Орфографическая подготовка учащихся начальных классов к изложению

Разделы: Начальная школа


Орфографическую подготовку учащихся к письму изложений нельзя рассматривать как нечто обособленное от всей системы работы учителя по русскому языку. Орфографические навыки у учащихся накапливаются постепенно, начиная с первого класса. Успех в накоплении этих знаний зависит от методически грамотных приёмов работы учителя.

Добиваясь прочных орфографических навыков у учащихся, я в своей работе стараюсь придерживаться следующих требований:

1) Повседневно следить за правильной устной речью учащихся. Не оставлять ни одного неправильно сказанного слова и выражения учащимися без исправления.

2) При объяснении любого нового материала постоянно включать в тексты слова на правила, пройденные ранее.

3) Требовать от учащихся знания точных формулировок правил и умения подтверждать их при каждом опросе разными новыми примерами.

4) Постоянно упражнять учащихся в разборе состава слова, в умении осмысленно выделять корень, подбирать родственные слова, выраженные не только существительными, но и прилагательными и глаголами ( по возможности)

5) Выработать у учащихся навык мгновенно, до написания слова, воспроизводить в памяти правило и применять при письме. Для этого проводить как можно больше тренировочных упражнений с переключением внимания учащихся с одного орфографического правила на другое (на лошади, на лошадке; в роще , у рощи запевали песню, запивали лекарство и т.д.)

6) Особо трудные слова включать в текущие тренировочные работы.

7) Помимо общеизвестных приёмов, упомяну ещё об одном приёме, при котором” фиксируется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ внимание учащихся на особо трудных словах” при написании их.

- Сейчас я скажу вам слово с безударным гласным в котором ученики очень часто допускают ошибку. Вы постарайтесь запомнить, как надо его писать.

Когда внимание мобилизовано, все слушают и смотрят на учителя ,пишу на доске ПАЛЬТО.

А есть слово, в котором иногда даже отличники ошибаются. Вот как надо его писать: ВИНЕГРЕТ. (Буквы Е и И выделяю цветом и обращаю на них особое внимание учащихся.)

Разумеется, предельное внимание можно вызвать и другим образом. Для запоминания в один раз следует давать только одно- два слова, не больше.

Перед каждой работой творческого характера в процессе орфографической подготовки я возобновляю в памяти учащихся то, что специфично для данной работы или заметно ослаблено в знаниях учащихся, стало забываться.

Наиболее трудные слова и выражения, которые учащиеся должны включить в свои работы, выписываются на доске. Во время работы , если она не проверочная, разрешаю пользоваться орфографическим словарём или прибегать к помощи учителя;

Указанные приёмы по орфографической подготовке, однако, не обеспечивают ёщё безупречно грамотного выполнения работы, требуется помощь учителя в овладении содержанием текста в должной логической последовательности, в умении выделить главное и второстепенное (чтобы знать, за счёт чего можно сократить работу, если потребуется), умение правильно строить предложения и употреблять нужные слова. При письме изложений от учащихся требуется очень большое напряжение памяти и внимания для изложения содержания и грамотного написания работы.

Поэтому, готовясь к уроку, я стараюсь тщательно продумать весь процесс подготовки учащихся к письму изложения.

Необходимо чётко сформулировать основные цели урока, наметить виды и приёмы для осуществления этих целей. Кроме общих целей , в уроке могут быть цели, специфичные только для данного урока; их я указываю обыкновенно в начале плана.

Обязательной для каждого урока по обучению учащихся письму изложений является работа над содержанием (понимание и правильность передачи содержания), работа над логической последовательностью (планом), правильным пониманием слов (словарная работа), а также орфографическая подготовка учащихся (предупреждение возможных грамматических ошибок)

Навыки правильного построения предложений в устной и письменной речи даются учащимся с первого класса. Если эту работу проводить систематически на протяжении первых двух лет обучения (например с каждым словарным словом дети дома и в классе составляют предложения), то процесс подготовки к изложению в 3-4 классах значительно облегчается и сокращается. НО это не значит, что можно ослабить внимание к вопросу обучения детей правильному построению предложений в 3-4 классах, наоборот надо расширять работу, связанную с построением предложений по мере ознакомления учащихся с новыми типами предложений, новыми сведениями об основных частях речи.

При исправлении ученических работ творческого характера учитель обращает внимание:

  • НА СОДЕРЖАНИЕ (правильность, точность, соответствие с действительностью);
  • ПЛАН (последовательность передачи, связь между частями, соразмерность частей);
  • ЛЕКСИКУ (правильное употребление слов, яркость слов и выражений);
  • СТИЛЬ (правильное построение предложений, расположение членов, согласование);
  • ОРФОГРАММЫ
  • ВНЕШНИЙ ВИД (каллиграфия, аккуратность);

При проверке тетрадей я классифицирую ученические работы: выделяю в особые группы

работы учащихся, допустивших ошибки в содержании (какие, сколько, кто), в особые группы работы с ошибками в плане изложения ( в чём именно, кто ). Таким же образом классифицирую ошибки в работах учащихся по лексике и стилю.

При анализе и обсуждении работ в классе не следует брать для разбора самую неудачную работу- это погасит искру творчества у учащегося.

В классе, как правило, разбираю работы, отражающие “массовые” ошибки, но этого недостаточно. Необходимо последовательно разобрать всю систему требований к изложению и допущенные ошибки по содержанию, плану, стилю, лексике, правописанию и внешнему виду. Даже если по содержанию допущена хотя бы одна ошибка, её необходимо разобрать в классе Разбор в последовательной системе даёт ученикам возможность понять, на что им следует обращать внимание при письме изложений, и чего следует избегать. При разборе ошибок я пользуюсь и соответствующей терминологией, понятной для учащихся: не “ стиль”- а “неправильное построение предложений”, не “лексика” - а “неправильное употребление слов”.

Очень полезно прочитать одну – две наиболее удачные работы , предложив учащимся самим указать чем хороши эти работы. Слабые работы можно разобрать индивидуально после урока.

Работу над ошибками, связанную с неправильным построением предложений, иногда провожу тут же в классе. Исправленное предложение записываю на доске, а ученики пишут его в тетради.

Исправление орфографических ошибок в изложении проводим в классе так же, как и при исправлении ошибок после диктанта.