1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?
Психологическая разминка.
Похлопайте в ладоши те, кто
-- не выспался сегодня;
-- кто вкусно позавтракал;
-- кто рад видеть соседа;
-- кто пришел с хорошим настроением;
-- кто готов работать.
2. Мотивационно-мобилизующий этап.
Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа. Какова же тема сегодняшнего урока? Хотите узнать? Тогда слушайте.
Мамонт и папонт
Гуляли на речке.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А маленький внучонт
Сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
(М. Яснов)
- Почему это стихотворение вызвало у вас добрую улыбку?
- Как вы думаете, какое отношение имеет стихотворение к теме урока?
Мы продолжаем разговор о словообразовании имен существительных. Запишите тему в тетрадь: “Словообразование имён существительных”.
- Какие цели вы перед собой ставите? Чего ждете от этого урока?
3. Словарно-орфографическая работа.
Учитель. Отгадайте загадку.
У меня друзей – не счесть.
Среди них и козлик есть.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке.
Велосипед – лат. язык, “велох” – быстрый;
“пед” – нога.
Велосипед - ист.
Велосипед - ист- к- а.
Велосипед - н- ый.
Велосипед – двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями.
Учитель. Придумайте предложения со словарным словом по следующим схемам:
[ Обращение ! ] . А: “П!”
Учитель: подведем итоги работы. Что нового вы узнали? Что повторили, выполняя задание со словарным словом?
4. Система упражнений. Систематизация знаний по теме “Словообразование имён существительных”.
Учитель. Начнем мы сегодняшнюю работу с лексической разминки.
Запишите слова, имеющие в своем составе корень – вело – в значении “быстрый”. (с последующей взаимопроверкой). Лексическое значение всех слов объясняется.
Дети. Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, велоспорт, веломарафон, велокамера, велодром.
Учитель: вызвало ли трудности это задание?
Распределительное списывание.
Учитель: самостоятельно сформулируйте задание.
Дети: слова нужно разделить на несколько групп.
Учитель: Давайте подумаем, по какому принципу мы их можем разделить?
Дети: по способу словообразования.
Учитель. Покажите на пальчиках, сколько способов образования слов вы знаете?
Дети. Четыре: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение.
Учитель. Сформулируйте задание.
Дети. Записать слова, распределяя их по четырем колонкам в зависимости от способа образования, вставить пропущенные буквы.
Карточки.
Соавтор, вел...с...педист, сварщик, нагр...ватель, под...конник, медвеж...нок, мотоц...клист, подстаканник, лун...ход, кирпич...к, пригород.
Проверяем выполнение задания.
приставочный | суффиксальный | приставочно-суффиксальный | сложение |
Соавтор Пригород |
Велосипедист Сварщик Нагреватель Медвежонок Мотоциклист Кирпичик |
Подоконник Подстаканник |
Луноход |
Учитель. Внимательно посмотрите на записанные слова. Есть ли здесь примеры слов, образованных по одной модели? Выпишите эти слова, постройте словообразовательную модель
Дополнительное задание для сильных учащихся.
Подберите свои примеры к данным словообразовательным моделям.
Дети:
Учитель. Дайте определение понятию “словообразовательная модель”. Следующее упражнение поможет нам научиться составлять словообразовательные модели.
Словообразовательные пропорции.
Орех | = | горох | = | замок | = | букварь |
Орешек | ? | ? | ? | |||
правда | = | погода | = | решительность | ||
неправда | непогода | ? | ||||
локоть | = | колено | = | дом | ||
налокотник | ? | ? | ||||
тепло, ходить | = | вода, падать | = | сталь, варить | ||
теплоход | ? | ? |
Учитель. Что мы повторим, выполняя это задание? С какими трудностями вы столкнулись в ходе выполнения упражнения? Что необходимо сделать, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.
(Учащиеся на полях пишут вопросы, ответы на которые необходимо найти дома. Например: от чего зависит написание суффиксов ЕК и ИК в именах существительных? В каком случае Не пишется слитно с именами существительными, а в каких раздельно?)
Учитель. Какие способы образования слов мы повторили, выполняя это задание.
Учитель. Сложным показалось вам это задание?
Дети: конечно, нет.
