Урок окружающего мира по теме "Петр I – царь и человек". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Работа на уроке проводится в группах. Повторяя пройденный материал в группах, ученики сами ставят цель урока. Ученики изучают материал по учебнику и отвечают на вопросы. При подведении итога урока ученики в группах рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

Цели урока: продолжать знакомить учащихся с личностью Петра I, реформами, проводимыми Петром I, и его вкладом в развитие России.

Ход урока

Проверка усвоения предыдущей темы.

– Расскажите, как эти слова связаны с предыдущим материалом.

  1. “Потешное войско”.
  2. Ботик.
  3. 17 лет.
  4. Балтийское море.
  5. 14 ремёсел.
  6. Северная война.
  7. 1703 год.
  8. Наводнения.

– Распределяемся по группам (8 групп), в которых комментируется одно из слов, или дат. Ученики распределяются по разным группам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Ученики обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

Изучение нового материала

Ученики рассаживаются по своим местам в группах.

Сообщение темы урока

– Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ученики сами ставят цель урока:

– Сегодня мы продолжим изучение деятельности Петра I и его дел.

– О преобразованиях Петра I мы узнаем, прочитав текст на с. 99-100. Прочитав текст, вы подготовите ответы на вопросы.

  • Какие школы были открыты Петром?
  • Зачем нужны были эти школы?
  • Как Пётр заставлял дворян учиться?
  • О каких нововведениях Петра вы узнали?

– Как вы поняли слова Петра, обращённые к солдатам?

“А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия” (с. 100)

– Как вы думаете, что это за объявления?

  • “Продаётся девушка хорошего поведения и собою видная и отчасти портная”
  • “В Рязанской губернии продаётся на вывоз 81 душа…” (с. 101)

(Во времена Петра усиливалось крепостное право. Такие объявления были обычными в газетах).

– Что такое крепостное право? Крепостное право (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти господ. Крепостное право длилось до 1861 года.

Как вы думаете, все ли одобряли преобразования Петра?

Нет, за годы царствования против него были организованы четыре боярских заговора, и произошло несколько крестьянских восстаний.

– Петра иногда называли царём-брадобреем. Почему?

Об этом узнаем на с.101 в разделе “Дополнительный материал”.

Учащиеся читают и отвечают на вопрос.

– Каким хотел видеть молодого человека царь Пётр I. Пётр I считал, что человека украшают “благочестивые поступки и добродетели, коих три: приветливость, смирение и учтивость”. Человек должен быть обучен “иначе языкам, конной езде, танцеванию, шпажной битве, красноглаголив и в книгах начитан”.

Чтобы стать таким, молодой человек должен:

  • повеся голову и потупя глаза на улице не ходить и на людей косо не заглядывать;
  • в обществе в круг не плевать, а на сторону;
  • перстом носа не чистить;
  • губ рукой не утирать;
  • за столом на стол не опираться, руками на столе не колобродить, ногами не мотать, перстов не облизывать, костей не грызть, ножом зубов не чистить, головы не чесать,
  • над пищей, как свинья, не чавкать, не проглотя куска не говорить.

– Скажите, а нам сейчас нужно это выполнять или это уже устарело?

Работа над иллюстрациями на с. 102. Сравните облик двух человек: боярина допетровских времён и графа Головкина, служившего при Петре.

Итог урока.

– Подводя итог нашей совместной работе, ответим на вопрос:

– Нужны ли были России преобразования Пётра I или они были желанием только Пётра I?

Ученики в группах рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

Примеры:

+ Выход к морю, создание флота, армии, промышленных предприятий (Становление России на уровень европейских стран).
+ Основание города Санкт-Петербурга.
+ Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург.
– Переход на европейское летосчисление. Новые традиции по празднованию Нового года.
+ Появление первой газеты (Народ информирован европейской культурой, стремление к лучшему).
– Упрощение русского алфавита, появление арабских цифр, изменение правил поведения в обществе, новая мода, развитие науки.
+ Открытие в Москве навигацкой (морской), артиллерийской, медицинской школы, в ряде городов России-110 “цифирных) начальных школ (Образованное население ведёт к развитию страны).
+ При крупных заводах и фабриках рабочих обучали кузнечному, столярному, слесарному делу (Освоение ремёсел даёт обеспечение народа работой, появление рабочих мест).
+ Молодых дворян отправляли на учёбу за границу (Дворянство будет нести в Россию европейскую культуру и технические достижения).
– Усилилось крепостное право (Люди нищали, крестьяне бежали из деревень на окраины страны).
– Были организованы четыре боярских заговора и произошло несколько крестьянских восстаний.

Презентация