Тип урока “открытие” новых знаний.
Форма: проблемное изучение.
Технологии обучения: Этап 1, 2 – поисковая деятельность в группах, эвристическая, частично поисковая. Этап 3 – проектная. Этап 4 – проблемное изучение. Этап 5, 6 – технология креативного мышления.
Общая часть | |||||||||||||||||
Цель урока: Углубление знаний о способах питания в органическом мире, об особенностях пластического обмена веществ на примере фотосинтеза, изучение механизма фотосинтеза. | |||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты: | |||||||||||||||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||||||||||||
Формирование: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. - готовности к самообразованию и самовоспитанию. - адекватной позитивной самооценки. - адекватного оценивания своих возможностей в достижении цели. - интеллектуальных умений. - понимания относительности мнений и подходов к решению проблем. - основ коммуникации. |
Формирование: - познавательной сферы (знания о процессе фотосинтеза, его протекании и значении для всего живого на Земле). - способности к синтезированию умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации. |
Формирование: - умения видеть проблему, ставить цели и задачи, защищать идеи. - умения работать с разными источниками биологической информации. - умения анализировать и оценивать информацию. - умения адекватно использовать речевые средства, аргументировать свою точку зрения. - способности к осуществлению познавательной рефлексии. - основ рефлективного чтения. |
|||||||||||||||
Задачи: | |||||||||||||||||
Воспитывающая | Развивающая | Обучающая | |||||||||||||||
- формирование гордости за
отечественных ученых, внесших вклад в изучение
фотосинтеза. - формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, осуществление экологического воспитание. - формирование способности видеть уникальность растительного мира и воспитать бережное отношение к нему. |
- формирование практических
навыков и умений работы с инструктивными
карточками и ЭОРами разных типов
(информационный, практический, контрольный тип
электронного ресурса). - развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы. - формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни. |
- формирование общего представления
о фотосинтезе. - углубление знания школьников о значении растений в природе и жизни человека. - изучение механизма, результатов и особенностей протекания световой и темновой фазы фотосинтеза; - формирование понимания роли света, воды и углекислого газа в процессе фотосинтеза. |
|||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Органические вещества – углеводы (крахмал), синтез, хлоропласты, хлорофилл, фотосинтез, консерванты солнечной энергии, круговорот веществ. | ||||||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, проектор, электронные тесты. | ||||||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||||||
Этап 1. Мотивирование к
учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся, подвести к формулировке цели урока. Форма работы: групповая. |
|||||||||||||||||
В начале урока учителем
рассказывается притча (Приложение) Как вы думаете, что имел в виду Насреддин? А правда ли, что кто-то может питаться воздухом? (да, растения). Вот и наш сегодняшний урок мы посвятим воздушному питанию растений. |
|||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Рассказывает притчу и задает
вопросы к размышлению. Координирует и обобщает ответы детей. Подводит к пониманию и формулировке темы урока. |
Слушают притчу, рассуждают о
смысле высказывания Насреддина, высказывая и
объясняя собственные мнения. Вместе с учителем формулируют тему урока. |
- формирование способности
работать с метафорами – понимать переносный
смысл выражений. - развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, стремления к открытию знаний, приобретению умений. - формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации. |
|||||||||||||||
Этап 2. Актуализация знаний. Цель: Актуализация имеющихся знаний по процессам, протекающим внутри растения, выявление мест и причин затруднения. Форма работы: групповая работа |
|||||||||||||||||
Проверка домашнего
задания: (составить лимерик по теме питание
растений – Приложение) Цель: развитие интеллектуальных способностей, закрепление материала в творческой форме. После каждого прочтения следует обсуждение группой. Ребята говорят, что они поняли, объясняют лимерик с научной точки зрения. Автор объясняет, насколько ему получилось воплотить задуманную изначально идею, что не получилось и что хотелось бы подправить. Учитель оценивает не только учащегося, составившего лимерик, но и ребят, которые наиболее полно и грамотно его прокомментировали, выставляет отметки. Вопросы для актуализации знаний: Цель: обобщение знаний по прошлой теме, переход к новой теме, формулирование цели урока. Подобный вопрос возник и у ученого Ван Гельмонта, после проведенного им опыта (демонстрируется и комментируется иллюстрация). Каким образом ива добыла 58 кг органических веществ, из которых построила свой организм? (если дети назовут, что из-за воды, сказать, что Ван Гельмонт тоже так думал, но последующие опыты ученых, это предположение не подтвердили). Давайте, сформулируем цель нашего урока, которую нам предстоит достичь сегодня, чтобы ответить на поставленный вопрос (Цель: изучить процесс образования органических веществ внутри растения). Что нам нужно узнать или сделать для решения возникшей проблемы и достижения поставленной цели? |
|||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Координирует проверку
