Познавательно-речевые задачи.
- Формировать гендерную принадлежность детей, учить различать свой пол, способствовать установлению добрых отношений между детьми.
- Помогать сравнивать лица, причёски, одежду, любимые игрушки мальчиков и девочек.
- Выражать в речи положительное отношение к себе, сверстникам, воспитателям.
- Активизировать словарь детей: шорты, брюки, платье, рубашка, кофта, сарафан…
Организация образовательной ситуации.
Вначале дети работают на ковре, затем переходят к фланелеграфу, в конце занятия садятся за стол.
Материал.
Дидактические игры “Кто что носит?, “Чудесный мешочек”, “Узнай, кто я?”.
Конструирование образовательной ситуации.
Воспитатель приглашает детей присесть на ковёр и рассмотреть две куклы (мальчика и девочку).
Воспитатель. Посмотрите, ребята, к нам пришли гости. Давайте сравним кукол, кто мальчик, а кто девочка?
Дети. Мальчик в синих брюках, в курточке, в ботинках, у него короткие волосы… А у девочки красное платье, туфли, бантики на косичках, бусы…
Воспитатель. Правильно, дети, девочку и мальчика можно различить по одежде, причёске… Как вас зовут куклы? Не отвечают. Они хотят, чтобы вы спросили: “Как вас зовут?”
Кукла “отвечает”: “Меня зовут Таня” (вторая кукла “Меня зовут Ваня”).
Воспитатель. Куклы хотят познакомиться с вами. (Кукла Таня спрашивает имена девочек, а кукла Ваня – мальчиков). У девочек и мальчиков разные имена. Давайте назовём ласково имена наших девочек, а теперь имена мальчиков…
Воспитатель. Таня и Ваня хотят с вами поиграть.
Физминутка
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, после отдыхают.
Все выходят по порядку, дружно делают зарядку.
Раз, два, три, четыре – руки выше, ноги шире.
Воспитатель. Таня и Ваня принесли вам вещи, давайте их рассмотрим и вспомним названия.
Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду.
Дети. Рассматривают кукольную одежду на фланелеграфе и по очереди называют. Шорты, брюки, платье, рубашка, кофта, сарафан…
Воспитатель. Скажите, как одним словом назвать эти вещи?
Дети. Одежда.
Воспитатель. Скажите, а какую одежду не носят мальчики?
Дети. Платье, сарафан, юбку…
Воспитатель. Ещё куклы принесли “Чудесный мешочек”. Доставайте по игрушке и называйте, кто в неё играет Таня или Ваня?
Дети. Машинка, инструменты, трактор – любимые игрушки Вани. Куколка, посуда, бутылочка – любимые игрушки Тани.
Воспитатель. Молодцы, мои хорошие. Давайте раскрасим картинку, где нарисованы наши куклы. (Рисунок 1)
Дети раскрашивают карандашами силуэты девочки и мальчика.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Очень красивые у вас получились работы!
Дидактическая игра “Кто что носит?”
Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.
Оборудование: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)
Дидактическая игра “Узнай, кто я?”
Цель: развивать умение по описанию узнавать детей из группы.
Воспитатель составляет описание одежды, причёски ребёнка, рассказывает, во что он любит играть, а дети отгадывают.
Рисунок 1