Цель урока: формирование культуры устной и письменной речи при работе над произведением живописи.
Задачи урока:
- совершенствовать умения строить текст-описание;
- активизировать мышление и речь путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей;
- формировать у учащихся умения употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка;
- расширить лексический запас;
- воспитывать бережное отношение к национальному культурному наследию.
Оборудование: мультимедийная презентация для доски Smart; презентация с видеорядом картин А. Дейнеки; рисунки учащихся на тему “Зима” (цветовые ассоциации).
Ход урока
– Школьный этимологический словарь, устанавливающий историю происхождения слов в языке, содержит следующую запись об одном из них: “тот, кто с умелыми руками”. Именно таким было первоначальное значение этого хорошо знакомого нам имени существительного. Попробуйте определить, о каком слове идет речь.
(мастер, умелец, художник)
– Каково современное значение этого слова?
(Ответы учащихся + работа с толковым словарем: “тот, кто создает произведения искусства; тот, кто работает в области изобразительного искусства; тот, кто достиг высшего мастерства в какой-либо сфере деятельности”)
– В чем различие между первоначальным значением слова и его современным значением?
(Современное значение связывает деятельность художника с творчеством)
– Сегодня мы будем говорить об уникальной личности, о человеке, который, работая в области изобразительного искусства, достиг высшего мастерства в этой сфере человеческой деятельности, став создателем многочисленных произведений искусства. Как, я думаю, вы уже догадались, мы будем говорить о личности конкретного художника и его картине. Итогом этого разговора должно стать сочинение-описание картины.
– Какой важной информацией о работе над сочинением-описанием картины вы уж владеете?
– Что вы ждете от этого урока?
– Сформулируйте цель занятия?
(Ответы учащихся + дополнение ответов: собрать необходимый языковой материал для написания сочинения; определить замысел художника; учиться слушать и слышать своего одноклассника и т.д.)
– Картина, как и художественный текст, – это произведение искусства. Но если текст – это произведение словесного искусства, то картина – произведение живописного искусства. При знакомстве с неизвестным нам литературным текстом или художественным полотном мы хотим одного – понять. Понять – значит постичь замысел автора.
– Личность художника, безусловно, ассоциируется с написанными им картинами. Предлагаю вам познакомиться с художником, имя которого пока для вас загадка, по созданным им картинам. Вашему вниманию сейчас будет представлена подборка полотен живописца. Постарайтесь определить круг интересов художника. Кто и что интересует его в окружающем мире?
(Демонстрация видеоряда картин А. Дейнеки)
– Каков круг интересов художника. Какова тематика его произведений?
(Спорт, город, труд)
– Кто для художника стал главным предметом изображения? (человек)
– Имя художника, чьи работы вы только что видели, Александр Александрович Дейнека. Перед вами его фотография.
<Рисунок 1>
Но гораздо больше для понимания личности живописца имеет автопортрет. Что такое автопортрет? (автопортрет – это портрет художника, написанный им самим)
(Знакомство с автопортретом)
<Рисунок 2>
На нас смотрит человек чувствующий, пристально всматривающийся в окружающее; он слово смотрит нам глаза в глаза и хочет о чем-то спросить, а может быть, и сказать. Но за художника говорят его картины.
– В 1930 году близкий друг Александра Дейнеки поэт Николай Асеев создает цикл стихотворений для сборника под названием “Кутерьма”. У этого сборника есть и подзаголовок – “Зимняя сказка”. Поэт предложил А. Дейнеке создать иллюстрации к сборнику. Определите лексическое значение слова кутерьма? (“суета, беспорядок”).
– Предположите, зная название и подзаголовок книги стихов, какие иллюстрации создал для нее А. Дейнека.
(Ответы учащихся)
– Вы тоже поработали дома художниками и передали с помощью цвета свое видение зимы. Прокомментируйте выбор цвета.
(Ответы учащихся)
В созданных вами рисунках преобладают белый, голубой, синий цвета.
– Обратимся к рисункам А. Дейнеки.
<Рисунок 3>
Удивил ли вас этот рисунок? Чем? (выбором цветовой гаммы и предметов изображения)
<Рисунок 4>
– Где происходит действие? Что хотел передать своим рисунком художник? Какое ощущение зимы донести до нас – зрителей и возможных читателей книги стихов?
(Ощущение холода, разобщенности людей, застигнутых морозом; каждый спешит по своим делам, не обращая внимания на других)
<Рисунок 5>
– Что общего между рисунками? В чем вы видите различие? (события снова происходят на улице; большая схематизация изображаемого, художник прорисовывает только контуры предметов)
Вывод: художник, создавая иллюстрации, следовал главному принципу своего творчества: писать для человека о человеке.
<Рисунок 6>
– Контурность характерна и для четвертого рисунка. Определите, сравнив с изображенным на предыдущих рисунках, позицию, которую занимает человек по отношению к видам зимнего города?
(Ответы учащихся)
– Человек, а это девочка, находится в комнате и смотрит через окно на улицу.
– Понимаем ли вы, что чувствует девочка? По каким деталям мы об этом догадываемся?
(Ответы учащихся)
А ребята сидят по домам,
За окошком – холодный туман.