заданий по предыдущей теме. Оценивает работу учащихся, выставляет отметки. Представляет материал, позволяющий осуществить переход к новой теме в виде побуждающего диалога. Демонстрирует и описывает опыт Ван Гельмонта. Фиксирует индивидуальные затруднения при выполнении заданий и ответах на вопросы. |
Выступают с подготовленным
лимерик, оценивают свою деятельность при
подготовке домашнего задания. Объясняют каждый
лимерик с научной точки зрения. Обсуждают
правильность выполнения задания другими
учениками. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают соответствующие данные, делают содержательные обобщения: - вспоминают, изученный ранее материал, который связан с формулировкой проблемы; - определяют, каких знаний не хватает. Производят постановку цели урока. |
- развитие креативного
мышления и способности к сопоставлению данных; - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - формирование рефлексивных умении определения границы между знанием и незнанием. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - развитие способности к целеполаганию. |
|||||||||||||||
Этап 3. Построение проекта
выхода из затруднения. Цель: Составление плана действий и выявление средств для его выполнения. Форма работы: групповая, дискуссия. |
|||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Руководит процессом
построения проекта выхода из затруднения на всех
этапах при помощи подводящего диалога. Записывает на доске составленный план. |
Выбирают способы выхода из
затруднения. Строят план достижения цели. |
- формирование способности к
осуществлению выбора наиболее эффективных
способов решения задач. - развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование способности устанавливать и сравнивать различные точки зрения, перед принятием решения. - развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. - формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации. - развитие способности к принятию решения на основе переговоров. |
|||||||||||||||
Этап 4. Реализация
построенного проекта. (Открытие новых знаний) Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: работа в малых группах, групповая. |
|||||||||||||||||
Работа в малых
группах. Цель: получение новых знаний, посредством выполнения малыми группами разных заданий. После выполнения и объединения заданий должна быть достигнута поставленная цель. Группы формируются на основе предоставленных психологом результатов диагностики. Комплектуются с учетом различных сенсорных репрезентативных систем (визуальные, аудиальные, кинестетические, внемодальные). Задания находятся в конвертах (Приложение) и выдаются группам, якобы, случайно. Как правило, в группе появляется лидер, который руководит работой группы, а после выполнения всех поставленных перед группой задач, презентует результат. Группа 1 (визуалы) Задание: Цель: изучение части нового материала, посредством его преобразования в другую знаковую систему. Для этого учащимся предоставляется компьютер. Группа 2 (внемодалы) Задание: Цель: сфокусировать внимание учащихся, на выделении кислорода в процессе фотосинтеза. Учитель может предоставить дополнительные материалы, необходимые для постановки. Группа 3 (кинестетики) Задание: Цель: доказать, что в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода. Учащимся предоставляется дополнительная литература для изучения. Группа 4 (аудиалы) Задание: Цель: изучение части нового материала, на основе ассоциативных цепочек. Перед тем, как учащиеся начнут презентовать друг другу свою работу проводится Физминутка (Презентация). Цель: переход от одной деятельности к другой, мобилизация внимания. Презентация работ: 1 группа – схема фотосинтеза (через проектор), 2 группа – опыт Д.Пристли (инсценировка), 3 группа – демонстрация опыта (с использованием лабораторного оборудования), 4 группа – дальнейшая жизнь органических веществ (образы и их взаимосвязи). Вернемся к началу урока и попробуем ответить на вопрос, вызвавший затруднения в начале урока. Откуда растения берут органические вещества. |
|||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Предлагает тексты для
изучения. Координирует работу учащихся. Задает вопросы. Выдает карточки и объясняет как именно необходимо выполнить задание. Демонстрирует процесс фотосинтеза. Рассказывает о опыте Д.Пристли в форме эвристической беседы. Контролирует проведение опыта в классе. |
Изучают текст учебника и
информацию по теме в сети Интернет. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание, моделируя процесс фотосинтеза. Проводят опыт, доказывающий выделение кислорода в процессе фотосинтеза. Формулируют вывод. Отвечают на исходный вопрос. |
- формирование устойчивого
познавательного интереса и становления
смыслообразующей функции познавательного
мотива. - развитие способности преобразования информации из одной знаковой системы в другую; - формирование навыка расширенного поиска информации. - формирование навыка изучающего и поискового чтения. - развитие способности к проведению наблюдения и эксперимента под руководством учителя. - формирование умения выделять главное и второстепенное. - развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. |
|||||||||||||||
Этап 5. Первичное
закрепление с проговариванием в личной речи. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: групповая. |
|||||||||||||||||
Игра “Фантазеры” (Приложение) | |||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Объясняет смысл задания, контролирует работу, оценивает правильность, корректирует ответы. | Моделируют ситуацию,
согласно заданию. Озвучивают результат, мотивируя свой ответ. |
- формирование способности
владения основами прогнозирования как
предвидения будущих событий и развития процесса. - формирование способности к сопоставлению имеющихся данных при моделировании. - развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. |
