Урок русского языка по теме "Простое предложение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Учебная:

Повторить и закрепить изученный на уроках материал по теме “Простое предложение”.

Образовательная:

Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения, научить строить предложения по схемам.

Воспитательная:

Привить навыки чтения художественной литературы о природе.

Оборудование:

Учебники, карточки, раздаточный материал, иллюстрации русских художников (И. Глазунов, Ф. Грабарь, И. Левитан).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово. Беседа

Можно начать с вопроса.

Что такое предложение? Почему человек понимает, что сказал или написал другой? Можно предположить, что это происходит, потому что люди, говорящие на одном языке, одинаково понимают смысл одних и тех же слов. Посмотрим, так ли это. Перед вами слова.

Белый пудель” трогательный о которых очень написал артистов в 1903 году бродячих часто в Крыму потом А.И. Куприн рассказ встречал.

Каждое слово в отдельности понятно, но вряд ли можно понять все целиком. Попробуем исправить запись.

В 1903 году в Крыму А.И. Куприн часто встречал бродячих артистов, о которых потом написал очень трогательный рассказ “Белый пудель”.

Я надеюсь, что теперь стало все понятно.

Что же мы сделали?

Мы показали, что не достаточно знать смысл слов для того, чтобы понимать друг друга. Нужно еще уметь слова связывать, соединять.

Слова, связанные между собой и выражающие наши мысли и чувства, называются предложениями.

Учитель: Ребята! Почему мы не поняли нашу первую запись?

Дети: (предположительный ответ) Потому что были нарушены правила, по которым связываются слова в русском языке.

Учитель: Следовательно, слова в предложении связываются по определенным законам. Эти коны изучает наука, которая называется синтаксисом.

Синтаксис – наука, изучающая законы, по которым строятся предложения.

Какие же два главных закона лежат в основе создания предложения?

Мы показали, к чему приводят нарушения связи между словами. Сейчас вы увидите идеальное с точки зрения построения предложения., но все равно будете не удовлетворены.

Сердитый пудель громко закричал на старика.

Белая барыня подбежала к двери, завиляла хвостом и зарычала.

В чем дело? Почему вы смеетесь?

Дети: Искажен смысл предложения.

Учитель: Значит, недостаточно правильно построить предложения. Надо, чтобы между словами была смысловая связь.

Ну, а сейчас вы, наверное, можете назвать законы, лежащие в основе создания предложений, законы, которые нельзя нарушать.

Слова в предложении должны быть связаны по смыслу и грамматически.

III. Мультфильм

Представьте, что вы – режиссеры и вам надо создать свой мультфильм. Вы приступили к съемке. Фильм отснят. Но случилось непредвиденное, случайно перепутались кадры, и вам надо их поставить в определенном порядке.

Ребята! Мы с вами знаем, что СИНТАКСИС в переводе с латинского обозначает “упорядочение”, а это значит, что все слова в русском языке должны быть связаны между собой и стоять в определенном порядке, поэтому и кадры в нашем мультфильме должны стоять тоже в определенном порядке и должны быть связаны между собой.

<Рисунок 1>

(Учитель просит прочитать предложения.)

Учитель: Итак, мы видим, что все кадры стоят на своем месте, что они все связаны по смыслу между собой. Какое предложение по цели высказывания у нас получилось?

Ученик: Повествовательное.

Учитель: Какие предложения называются повествовательными?

Ученик: Те, которые содержат сообщение.

Учитель: Какие еще виды предложения вы знаете по цели высказывания?

Ученик: Вопросительные.

Учитель: Давайте, ребята, попробуем перестроить предложения так, чтобы у нас получилось вопросительное. Что нужно сделать?

Ученик: Нужно задать вопрос.

<Рисунок 2>

(Выходят кадры )

<Рисунок 3>

Учитель: Прочитайте предложение. Какие предложения называются вопросительными?

Ученик: Те, которые содержит вопрос.

Учитель: Какие предложения называются побудительными?

Ученик: Те, которые содержат побуждение (приказ, совет, просьбу)

Учитель: Мы назвали все виды предложений по цели высказывания. Назовите виды предложений по интонации?

Ученик: Восклицательные, невосклицательные.

Учитель: Какие предложения называются восклицательными? Невосклицательными?

IV. Выполним синтаксический разбор предложений.

(Повест., невоскл., простое, двусост., распр.)

Мы разобрали предложение, подчеркнули все члены предложения. А теперь дадим им определения.

V. Фронтальный опрос.

Во время фронтального опроса можно использовать опорную схему.

<Рисунок 4>

а) Что такое подлежащее?
б) Что такое сказуемое?
в) Что такое дополнение?
г) Что такое определение?
д) Что такое обстоятельство?
е) Какие предложения мы знаем по наличию В.Ч.П.?
ж) Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?

VI. Распространить предложения, записать их.

Грохочет гром – 1 ряд.

Затрещат сучья – 2 ряд.

Лес удивляет – 3 ряд.

VII. Занимательная игра.

а) Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг. взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в Им. п. ед. ч. (осень)

б) Из предложения Мороз разрумянил щеки. взять сказуемое, употребив его без приставки в 3 лице ед. ч. наст. вр. (румянит)

в) Из предложения Кисти винограда свисали до земли. взять слово, обозначающее подлежащее, употребить его как дополнение (кисти)

г) Из предложения Рябины украшают наши леса. взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив его в род. п. (рябин)

VIII. Итог урока.

Итогом нашей беседы будет сочинение-миниатюра, которое мы напишем по картинам.

(См. приложение)

(2-3 работы зачитываются)

Вывод урока:

Что мы повторили сегодня на уроке?

IX. Домашнее задание:

Составить предложение по схемам.

Доска

Опорная схема

Д/З
Схемы

Число
Классная работа
Простое предложение
Пушистым инеем февраль украшает деревья

Распространить предложения
Грохочет гром – 1 ряд
Трещат сучья – 2 ряд
Лес удивляет – 3 ряд

 

Стенд

 

Картины

Приложение 1.

img5.jpg (55371 bytes)

<Рисунок 5>

img6.jpg (51138 bytes)

<Рисунок 6> И. Грабарь, Март

img7.jpg (21275 bytes)

<Рисунок 7> И. Левитан, Озеро. Русь

img8.jpg (27272 bytes)

<Рисунок 8> И. Глазунов, Осенний пейзаж

Приложение 2.

<Рисунок 9>