родословная. Кто ты? – Волгоград, Перемена, 1999.
  4. Налётова Г.И. Семейный праздник “Моя родословная” [Электронный ресурс].
  5. Интернет.