Урок биологии по теме "Воздушное (углеродное) питание растений"

Разделы: Биология


Тип урока “открытие” новых знаний.

Форма: проблемное изучение.

Технологии обучения: Этап 1, 2 – поисковая деятельность в группах, эвристическая, частично поисковая. Этап 3 – проектная. Этап 4 – проблемное изучение. Этап 5, 6 – технология креативного мышления.

Общая часть
Цель урока: Углубление знаний о способах питания в органическом мире, об особенностях пластического обмена веществ на примере фотосинтеза, изучение механизма фотосинтеза.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные Предметные Метапредметные
Формирование:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

- готовности к самообразованию и самовоспитанию.

- адекватной позитивной самооценки.

- адекватного оценивания своих возможностей в достижении цели.

- интеллектуальных умений.

- понимания относительности мнений и подходов к решению проблем.

- основ коммуникации.

Формирование:

- познавательной сферы (знания о процессе фотосинтеза, его протекании и значении для всего живого на Земле).

- способности к синтезированию умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.

Формирование:

- умения видеть проблему, ставить цели и задачи, защищать идеи.

- умения работать с разными источниками биологической информации.

- умения анализировать и оценивать информацию.

- умения адекватно использовать речевые средства, аргументировать свою точку зрения.

- способности к осуществлению познавательной рефлексии.

- основ рефлективного чтения.

Задачи:
Воспитывающая Развивающая Обучающая
- формирование гордости за отечественных ученых, внесших вклад в изучение фотосинтеза.

- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществление экологического воспитание.

- формирование способности видеть уникальность растительного мира и воспитать бережное отношение к нему.

- формирование практических навыков и умений работы с инструктивными карточками и ЭОРами разных типов (информационный, практический, контрольный тип электронного ресурса).

- развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

- формирование общего представления о фотосинтезе.

- углубление знания школьников о значении растений в природе и жизни человека.

- изучение механизма, результатов и особенностей протекания световой и темновой фазы фотосинтеза;

- формирование понимания роли света, воды и углекислого газа в процессе фотосинтеза.

Основные понятия, изучаемые на уроке Органические вещества – углеводы (крахмал), синтез, хлоропласты, хлорофилл, фотосинтез, консерванты солнечной энергии, круговорот веществ.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, проектор, электронные тесты.
Организационная структура урока
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке цели урока.

Форма работы: групповая.

В начале урока учителем рассказывается притча (Приложение)

Как вы думаете, что имел в виду Насреддин? А правда ли, что кто-то может питаться воздухом? (да, растения). Вот и наш сегодняшний урок мы посвятим воздушному питанию растений.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Рассказывает притчу и задает вопросы к размышлению.

Координирует и обобщает ответы детей.

Подводит к пониманию и формулировке темы урока.

Слушают притчу, рассуждают о смысле высказывания Насреддина, высказывая и объясняя собственные мнения.

Вместе с учителем формулируют тему урока.

- формирование способности работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, стремления к открытию знаний, приобретению умений.

- формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.

Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: Актуализация имеющихся знаний по процессам, протекающим внутри растения, выявление мест и причин затруднения.

Форма работы: групповая работа

Проверка домашнего задания: (составить лимерик по теме питание растений – Приложение)

Цель: развитие интеллектуальных способностей, закрепление материала в творческой форме.

После каждого прочтения следует обсуждение группой. Ребята говорят, что они поняли, объясняют лимерик с научной точки зрения. Автор объясняет, насколько ему получилось воплотить задуманную изначально идею, что не получилось и что хотелось бы подправить.

Учитель оценивает не только учащегося, составившего лимерик, но и ребят, которые наиболее полно и грамотно его прокомментировали, выставляет отметки.

Вопросы для актуализации знаний:

Цель: обобщение знаний по прошлой теме, переход к новой теме, формулирование цели урока.

Подобный вопрос возник и у ученого Ван Гельмонта, после проведенного им опыта (демонстрируется и комментируется иллюстрация). Каким образом ива добыла 58 кг органических веществ, из которых построила свой организм? (если дети назовут, что из-за воды, сказать, что Ван Гельмонт тоже так думал, но последующие опыты ученых, это предположение не подтвердили).

Давайте, сформулируем цель нашего урока, которую нам предстоит достичь сегодня, чтобы ответить на поставленный вопрос (Цель: изучить процесс образования органических веществ внутри растения).