Учитель. Выделять морфемы в слова и определять словообразовательные модели – дело очень трудное. А вот почему, вы мне ответите сами, выполнив следующее задание.
Морфемная разминка.
Задание: запишите слова, выделите в них морфемы. Вы можете выполнять это задание без подсказки, самостоятельно, или воспользоваться подсказкой. Каждый учащийся сам решает, по какому пути пройти, выбирая листочек с заданием разного цвета. Красный: самостоятельный путь решения, зелёный: путь решения с подсказкой.
Красная карточка. Без подсказки. | Зелёная карточка. С подсказкой. |
Стульчик – мячик; | Стульчик (стул) – мячик (мяч) |
Валечка – речка; | Валечка (Валя) – речка (река к//ч) |
Осинка – снежинка; | Осинка (осина) – снежинка (снег г\\ж) |
Лисонька – яблонька. | Лисонька (лиса) – яблонька (яблоня) |
Самопроверка.
Стуль - чик - мяч - ик
Вал – ечк- а - реч –к - а
Осин – к – а - снеж – инк –а
Лис – оньк –а - яблонь- к -а
Дополнительное задание :
Найдите слова, образованные по одной модели.
Дети: речка, осинка, яблонька. C к y
Учитель. Что общего между словами?
Дети: одна словообразовательная модель, общее значение “нечто маленькое”, которое передается с помощью суффикса –К-, общие грамматические показатели, выражающиеся с помощью окончания : существительные женского рода, 1 склонения, единственного числа, именительного падежа.
Учитель. С какими трудностями мы можем столкнуться, выполняя морфемный разбор?
Дети: выполняя морфемный разбор, нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить ошибок, не просто находить омонимичные морфемы, но и учитывать значение слова.
Игра “Я учитель”.
Учитель: Коля Лентяйкин, наш с вами давний знакомый, как всегда был невнимательным, когда изучал тему “Словообразование. Морфемика”. И вот к чему это привело. Он так определил значение следующих слов.
Радист – человек, который испытывает чувство радости.
Пломбир – врач, который ставит пломбы.
Учитель. Почему ошибся Коля?
Дети. Неправильно подбирал однокоренные слова, неверно определял морфемы.
Учитель. Поможем Коле исправить ошибки, подберем однокоренные слова, разберём слова по составу.
Радист – радио, радиомаяк
Пломбир – пломбирный
Учитель. В русском языке новые слова образуются по определенным словообразовательным моделям, и мы это доказали. Возникает вопрос: подходят ли эти модели ко всем словам без исключения? Выскажите ваши предположения. Словообразовательные модели используются для образования определенной группы слов. Незнание этого может привести к грубейшим ошибкам. Правда, есть такая группа людей, которым подобные ошибки мы можем простить. О ком идёт речь?
Дети: о малышах.
“Говорят дети”.
Конфетоед .
Дифференцированное задание:
1 задание: определите, по какой словообразовательной модели образованы слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад.
Запишите модели, подберите пример (примеры) слов, существующих в русском языке, которые образовались по данной модели.
Например: замужница. Словообразовательная модель – за - ... ниц – а.
Слова, существующие в русском языке: затворница, заложница.
Конфетоед. | Словообразовательная модель: |
Примеры слов: ________________________ | |
Велосипедница. | Словообразовательная модель: |
Примеры слов: ________________________ | |
Режницы. | Словообразовательная модель: |
Примеры слов: ________________________ | |
Зубопад. | Словообразовательная модель: |
Примеры слов: ________________________ |
2 задание: попытайтесь объяснить, почему ребенок мог придумать слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад, описав речевую ситуацию, в которой они могут быть употреблены. (Опишите речевую ситуацию только одного любого слова).
Например: Маленький Дима, рассказывая воспитательнице детского сада про свою семью, говорит:
- Моя мама замужница. Она замужем за папой.
Подведение итогов.
Оцените степень выполнения задач, поставленных в начале урока.
Поделитесь впечатлениями от урока, продолжив одну из формулировок:
- Сегодня я узнал...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Я выполнял задания...
- Теперь я могу...
- У меня получилось...
Психологическая гимнастика.
Похлопайте в ладоши те,
- у кого остались еще вопросы;
- кто разобрался в теме;
- кто завершает урок с хорошим настроением;
Домашнее задание дается по учебнику.