Работа на уроке проводится в группах. Повторяя пройденный материал в группах, ученики сами ставят цель урока. Ученики изучают материал по учебнику и отвечают на вопросы. При подведении итога урока ученики в группах рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
Цели урока: продолжать знакомить учащихся с личностью Петра I, реформами, проводимыми Петром I, и его вкладом в развитие России.
Ход урока
Проверка усвоения предыдущей темы.
– Расскажите, как эти слова связаны с предыдущим материалом.
- “Потешное войско”.
- Ботик.
- 17 лет.
- Балтийское море.
- 14 ремёсел.
- Северная война.
- 1703 год.
- Наводнения.
– Распределяемся по группам (8 групп), в которых комментируется одно из слов, или дат. Ученики распределяются по разным группам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
Ученики обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
Изучение нового материала
Ученики рассаживаются по своим местам в группах.
Сообщение темы урока
– Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ученики сами ставят цель урока:
– Сегодня мы продолжим изучение деятельности Петра I и его дел.
– О преобразованиях Петра I мы узнаем, прочитав текст на с. 99-100. Прочитав текст, вы подготовите ответы на вопросы.
- Какие школы были открыты Петром?
- Зачем нужны были эти школы?
- Как Пётр заставлял дворян учиться?
- О каких нововведениях Петра вы узнали?
– Как вы поняли слова Петра, обращённые к солдатам?
“А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия” (с. 100)
– Как вы думаете, что это за объявления?
- “Продаётся девушка хорошего поведения и собою видная и отчасти портная”
- “В Рязанской губернии продаётся на вывоз 81 душа…” (с. 101)
(Во времена Петра усиливалось крепостное право. Такие объявления были обычными в газетах).
– Что такое крепостное право? Крепостное право (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти господ. Крепостное право длилось до 1861 года.
Как вы думаете, все ли одобряли преобразования Петра?
Нет, за годы царствования против него были организованы четыре боярских заговора, и произошло несколько крестьянских восстаний.
– Петра иногда называли царём-брадобреем. Почему?
Об этом узнаем на с.101 в разделе “Дополнительный материал”.
Учащиеся читают и отвечают на вопрос.
– Каким хотел видеть молодого человека царь Пётр I. Пётр I считал, что человека украшают “благочестивые поступки и добродетели, коих три: приветливость, смирение и учтивость”. Человек должен быть обучен “иначе языкам, конной езде, танцеванию, шпажной битве, красноглаголив и в книгах начитан”.
Чтобы стать таким, молодой человек должен:
- повеся голову и потупя глаза на улице не ходить и на людей косо не заглядывать;
- в обществе в круг не плевать, а на сторону;
- перстом носа не чистить;
- губ рукой не утирать;
- за столом на стол не опираться, руками на столе не колобродить, ногами не мотать, перстов не облизывать, костей не грызть, ножом зубов не чистить, головы не чесать,
над пищей, как свинья, не чавкать, не проглотя куска не говорить.
– Скажите, а нам сейчас нужно это выполнять или это уже устарело?
Работа над иллюстрациями на с. 102. Сравните облик двух человек: боярина допетровских времён и графа Головкина, служившего при Петре.
Итог урока.
– Подводя итог нашей совместной работе, ответим на вопрос:
– Нужны ли были России преобразования Пётра I или они были желанием только Пётра I?
Ученики в группах рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
Примеры:
+ Выход к морю, создание флота, армии,
промышленных предприятий (Становление России на
уровень европейских стран).
+ Основание города Санкт-Петербурга.
+ Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург.
– Переход на европейское летосчисление. Новые
традиции по празднованию Нового года.
+ Появление первой газеты (Народ информирован
европейской культурой, стремление к лучшему).
– Упрощение русского алфавита, появление
арабских цифр, изменение правил поведения в
обществе, новая мода, развитие науки.
+ Открытие в Москве навигацкой (морской),
артиллерийской, медицинской школы, в ряде
городов России-110 “цифирных) начальных школ
(Образованное население ведёт к развитию страны).
+ При крупных заводах и фабриках рабочих обучали
кузнечному, столярному, слесарному делу
(Освоение ремёсел даёт обеспечение народа
работой, появление рабочих мест).
+ Молодых дворян отправляли на учёбу за границу
(Дворянство будет нести в Россию европейскую
культуру и технические достижения).
– Усилилось крепостное право (Люди нищали,
крестьяне бежали из деревень на окраины страны).
– Были организованы четыре боярских заговора и
произошло несколько крестьянских восстаний.