Что нам нужно узнать или сделать для решения возникшей проблемы и достижения поставленной цели?

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Координирует проверку заданий по предыдущей теме.

Оценивает работу учащихся, выставляет отметки.

Представляет материал, позволяющий осуществить переход к новой теме в виде побуждающего диалога.

Демонстрирует и описывает опыт Ван Гельмонта.

Фиксирует индивидуальные затруднения при выполнении заданий и ответах на вопросы.

Выступают с подготовленным лимерик, оценивают свою деятельность при подготовке домашнего задания. Объясняют каждый лимерик с научной точки зрения. Обсуждают правильность выполнения задания другими учениками.

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают соответствующие данные, делают содержательные обобщения:

- вспоминают, изученный ранее материал, который связан с формулировкой проблемы;

- определяют, каких знаний не хватает.

Производят постановку цели урока.

- развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных;

- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- формирование рефлексивных умении определения границы между знанием и незнанием.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- развитие способности к целеполаганию.

Этап 3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Составление плана действий и выявление средств для его выполнения.

Форма работы: групповая, дискуссия.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Руководит процессом построения проекта выхода из затруднения на всех этапах при помощи подводящего диалога.

Записывает на доске составленный план.

Выбирают способы выхода из затруднения.

Строят план достижения цели.

- формирование способности к осуществлению выбора наиболее эффективных способов решения задач.

- развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование способности устанавливать и сравнивать различные точки зрения, перед принятием решения.

- развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

- формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации.

- развитие способности к принятию решения на основе переговоров.

Этап 4. Реализация построенного проекта.  (Открытие новых знаний)

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: работа в малых группах, групповая.

Работа в малых группах.

Цель: получение новых знаний, посредством выполнения малыми группами разных заданий.

После выполнения и объединения заданий должна быть достигнута поставленная цель. Группы формируются на основе предоставленных психологом результатов диагностики. Комплектуются с учетом различных сенсорных репрезентативных систем (визуальные, аудиальные, кинестетические, внемодальные). Задания находятся в конвертах (Приложение) и выдаются группам, якобы, случайно. Как правило, в группе появляется лидер, который руководит работой группы, а после выполнения всех поставленных перед группой задач, презентует результат.

Группа 1 (визуалы) Задание:

Цель: изучение части нового материала, посредством его преобразования в другую знаковую систему.

Для этого учащимся предоставляется компьютер.

Группа 2 (внемодалы) Задание:

Цель: сфокусировать внимание учащихся, на выделении кислорода в процессе фотосинтеза.

Учитель может предоставить дополнительные материалы, необходимые для постановки.

Группа 3 (кинестетики) Задание:

Цель: доказать, что в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода.

Учащимся предоставляется дополнительная литература для изучения.

Группа 4 (аудиалы) Задание:

Цель: изучение части нового материала, на основе ассоциативных цепочек.

Перед тем, как учащиеся начнут презентовать друг другу свою работу проводится Физминутка (Презентация).

Цель: переход от одной деятельности к другой, мобилизация внимания.

Презентация работ: 1 группа – схема фотосинтеза (через проектор), 2 группа – опыт Д.Пристли (инсценировка), 3 группа – демонстрация опыта (с использованием лабораторного оборудования), 4 группа – дальнейшая жизнь органических веществ (образы и их взаимосвязи).

Вернемся к началу урока и попробуем ответить на вопрос, вызвавший затруднения в начале урока. Откуда растения берут органические вещества.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Предлагает тексты для изучения.

Координирует работу учащихся.

Задает вопросы. Выдает карточки и объясняет как именно необходимо выполнить задание. Демонстрирует процесс фотосинтеза. Рассказывает о опыте Д.Пристли в форме эвристической беседы.

Контролирует проведение опыта в классе.

Изучают текст учебника и информацию по теме в сети Интернет.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание, моделируя процесс фотосинтеза.

Проводят опыт, доказывающий выделение кислорода в процессе фотосинтеза. Формулируют вывод.

Отвечают на исходный вопрос.

- формирование устойчивого познавательного интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива.

- развитие способности преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

- формирование навыка расширенного поиска информации.

- формирование навыка изучающего и поискового чтения.

- развитие способности к проведению наблюдения и эксперимента под руководством учителя.

- формирование умения выделять главное и второстепенное.

- развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием в личной речи.

Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: групповая.

