Дети младшего школьного возраста на уроках физической культуры, в основном, не умеют объективно оценивать результаты своей деятельности, выполняют упражнения бессознательно, повторяя движения за учителем, не задумываясь о том, что они делают. Учитель сам определяет, кто из учащихся при выполнении заданий все действия сделал правильно, у кого есть недоработки, на что необходимо обратить внимание.
Поэтому цель нашей работы состоит в том, чтобы формировать у учащихся умения и навыки контролировать и оценивать себя в двигательной деятельности, а также видеть и оценивать действия других ребят.
Формирование контрольно-оценочных действий у учащихся, первоначально, проводилось на обще-развивающих упражнениях, которое освоено и применяется практически на каждом уроке. Это из исходного положения стоя принять упор присев, выйти в упор лежа, вернуться в упор присев и встать. Поэтому задача данного урока состояла в том, чтобы при выполнении упражнения каждый учащийся, анализируя действия, мог оценить своего товарища и проконтролировать свое выполнение. Упражнение повторили и все решили, что достаточно хорошо его умеют выполнять. Учителем схематично был предложен операционный состав способа действия при выполнении этого упражнения. Затем совместно с учащимися мы выделили основные моменты (критерии), по которым будем определять правильность выполнения каждой операции.
Все ребятам получили оценочные листы, на которых была такая же последовательность выполнения задании, что и в образце и критерии оценивания, которые мы разработали совместно. Каждый оценочный лист подписан. С ребятами мы договорились, что сначала будем оценивать партнера как он выполняет упражнение, т.е. будем производить взаимооценку и карандашом возле каждого критерия отмечать “+” или “-” (правильно или неправильно партнер выполняет операции). Для этого класс разделили на пары. Каждый учащийся по очереди выступал в роли “учителя” и “ученика”. Счет ребята вели сами, каждый “учитель” для своего “ученика”. После проведения взаимооценки каждый ученик мог отметить, как его партнер справился с выполнением упражнения, были ли допущены ошибки или нет. Первое применение оценочного листа показало, что 40% учащихся, используя критерии оценивания, видят ошибки (неправильность выполнения) при выполнении операций, обговаривают их со своим партнером. Сразу была проведена коррекционная работа по исправлению ошибок.
Следующим этапом работы на уроке было проведение самооценки освоения способа действия выполнения упражнения упор присев, упор лежа, упор присев и принятия исходного положения. Каждый ученик в своем оценочном листе, выполняя упражнение, отмечал, как он думает, правильно ли выполняет каждую операцию или нет. Итоги работы были таковы: только один учащийся отметил, что он допускает ошибки при выполнении той или иной операции. Остальные учащиеся отметили, что у них нет ошибок. Поскольку все в основном умеют выполнять это упражнение, ребята были готовы продемонстрировать свое умение перед классом. Один ученик был приглашен для демонстрации, где еще раз проводил самооценку выполняемого действия, доказывая, что он делает правильно, а другие учащиеся проводили взаимооценку.
В конце урока было отмечено, что с задачей урока мы справились. Все умеют выполнять это упражнение, потому что проговаривали и думали, как надо выполнять. Оценивая партнера, проводя самооценку, опираясь на выработанные критерии оценочного листа, замечали и исправляли ошибки.
Такая организация проведения урока позволяет формировать у учащихся умения и навыки контролировать и оценивать себя в двигательной деятельности, а также контролировать и оценивать действия других.