Цель урока: привлечение внимания, развитие эмоционального реагирования на окружающую действительность.
Основные задачи урока:
Материал и оборудование: коробочка со снежками (ватными шариками), погремушки, мягкая игрушка “зайчик”, обруч с лентами, стульчики, музыкальное оборудование.
Содержание занятия
1. “Поезд”.
Дети и их родители встают в колонну, берутся друг за друга (можно за кофточку) или пояс и “едут” на занятие под музыку, впереди педагог-психолог. Если дети незнакомы или редко друг друга видят, можно вставать в паровозик парами: родитель ребенок.
Дети с родителями приезжают на “полянку” и садятся на стульчики, родитель садится рядом с ребенком.
2. Упражнение “Привет ладошки”.
Педагог-психолог предлагает детям поздороваться: “Давайте, ребятки, поздороваемся, где ваши ладошки, покажите их”. Подходит к каждому ребенку, кладет свои ладони на ладошки ребенка и четко, медленно проговаривает: “При-вет, ла-до-шки!”. Педагог стимулирует детей к подражанию, дети отвечают, подражая педагогу. Допускается помощь родителей. Если ребенок не говорит, педагог говорит за ребенка, глядя ему в глаза. Родители участвуют в упражнении.
3. Упражнение “Похлопаем в ладошки”.
Педагог-психолог предлагает детям похлопать в ладошки:
“Давайте, ребятки, громко похлопаем в ладошки!”. Он вместе с детьми хлопает в ладошки. Обязательно хвалит детей: “Молодцы, хорошо!”
4. Упражнение на дыхание и жестовую речь “Снежок”.
Психолог показывает коробочку со снежками (ватными шариками): “Посмотрите, какая у меня красивая коробочка, в ней лежит снежок. Кому дать снежок? – спрашивает у детей.
Педагог-психолог подходит к каждому ребенку и говорит: “Попроси у меня снежок”. Ребенок старается жестами показать: “Дай (просит ладошкой) мне (показывает на себя), снежок (старается проговорить)”. Педагог помогает каждому ребенку, делает вместе с ним. Если ребенок говорящий, то все действия проговаривает. Если не говорящий, ребенку помогает взрослый, проговаривает вместе с ним или за него, держа в своих руках его ладошки. Педагог-психолог дает каждому ребенку снежок.
Затем педагог-психолог предлагает вытянуть ручку, сделать ровную ладошку, положить на нее снежок и по счету 1, 2, 3 дунуть на него. Затем дети поднимают снежки и опять дуют. Упражнение повторяется 2-3 раза.
После упражнения обязательно хвалит детей.
5. Песенка “Ладушки-ладошки”.
Педагог-психолог говорит: “А сейчас мы с вами поиграем в ладушки, приготовьте свои ручки и повторяйте за мной”.
Педагог-психолог под музыку поет песенку “Ладушки-ладошки” и показывает движения. Дети, вместе с родителями повторяют движения за ним, соответственно тексту.
Ладушки-ладошки, Ритмично хлопают в ладоши.
Звонкие хлопошки…
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.
Да…. Кладут ладони на колени.
Кулачки сложили, Складывают ладони в кулачки.
Кулачками били:
“Тука-тука, тука-тук!” Стучат кулачками друг о друга.
“Тука-тука, тука-тук!”
Да…. Кладут ладони на колени.
Ладушки плясали, Сжимают и разжимают кулачки.
Деток забавляли,
Так они плясали,
Деток забавляли.
Да…. Кладут ладони на колени.
Ладушки устали, Кладут ладони, сложенные “лодочкой” под правую, затем под левую щечку.
Ладушки поспали.
Баю-баю-баюшки,
Баю-баю-ладушки.
Да…. Кладут ладони на колени.
“Молодцы, очень хорошо играли в ладушки”, – хвалит всех детей педагог-психолог.
6. Упражнение на слуховое восприятие “Погремушка”.
Педагог-психолог раздает погремушки детям и их родителям, раздает и показывает, как она звенит, когда раздаст, предлагает всем позвенеть.
Педагог-психолог под музыку поет песенку, называет части тела, а дети ударяют погремушкой по этим частям тела, соответственно тексту.
“Сейчас будем стучать погремушкой там, где я скажу, слушайте песенку”, говорит педагог-психолог и начинает петь:
Погремушка, погремушка, Дети звенят погремушками.
Развеселая игрушка.
Погремушку я держу,
По коленкам постучу. Стучат погремушками по коленкам.
(ножкам, спинке, животику)
После упражнения обязательно хвалить детей.
7. Игра на слуховое восприятие. “Зайка серенький сидит”.
Психолог говорит, что в гости к ребятам идет зайка, предлагает всем вместе позвать его: “Зайка иди к нам!”. Дети вместе с психологом зовут его, соединяя жестовую речь с активной речью: “Зайка иди (машут рукой на себя) к нам (пальцем вниз). Родители зовут зайку вместе с детьми.
В гости приходит зайка (мягкая игрушка), психолог рассматривает зайку, показывает ушки, лапки, животик, хвостик, ребятки трогают зайку.
“А теперь поиграем с зайкой”, – говорит педагог-психолог.
Педагог-психолог говорит слова и вместе с зайкой и детьми выполняет движения, дети приседают (кто может) или чуть сгибают колени:
Зайка серенький сидит, Дети приседают по возможности
и ушами шевелит. Дети прикладывают руки к голове,
Вот так, вот так, и попеременно машут ими.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Дети встают.
Надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, Хлопают в ладошки.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. Прыгают (по возможности).
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
После игры педагог-психолог хвалит детей.
8. Подвижная игра “Карусели”.
Психолог берет большой обруч с ленточками и предлагает поиграть в игру “Карусели”. Дети вместе с родителями берутся за обруч или ленточки (в зависимости от количества детей) и проговаривают слова игры, выполняя движения соответственно тексту:
Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели. Идут очень тихо.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом. Шаг убыстряют
Тише, тише, не спешите, Идут медленно
Карусель остановите. Останавливаются
Раз, два, раз, два, Прикладывают ручку к голове
Закружилась голова. Качают головой.
Педагог – психолог хвалит всех за игру.
9. “Поезд”
.Дети и их родители встают в колонну, берутся друг за друга (можно за кофточку) и “уезжают” с занятия под музыку. Можно вставать в паровозик парами: родитель ребенок.