На окошке – в два пальца лед
Даже в щелку взглянуть не дает…
Если лампочка не зажжена,
В темной комнате тишина:
Ни звонкого смеха, ни бодрого крика…
Скучно… Печально… Темно и тихо.
– Именно к этим строчкам создавался представленный рисунок. В чем совпадают текст и рисунок? (совпадение в настроении)
– 1930 год – время создания иллюстрации для сборника стихов. Через год в 1931 году Дейнека пишет картину, которую называет “Девочка у окна”.
<Рисунок 7>
Крайне редко художники превращают рисунок-иллюстрацию в целостное живописное полотно. А. Дейнека это сделал. Значит, ему интересна эта тема.
– Какая тема? Почему автор дает картине название “Девочка у окна”? Можете ли вы предложить другое название?
(Ответы учащихся)
– А у картины оно есть – “Зима”. Меняется ли наше понимание картины в зависимости от ее названия?
– Остановимся на названии “Девочка у окна”. Что первым обращает на себя ваше внимание на этой картине?
(Контрастная цветовая гамма; небольшое число деталей и т.д.)
– Запишем важные для понимания картины понятия (запись на доске): полярность (= контрастность) светлых и темных тонов, почти монохромное (=одноцветное) цветовое решение.
– Определите значение слова “монохромный” (одноцветный).
– Часто, описывая картину, мы обращаем внимание на ее композицию: рассматриваем задний и передний план, центральную часть. Подходит ли к этой картине традиционное трехчастное деление?
(Ответы учащихся)
– Перед нами полотно, где только два плана: передний и задний. А между ними окно. Но удивительно не только расположение этих двух планов относительно друг друга, но и то, какое место отводится каждому из них на картине.
Проведем небольшой эксперимент: листом бумаги закройте задний фон…, а теперь передний… Что вы увидели?
И изображенное за окном, и изображенное в комнате значимо для художника, занимая равное место на картине. Своеобразной связующей нитью, объединяющей мир за окном и мир в комнате, является девочка, которая, находясь в комнате, смотрит на улицу.
– Можем ли мы назвать данную картину сюжетной?
(Ответ учащихся)
– Опишем то, что находится по ту сторону окна. Перед вами таблица, которую необходимо заполнить, работая в парах. Это своеобразный план описания: что изображено? каким изображено по цвету и по настроению? Используем при заполнении таблицы словарик эпитетов в вашем учебнике (словарные статьи: “день”, “снег”).
(Вариант ответа)
Что изображено? |
Каким изображено (цвет, настроение)? |
С чем (кем) можно сравнить? |
Зимний день | Недолгий, томительный, серый, сумрачный, безотрадный, грустный, скучный, унылый | |
Снег | Белый-белый, кипенно-белый (цвет белой пены, появляющейся при кипении), чистый, падающий, печальный, обильный. | |
Деревья и скамья | Запорошенные, задумавшиеся, мохнатые, окутанные свежевыпавшим снегом. |
(Чтение материалов таблицы)
– О чем говорят блики на оконном стекле?
– Комната. По сравнению с улицей она окрашена в темные тона. Замечательно небольшое стихотворение нашего современника Валентина Берестова:
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
– Опишем мир комнаты (заполнение таблицы)
Что (кто) изображено (изображен)? | Каким изображено/ изображен? | С чем (кем) можно сравнить? |
Комната | Тихая, теплая, уютная, | |
Девочка | Вполоборота стоящая к зрителю и смотрящая в окно; |
– В комнате тепло? (кошка свернулась клубочком на коврике у батареи, героиня в платье с коротким рукавом)
– К этим двум строчкам я добавлю третью: “Тишина”. Если бы мы волей какого-то волшебства перенеслись в эту комнату, какие бы звуки мы услышали в тишине?
(Ответы учащихся: тихое постукивание часов, сопенье спящего кота, одинокий гул проехавшей мимо дома машины).
– Но ведь мы не можем слышать звуки. Мы только предполагаем, что они есть. Как тогда правильно оформить запись? (использовать конструкции:
(я словно слышу…, мне слышится…; и т.д.)
(Запись фраз на доске)
(Устное проговаривание)
– Не забудем название картины. Главной для художника стала девочка? Что необычного в ее изображении? (не видим лица).
– Мы точно не знаем, мы только догадываемся о том, что она переживает в душе. Как же тогда нам писать о чувствах героини картины? (использовать вводные слова: наверное, возможно, вероятно, может быть, быть может)
– Нам остается составить план будущего сочинения. Перед вами возможные названия пунктов. Как бы вы их расположили. От чего бы отказались?
Главная тема в творчестве А.А. Дейнеки.
Тема картины А.А. Дейнеки “Девочка у окна”.
История создания иллюстраций для сборника
“Кутерьма”.
Композиция картины, ее значение.
Описание заднего плана.
Описание переднего плана.
Цветовая гамма картины, ее значение.
Собственное отношение к картине.
(Ответы учащихся)
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине, используя материалы, собранные на уроке.
При подготовке видеоряда картин А.А. Дейнеки были использованы материалы сайта http://www.youtube.com/watch?v=ovvknAXU_Fs