Игра “Фантазеры” (Приложение)
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Объясняет смысл задания, контролирует работу, оценивает правильность, корректирует ответы. Моделируют ситуацию, согласно заданию.

Озвучивают результат, мотивируя свой ответ.

- формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- формирование способности к сопоставлению имеющихся данных при моделировании.

- развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала у каждого учащегося.

Форма работы: индивидуальная работа.

Выполнение тестового задания, с последующей самопроверкой на основе образца, предоставленного учителем (Приложение):

Поднимите руки, у кого нет ошибок, поставьте “5”, у кого одна ошибка, поставьте “4”, у кого две ошибки, поставьте “3”.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Раздает тесты, обозначает отведенное на их решение время, контролирует самостоятельное выполнение работы. Раздает образцы для самопроверки.

Демонстрирует и обосновывает верные ответы (разбор решений после самопроверки учащимися).

Самостоятельно выполняют задание, после выполнения осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом. - формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- привитие способности объективно оценивать себя.

- формирование позитивной моральной самооценки.

Этап 7. Включение в систему знаний, повторение.

Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний.

Форма работы: групповая.

Обобщение полученных на уроке знаний, их включение в систему знаний

- Как вы думаете, влияет ли процесс фотосинтеза, протекающий в растениях, на другие живые организмы Земли? (Да – регулирует количество кислорода и углекислого газа в составе воздуха, синтезирует органические вещества, которые необходимы животным и человеку, но к образованию, которых они не способны)

- Что может произойти на Земле при полном уничтожении растительного покрова? (рассуждения учащихся)

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Задает учащимся вопросы, подталкивающие к обобщению знаний (новых и имеющихся ранее). Формулирует итог. Отвечают на вопросы учителя. - формирование способности обобщать понятия и знания в единую систему знаний.

- развитие способности осуществлять сравнение и делать анализ на основе полученных знаний.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

- развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Этап 8. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.

Форма работы: групповая.

Анализ полноты достижения поставленной цели и правильность выбора методов ее достижения (цель обучения - способы достижения цели - результат). Происходит обсуждение деятельности группы на уроке (чего удалось достичь, какие сложности возникали, причины их возникновения, что необходимо предпринять в следующий раз для предотвращения сложностей и т.д.) и самоанализ деятельности учащихся (наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока, что получилось хорошо, что не получилось или получилось с трудом).

Построение теории об использовании полученных знаний в жизни (Нельзя вырубать зеленые насаждения Земли, т.к. снизится количество кислорода в составе воздуха. Для повышения интенсивности фотосинтезирования растений необходимо удобрять растения, т.к. в результате гниения органических остатков и навоза выделяется углекислый газ).

Сравнительный анализ и выделение наиболее важной информации, полученной на уроке (чем пополнили багаж знаний).

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить степень достижения цели.

Интересуется, какие моменты урока показались учащимся наиболее интересными, а какие наиболее трудными.

Проверяет понимание учащимися связи теоретических знаний с практикой.

Предлагает проанализировать полученный объем знаний.

Оценивают степень достижения цели, поставленной в начале урока.

Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока.

Выстраивают теорию о том, как можно использовать знания о видоизменениях листьев в жизни.

Анализируют (сравнивают) информацию о листьях, которая была им известна с информацией, полученной в ходе урока.

- привитие основ коммуникативной рефлексии.

- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.

- формирование позитивной моральной самооценки.

- развитие навыка сравнительного анализа и выделения из получаемого материала наиболее важных частей.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- формирование способности к использованию теоретических знаний на практике.

- развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Этап 9. Домашнее задание.

Цель: закрепление и углубление знаний по теме фотосинтез.

Форма работы: индивидуальная.

Обязательное задание: пересказать параграф 27 стр.95-98, повторить параграф18 стр.46-48 учебник 4 класса.

Дополнительно (по выбору учащихся):

Объясните, как вы понимаете выражения: Огонь костра – это солнечная энергия. Растения – это солнечные консервы. Растения – связывают Землю с космосом.

ответить на 3 и 4 вопросы стр.98

Составьте 2-3 буриме по сегодняшней теме, используя опорные слова: солнце, жизнь, фотосинтез, кислород.

- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.

- формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.

- формирование способности к моделированию ситуаций.

- формирование способности работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Озвучивает домашнее задание, объясняя его суть и последовательность действий при выполнении. Записывают задание. Слушают объяснения учителя. Задают уточняющие вопросы при недопонимании. - развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.

- формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.