|||||||||||||||
Этап 6. Самостоятельная
работа с самопроверкой. Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала у каждого учащегося. Форма работы: индивидуальная работа. |
|||||||||||||||||
Выполнение тестового
задания, с последующей самопроверкой на основе
образца, предоставленного учителем (Приложение): Поднимите руки, у кого нет ошибок, поставьте “5”, у кого одна ошибка, поставьте “4”, у кого две ошибки, поставьте “3”. |
|||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Раздает тесты, обозначает
отведенное на их решение время, контролирует
самостоятельное выполнение работы. Раздает
образцы для самопроверки. Демонстрирует и обосновывает верные ответы (разбор решений после самопроверки учащимися). |
Самостоятельно выполняют задание, после выполнения осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом. | - формирование умения
самостоятельно контролировать свое время и
управлять им. - привитие способности объективно оценивать себя. - формирование позитивной моральной самооценки. |
|||||||||||||||
Этап 7. Включение в систему
знаний, повторение. Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. Форма работы: групповая. |
|||||||||||||||||
Обобщение полученных на
уроке знаний, их включение в систему знаний - Как вы думаете, влияет ли процесс фотосинтеза, протекающий в растениях, на другие живые организмы Земли? (Да – регулирует количество кислорода и углекислого газа в составе воздуха, синтезирует органические вещества, которые необходимы животным и человеку, но к образованию, которых они не способны) - Что может произойти на Земле при полном уничтожении растительного покрова? (рассуждения учащихся) |
|||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Задает учащимся вопросы, подталкивающие к обобщению знаний (новых и имеющихся ранее). Формулирует итог. | Отвечают на вопросы учителя. | - формирование способности
обобщать понятия и знания в единую систему
знаний. - развитие способности осуществлять сравнение и делать анализ на основе полученных знаний. - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. - развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. |
|||||||||||||||
Этап 8. Рефлексия учебной
деятельности. Цель: самооценка собственной деятельности на уроке. Форма работы: групповая. |
|||||||||||||||||
Анализ полноты достижения
поставленной цели и правильность выбора методов
ее достижения (цель обучения - способы достижения
цели - результат). Происходит обсуждение
деятельности группы на уроке (чего удалось
достичь, какие сложности возникали, причины их
возникновения, что необходимо предпринять в
следующий раз для предотвращения сложностей и
т.д.) и самоанализ деятельности учащихся
(наиболее трудные и наиболее интересные моменты
урока, что получилось хорошо, что не получилось
или получилось с трудом). Построение теории об использовании полученных знаний в жизни (Нельзя вырубать зеленые насаждения Земли, т.к. снизится количество кислорода в составе воздуха. Для повышения интенсивности фотосинтезирования растений необходимо удобрять растения, т.к. в результате гниения органических остатков и навоза выделяется углекислый газ). Сравнительный анализ и выделение наиболее важной информации, полученной на уроке (чем пополнили багаж знаний). |
|||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Предлагает вспомнить тему и
задачи урока и оценить степень достижения цели. Интересуется, какие моменты урока показались учащимся наиболее интересными, а какие наиболее трудными. Проверяет понимание учащимися связи теоретических знаний с практикой. Предлагает проанализировать полученный объем знаний. |
Оценивают степень
достижения цели, поставленной в начале урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее интересные моменты урока. Выстраивают теорию о том, как можно использовать знания о видоизменениях листьев в жизни. Анализируют (сравнивают) информацию о листьях, которая была им известна с информацией, полученной в ходе урока. |
- привитие основ
коммуникативной рефлексии. - развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели. - формирование позитивной моральной самооценки. - развитие навыка сравнительного анализа и выделения из получаемого материала наиболее важных частей. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - формирование способности к использованию теоретических знаний на практике. - развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. |
|||||||||||||||
Этап 9. Домашнее задание. Цель: закрепление и углубление знаний по теме фотосинтез. Форма работы: индивидуальная. |
|||||||||||||||||
Обязательное задание:
пересказать параграф 27 стр.95-98, повторить
параграф18 стр.46-48 учебник 4 класса. Дополнительно (по выбору учащихся): Объясните, как вы понимаете выражения: Огонь костра – это солнечная энергия. Растения – это солнечные консервы. Растения – связывают Землю с космосом. ответить на 3 и 4 вопросы стр.98 Составьте 2-3 буриме по сегодняшней теме, используя опорные слова: солнце, жизнь, фотосинтез, кислород. |
- развитие способности к
самоорганизации и самоконтролю. - формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи. - формирование способности к моделированию ситуаций. - формирование способности работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений. |
||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||
Озвучивает домашнее задание, объясняя его суть и последовательность действий при выполнении. | Записывают задание. Слушают объяснения учителя. Задают уточняющие вопросы при недопонимании. | - развитие навыков активного
слушания и правильной постановки вопросов. - формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |